В нашей стране издревле песня оценивалась слушателем, в основном исходя из ее содержания. В последнее время мы слышим все больше кустарных поделок, выполненных с явным нарушением всех возможных принципом стихосложения, когда вокалисту приходится «натягивать» текст на ноты, а драматургия хорошо слаженного текста уступает место скороспелым речевкам. Для того, чтобы помочь автору песенных текстов в его нелегком деле, и написана эта работа.
Для начала разберемся в том, что есть текст песни. Западный подход к песенному тексту формулируется так: слова и голос исполнителя есть музыкальный инструмент, призванный добавить красок в аранжировку, сделав ее законченным музыкальным произведением. Большой смысловой нагрузки западные тексты, как правило, не несут. Хотя, конечно, есть исключения. У нас в России песню, текст которой, построен на двух постоянно повторяющихся словах, слушать, возможно, и будут. Но недолго.
Русскому уху привычнее содержательные тексты. По сути, наша песня – это драматическое произведение, подчиняющееся законам драматургии. Учитывая, что в среднем объем текста песни не превышает двух десятков коротких строк, мы должны понимать, что каждое слово здесь важно, необходимо и незаменимо. Ту содержательную информацию, которую песня призвана донести до слушателя, мы должны выразить очень ограниченным набором слов. Следовательно, эти слова должны быть выверены до мелочей, неся при этом необходимый объем информации, построенной по законам драматургии на конфликте. При этом слова песни должны легко и комфортно петься и, самое главное, с удовольствием слушаться. Слушатель должен ощущать близость слов своему состоянию, своим эмоциям, мыслям, чувствам.
Слова песни.
1. Текст песни должен строго соответствовать структуре песни (количеству и порядку куплетов, припевов, бриджа).
2. Текст должен строго соответствовать размеру песни. То есть количество слогов должно четко соответствовать музыкальному размеру. Если вы пишите текст и не сильны в музыке, попросите вокалиста пропеть ваш текст. Сразу поймете, поется он или нет.
3. Стилистика текста должна соответствовать стилистике музыки: грустная лирическая музыка не сочетается с юмористическими текстами.
4. Текст должен быть вокально-адаптированным, не иметь сложно произносимых слов и словосочетаний. Количество слов должно быть минимальным. Текст должен быть лаконичен, прост для восприятия и легко идентифицироваться.
5. Смысл и содержание текста должны легко формулироваться одной фразой. Эта песня про то, как…
6. Слова припева должны обобщать содержание куплетов и выражать общую идею песни. Смысл песни должен быть понятен даже если слушатель услышал один припев.
7. Текст песни должен содержать ее название. В идеале – это должны быть слова припева. Тем самым вы делаете возможным ее заказ на радио.
8. Слушатель должен ассоциировать себя с героем (героями) песни. У каждого в жизни была несчастная любовь, дружба, расставание, проводы и т.д. Важно затронуть текстом именно ностальгические струны души слушателя.
9. Исполнитель не должен выглядеть в неприглядном свете. Недопустимо выставлять исполнителя лжецом, подлецом, стервой, неряхой и т.д., если не преследуется конкретной цели (например – в юмористических песнях).
10. Текст не должен звучать нравоучительно и наставительно. Не следует показывать слушателю, что исполнитель умнее, чем он. Тем более что в большинстве случаев это не так J
11. Текст (особенно – припев!) должен содержать яркие запоминающиеся свежие образы. Про любовь написаны десятки тысяч песен. Количество слов, использованных в этих песнях, конечно. В большинстве случаев написание нового текста про любовь означает нахождение нового оригинального порядка старых заезженных слов. Чтобы сделать что-то свежее, нужно найти свежий, ранее неиспользовавшийся образ.
12. Текст должен быть лишен «избитых» слов и словосочетаний и очевидных банальностей. Я всегда стараюсь обходить такие слова как «любовь», «небеса», «облака», «нежность», «небо», «мечтать». Вообще, тему любви я назвал бы одной из самых сложных тем для песен. При всей кажущейся простоте, работать с этой темой и не опустится до декламации высокопарных банальностей оказывается очень трудно. Сказать о любви так, как до вас никто не сказал – вот достойная, но, увы, труднодостижимая цель. Использование фраз, основанных на признании в любви – уже банальность. Использование заезженной схемы построения песни «я тебя любил / любила, а ты меня бросил / бросила, но я тебя все равно люблю и поэтому страдаю» — банальность в квадрате. И уж совсем неприемлемыми являются слова типа «вышина» и «небеса». За использование подобных слов я бы навеки лишал права работать в сфере шоу-бизнеса. Бойтесь, графоманы, придет мое время!
13. Припев должен быть прост для запоминания. Ну как тут не похвалишь себя любимого. «Дай мне крылья – и стану я птицей. Дай мне крылья – смогу я летать. Дай мне крылья – и дней вереницу Без печали смогу я встречать». Классическая схема построения припева: яркий образ, повтор шляг-фразы, элементарная запоминаемость. Ну разве я не молодец?
14. На протяжении всей песни текст должен нести единую смысловую нагрузку.
15. Текст должен «цеплять» с самого начала и держать внимание слушателя до конца песни.
16. Тема и стилистика текста должна быть близка максимально широкому контингенту слушателей. То есть не рекомендуется использовать явные экспрессивные молодежные выражения в песне, рассчитанной на широкую аудиторию. Не стоит также употреблять «заумные» слова.
17. Не рекомендую пытаться объяснить слушателю образ исполнителя. «Я как одинокая вишня» — звучит как слова клоуна в костюме Петрушки, который играет настолько плохо, что для понятности должен поминутно объяснять, кто он. Не нужно также объяснять, что исполнитель чувствует. Все это должно становиться ясно из общего смысла песни.
18. Следует избегать ненужных подробностей, явных украшательств и бессмысленных пояснений. Для меня верхом абсурда являются слова песни «Я-я яблоки ела, я-я просто сгорела». Что хотел сказать исполнитель – остается за скобками. Зачем нам рассказывается про гастрономические предпочтения артиста? Или небезызвестная песня «КакАко-какаО-ко-ко-ко-ко». Это же просто вершина идиотизма! Рифмы другой не было? Словарь рифм, между прочим, продается в Доме книги.
19. Каждое слово текста должно быть выверено, взвешено, опробовано на вкус, и стоять как патрон в обойме: на своем и только своем месте! Хороший текст отличается тем, что его уже невозможно изменить. То есть ни одно слово не может быть заменено на аналогичное, или похожее, или другое, но близкое.
20. Сюжет песни должен развиваться от начала к концу, иметь явно очерченную структуру и не носить характер притянутого за уши.
21. Сюда же следует отнести распространенную стилистическую ошибку начинающих словописцев: события песни происходят в разных временах. Это недопустимо. Если мы начали песню в прошедшем времени, то в нем мы и должны остаться. Единственное исключение – когда в финале события развиваются в будущем: случится что-то и тогда все изменится так-то и так-то. Но путаницы времен нужно избегать всегда.
22. Хорошая песня помимо информационной нагрузки, несет на себе некий побудительный мотив: давайте сделаем то-то и то-то, чтобы не было так-то и так-то. И здесь важно, чтобы этот побудительный мотив (если он есть) был один и только один.
23. Песня должна нести только одну эмоцию. Если в первом куплете мы апеллируем к состраданию (исполнителя жалко), то во втором куплете нельзя менять вектор эмоции и уводить слушателя от сострадания к презрению или зависти. Кстати, как мы уже говорили, презрение – недопустимая для песни эмоция.
24. Не пишите о том, что дорого и близко только вам. Один мой друг написал очень хорошую музыку к песне. Изначально это были музыка и слова. Ему хотелось донести до слушателей свою эмоцию относительно любовной трагедии, коснувшейся лично его. Песня была неплохая, но изобиловала подробностями конкретных отношений конкретных людей. Ее метафоры были абстрактно-туманными и не отличались легкостью понимания. Я обратил внимание автора на этот факт. «Кому надо – поймет» — ответил он. Текст пришлось писать заново. Сейчас эту песню знают миллионы.
Структура хитовой песни должна быть такой:
1. Куплет 1 (или первая часть куплета). Интродукция. Объяснение: почему, где, что. С первых слов должно быть понятно настроение героя / героини и всей песни.
2. Куплет 2 (или вторая часть куплета). Конфликт. Было так, но почему-то стало иначе. Было хорошо, стало плохо. Проблема. Герой встает перед выбором. Конфликт.
3. Бридж (если есть). Усиление конфликта. Резюмирование всего вышесказанного.
4. Припев. РЕШЕНИЕ. Выход из тупика, призыв к действию, перемена ситуации, перелом.
5. Куплет 3. Результирующий. Что стало после слов припева. Что теперь будет. Все улучшилось (или улучшится). Выход из конфликта.
За сим – с пожеланиями новых творческих побед, Сергей Ширяев, композитор, поэт, солист группы «Стиляги»