О чём поёт СольвейгНесмотря на то, что Ибсен – культовая фигура в Скандинавии, как у нас Пушкин или Толстой, и великий драматург, которого иногда ставят на второе место после Шекспира, в массовом сознании представление о "Пер Гюнте" закрепилось благодаря великолепной музыке Эдварда Грига. Именно благодаря Григу Сольвейг стала лирическим символом любви и верности. Тем не менее она сама и история её любви не так однозначны, как кажется на первый взгляд. Главный вопрос: стоил ли Пер Гюнт того, чтобы Сольвейг покрыла позором свою любящую семью и обрекла себя на заключение в лесной лачуге на сорок лет? Согласна с автором приведённого ниже материала, Пер такой жертвы не достоин. "Всё хорошее в нём - свобода духа, творческий дар - находится в стадии потенциала. К этому ничего не прилагается - ни воли, ни совести, ни принципов. В чём же тогда смысл её жертвы? Поэтому на Сольвейг не стоит смотреть глазами реалиста. Она не персонаж, а поэтическая метафора, сакральный образ. Идея спасительной, святой женской любви вообще очень любима Ибсеном. В разных местах текста он расставляет многозначительные маячки. ; Сольвейг источает сияние. Само её имя - "Сольвейг" - означает в переводе "солнечный путь", "сила солнца". Первое, что говорит Пер, увидев Сольвейг - "Какая светлая!" А когда она приходит к нему в его избушку, он не решается к ней даже приблизиться: "О Сольвейг! Дай тобой полюбоваться!.. Не надо слишком близко. Лишь смотреть… Какая же ты светлая!" "Женщина с светлым, прекрасным лицом". "Она стоит прямая, стройная, с кротким выражением лица". ; Сольвейг - невинное создание, непорочная дева. Она едва переступила порог хижины Пера, и ещё не развязала свой узелок с вещами, как Пер уходит. Он не смеет к ней - такой светлой - даже прикоснуться. Он понимает: та моральная грязь, которой он себя бездумно замарал, коснётся и её. Поэтому он и покидает Сольвейг в тот же вечер. ; Любовь Сольвейг и её отречение от всего ради Пера - это духовный подвиг спасения его гибнущей души, а не любовно-романтическая история. Поэтому вопрос "что же она нашла в этом никчёмном парне, которого ненавидит вся деревня?" не имеет смысла. В этом случае, чем ниже он пал, тем больше сила притяжения её любви. Почему Ибсен сделал Сольвейг слепой? Поэтому в самом конце пьесы потерявшийся между жизнью и смертью Пер Гюнт падает ей в ноги и молит: О мать моя! К тому же она видит Пера не глазами, а своей любящей душой. Теперь ей есть кого утешить, кому излить свою нежность и любовь. Она гладит Пера по седой голове и укачивает его, как укачивала бы и утешала всех своих нерождённых детей. Спи, мой мальчик ненаглядный. © Copyright: Лана Криптос, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|