Юрий Бородин

Лана Криптос: литературный дневник

ОБ ОДНОМ КРЫЛЕ ПЕГАСА


В период Серебряного века, или, как определял его Бердяев, ренессанса "пушкинского золотого века", поэтический бум был отмечен, кроме всего прочего, массовым изданием книг, авторы которых обещали научить писать стихи каждого желающего.
Например, такие издания, говорящие сами за себя:


"Как научиться писать стихи. Составил Ямб Хореич. СПб., 1908";


"Л. Д. Кранц. Путь к славе. Как стать поэтом? Москва, 1915";


или вот ещё чудо, которое обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй:


"Полная школа выучиться писать стихи. Сборник примеров и упражнений для самоизучения в самое короткое время и не больше как в 5 уроков сделаться стихотворцем. В двух частях. Составил С. С. Будченко, дополнил Н. Е. Горный. Издание 4-е, переработанное и дополненное. Москва, 1914".
А?! Название прямо даст фору современным заманухам.


"Рекламные обещания подобных авторов, - отмечал известный литературовед и историк Вадим Кожинов, - могли увлечь, конечно, только невежественных и легковерных людей... Нельзя научить человека писать стихи, если вкладывать в это слово его полный и подлинный смысл, если иметь в виду не рифмованные фразы, а произведения поэзии...".


Впрочем, и сам Вадим Валерьянович, глубокий знаток отечественной поэзии, является автором известной книги "Как пишут стихи". Правда, цель своего исследования автор определял как "стремление показать необычайную трудность, напряженность, сложность дела поэта - дела, которое многие представляют себе упрощенно или слишком смутно".


Зарождение тенденции "обучаемости стихам" в начале прошлого столетия главным образом основывалось на работах по теории стихосложения современников. Таких, как Николай Шульговский ("Теория и практика поэтического творчества. Технические начала стихосложения", "Занимательное стихосложение", "Прикладное стихосложение"), Валерий Брюсов
("Краткий курс науки о стихе. О метрике и риторике стиха", "Опыты по метрике и ритмике...").
Также в 20-х годах была очень популярна работа поэта и переводчика Георгия Шенгели "Трактат о русском стихе", который издавался дважды.
А в аннотации к его книге
"Техника стиха. Практическое стиховедение", вышедшей в 1940 году, можно было прочитать, что книга эта "является практическим руководством для начинающего поэта", помочь поэту овладеть элементарной стиховой техникой - "поставить ему руку", как говорят пианисты".
Казалось бы ничего плохого в этом нет, если бы не привычка воспринимать теорию стихосложения в качестве "свода правил" как писать стихи.
Проза от этого была освобождена, поскольку не существовало, да и не существует теории "прозосложения".


Но если говорить серьёзно, то такая тенденция несколько позже вполне себе вписалась в дух культурной революции с её лозунгом: "Искусство принадлежит народу" - именно в том смысле, что любой желающий из "широких масс" может запросто создать произведение искусства, надо лишь прилежно и упорно учиться определённым вещам и приобретать необходимые навыки.
Кстати, и сегодня подобное представление вполне себе живуче. Года два назад ВКонтакте прочитал у одного уважаемого и творчески активного человека следующее, цитирую дословно:
"Мы живём в то прекрасное время, когда доступ к искусству открыт для широких масс. ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ может не только любоваться прекрасными творениями, но и создавать их сам".


Как мы знаем, в 1933 году в нашей стране и создаётся кузница для массовой "ковки" писателей и поэтов - Литературный институт им. Горького.
Именно так - идеологическим образом определялась цель-максимум нового учебного заведения.
Ясно почему ответственным
за формирование кадрового состава литературного вуза назначили писателя и партийного функционера 
Владимира Ставского. А на торжественном открытии будущей "литературной кузницы" выступили поэт Демьян Бедный и представитель Института красной профессуры Леонид Коган.


Но, как справедливо отмечал писатель и литературный критик Михаил Визель, "Литературный институт задумывался иначе - он возник по инициативе Горького в 30-е годы, когда страна боролась с неграмотностью и стоял вопрос о повышении культурного уровня".
Иными словами, приобщение к литературе и должно было помочь преодолению этих острых социальных проблем. Но одновременно при этом сама атмосфера Литературного института создавала обстоятельства, в которых человек, имеющий талант, мог стать писателем.


Но вернёмся к стихам.
Среди прочих "пособий", практикумов" и "методичек" начала прошлого века, обещавших читателям сотворить из них поэтов, выходит и знаменитая статья Маяковского с соответствующим названием - "Как делать стихи".
Правда, глашатай эпохи не собирался никого обучать - он делился собственным опытом поэтической работы, признаваясь, не без лукавства, что из всех стихотворных размеров он не знает ни одного.


"Говорю честно, - писал поэт. - Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху...
Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трёх..."
Основной силой, основной энергией стиха Маяковский считал улавливание внутренним слухом возникающего ритма:
"Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся".


Можно по разному относиться к теории стихосложения, но она существует, и от этого сурового факта не отмахнуться.
И теорией этой серьёзно занимались и занимаются крупные учёные:
Борис Томашевский (Стилистика и стихосложение); Леонид Тимофеев (Изучение стихосложения в школе); Ефим Эткинд (Разговор о стихах); Виктор Жирмунский (Исследования по теории стиха).
Уже в нашем веке вышли такие издания, как "Русское стихосложение" Александра Илюшина, "Основы стиховедения (Классическая учебная книга)" Владислава Холшевникова и, конечно же, "Метр и смысл" Михаила Гаспарова.
Но, уверен, все они подпишутся под словами Валерия Брюсова, что "каждое искусство имеет две стороны: творческую и техническую. Способность к художественному творчеству есть прирождённый дар, как красота лица или сильный голос; эту способность можно и должно развивать, но приобрести её никакими стараниями, никаким учением нельзя".
_______


И вот совсем недавно вышла небольшая книга Бэлла Слесарченко прямо с "ностальгическим" названием - "Как писать стихи: техника стихосложения для начинающих пушкиных".
Если я заочно не знал бы автора, то я наверняка, как аллигатор, затрепетал бы от предвкушения скорой добычи. Но Бэлла меня обезоружила, хотя когда-то мы вели с ней горячую полемику на эту тему.
За названием книги с абрисом самого Пушкина на обложке не скрывается ничего претенциозного.
Наоборот, материал излагается с немалой долей иронией, характерной вообще для автора, и одновременно с твёрдым убеждением полезности техники стихосложения для начинающих "стихотворцев".
И судя по образу читателя, с которым автор ведёт доверительный и занимательный диалог, книга эта адресуется тем, кто делает буквально первые шаги по стихотворным строчкам.
Поэтому, как и заявлено в аннотации, "автор простым и понятным языком излагает азы стихосложения, рассказывает и показывает, как устроено стихотворение, подробно разбирает многочисленные примеры, раскрывает секреты техники, объясняет, как развить свой ритмический слух...."


И главное, концептуальное, Бэлла Слесарченко не сулит, как это нередко можно встретить у авторов подобных книг, лавровых венков своим "подопечным".
"... Эта книга не сделает вас поэтом, - пишет она. - Даже если, благодаря знаниям, полученным из неё, вы доведёте свои технические навыки до автоматизма и совершенства, это вряд ли произойдёт. Поэзия – это немного другое.... Талант в искусстве очень важен, божий дар не заменить никакими упражнениями, никакой настойчивостью и муштрой".


Но при этом автор делает важное уточнение:
"В любом случае при равных объёмах данного природой таланта мастеровитые, добротные, грамотные стихи лучше неумелых, беспомощных и безграмотных.
Вот такой вот получается синтез божьего дара и техники, вдохновенного полёта и рутинной работы. Чтобы летать, одинаково нужны и важны оба крыла. И не случайно Пегас – это
всё-таки конь, хоть и с крыльями".


Интересное толкование образа Пегаса. Одно крыло - техническая сторона, другое - творческая.
А поскольку это "всё-таки конь" - то надо понимать, что поэтическое творчество - это нелёгкий труд.


И ещё я отметил бы одну мысль, озвученную Бэллой в виртуальной нашей беседе. Говоря о ликбезе среди "больных написательством", она заметила:
"Люди ведь всё равно пишут. Кто во что горазд. А так хоть, я надеюсь, уши в трубочку сворачиваться не будут".


Само же содержание книги должны оценить те, кому она адресована.
Книга пока в "электронке".
www.litres.ru/book/bella...
________


В заключение вот о чём хотелось бы сказать. Поэт имеет дело напрямую со стихотворной речью, фиксирующей определённые ритм, мелодику, интонацию, а литературовед или филолог определяют, в какой стихотворный размер эта речь, грубо говоря, легла.
Система стихосложения - это по сути язык исследователей поэзии, а не самого поэта.
Надо понимать, что теория стихосложения начала формироваться, мягко говоря, несколько позже, чем возникла сама поэзия. Стиховеды создавали теорию метрических систем исходя именно из поэтического материала, а не наоборот: то есть, сначала возникла метрика, а потом по ней поэты стали писать стихи.
Автор Юрий Бородин



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.05.2025. Юрий Бородин