О чём поёт Сольвейг

Лана Криптос: литературный дневник

Несмотря на то, что Ибсен – культовая фигура в Скандинавии, как у нас Пушкин или Толстой, и великий драматург, которого иногда ставят на второе место после Шекспира, в массовом сознании представление о "Пер Гюнте" закрепилось благодаря великолепной музыке Эдварда Грига. Именно благодаря Григу Сольвейг стала лирическим символом любви и верности. Тем не менее она сама и история её любви не так однозначны, как кажется на первый взгляд. Главный вопрос: стоил ли Пер Гюнт того, чтобы Сольвейг покрыла позором свою любящую семью и обрекла себя на заключение в лесной лачуге на сорок лет?


Согласна с автором приведённого ниже материала, Пер такой жертвы не достоин. "Всё хорошее в нём - свобода духа, творческий дар - находится в стадии потенциала. К этому ничего не прилагается - ни воли, ни совести, ни принципов.
Он бросает старую мать на растерзание кредиторов и смерть в нищете, не пропускает ни одной юбки в деревне, согласен продаться троллям за деньги, торгует рабами, врёт и даже убивает. И, между прочим, за все эти сорок лет ни разу не вспоминает о Сольвейг."


В чём же тогда смысл её жертвы?
Вот что пишут об этом литературные критики.
"В "Пер Гюнте" всё символично и многозначно. Был ли на самом деле Пер в пещере Горного Короля или это сон, умирает Пер в конце или нет, кто такие Пуговичник, Кривая и Постронний пассажир - на эти вопросы можно дать разные ответы.


Поэтому на Сольвейг не стоит смотреть глазами реалиста. Она не персонаж, а поэтическая метафора, сакральный образ. Идея спасительной, святой женской любви вообще очень любима Ибсеном. В разных местах текста он расставляет многозначительные маячки.


; Сольвейг источает сияние. Само её имя - "Сольвейг" - означает в переводе "солнечный путь", "сила солнца". Первое, что говорит Пер, увидев Сольвейг - "Какая светлая!"


А когда она приходит к нему в его избушку, он не решается к ней даже приблизиться:


"О Сольвейг! Дай тобой полюбоваться!.. Не надо слишком близко. Лишь смотреть… Какая же ты светлая!"
; Её красота иконописна, духовна. Она не красива, а прекрасна. Кажется, что Ибсен описывает не реальную женщину, а Сикстинскую мадонну с полотна Рафаэля. В тексте есть всего две, но очень выразительные авторские ремарки:


"Женщина с светлым, прекрасным лицом". "Она стоит прямая, стройная, с кротким выражением лица".
; Сольвейг в пьесе подчёркнуто религиозна. Она никогда не расстаётся с молитвенником.


; Сольвейг - невинное создание, непорочная дева. Она едва переступила порог хижины Пера, и ещё не развязала свой узелок с вещами, как Пер уходит. Он не смеет к ней - такой светлой - даже прикоснуться. Он понимает: та моральная грязь, которой он себя бездумно замарал, коснётся и её. Поэтому он и покидает Сольвейг в тот же вечер.


; Любовь Сольвейг и её отречение от всего ради Пера - это духовный подвиг спасения его гибнущей души, а не любовно-романтическая история. Поэтому вопрос "что же она нашла в этом никчёмном парне, которого ненавидит вся деревня?" не имеет смысла. В этом случае, чем ниже он пал, тем больше сила притяжения её любви.


Почему Ибсен сделал Сольвейг слепой?
Чем ближе к концу пьесы, тем очевиднее: "лесная мученица" (с) Сольвейг - это норвежская Мадонна-заступница, мать всем, кто нуждается в любви.


Поэтому в самом конце пьесы потерявшийся между жизнью и смертью Пер Гюнт падает ей в ноги и молит:


О мать моя!
Жена моя! Чистейшая из женщин!
Так дай же мне приют, укрой меня!
Сольвейг слепа, и в этом двойной смысл. Она помнит Пера таким, каким он ушёл от неё - двадцатилетнем парнем, таким она его и любит до сих пор. Того Пера, который пал ей в ноги спустя сорок лет - старого, измученного и седого - она просто не видит. Для неё вернулся тот, юный Пер, которому она уже годится в матери.


К тому же она видит Пера не глазами, а своей любящей душой. Теперь ей есть кого утешить, кому излить свою нежность и любовь. Она гладит Пера по седой голове и укачивает его, как укачивала бы и утешала всех своих нерождённых детей.


Спи, мой мальчик ненаглядный.
Я твою колыбельку тихонько качаю.
Это Колыбельная песня Сольвейг, она известна гораздо меньше её популярной Песни. В отдалении, на втором плане, здесь звучит хоровой псалом: дело происходит на Троицу, люди идут в церковь. Этот псалом расставляет все точки в смыслах финала."
Информация взята из https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/solveig-mechta-mujchiny-gore-materi-ili-ikona-greshnika-5f91324a6ca69c78025d976a



Другие статьи в литературном дневнике: