7 вопросов, которые нужно задавать себе!

Мила Даничкина: литературный дневник

7 вопросов, которые нужно задавать себе, чтобы тексты песен получались лучше


Для того, чтобы создать идеальный текст, иногда приходится проводить часы и дни, переписывая и обновляя придуманное. Вот семь вопросов, которые вы можете задавать, чтобы устроить себе экзамен во время и после написания текстов.При самом удачном исходе событий написание текстов песен — это магическое смешивание образов и истории. Оно уносит слушателя в созданный вами мир и удерживает там на протяжении всей песни (и после). Однако для того, чтобы создать идеальный текст, иногда приходится проводить часы и дни, переписывая и обновляя придуманное. Поскольку любое искусство — создание и разрушение правил, не существует никакого единого свода законов, куда можно заглянуть и узнать, правы вы или нет. Поэтому единственным критиком и судьей остаетесь вы сами и ваши самые близкие друзья или товарищи по группе. Вот семь вопросов, которые вы можете задавать, чтобы устроить себе экзамен во время и после написания текстов.


1. Все ли написанное соответствует главному посланию песни?


Фрэнсис Форд Коппола в одном из интервью говорил о том, что в фильме каждая маленькая деталь должна соответствовать общему замыслу картины. Для этого он научился выделять одно слово, которым он описывал весь фильм. Например, для фильма «Разговор» он использовал слово «приватность». И когда стилист для одной из сцен принес ему три плаща для героини на утверждение, он выбрал прозрачный плащ, что символизировало незащищенность от взглядов окружающих. Безусловно, он мог выбрать любой плащ, который бы хорошо сочетался с интерьерами и экстерьерами в сценах, но эта конкретная деталь была важна для общего замысла. Если вам кажется, что какая-то строчка выглядит и звучит супер круто, протестируйте ее, насколько она укладывается в общий образ песни. Если ваша песня об океане, то не нужно использовать автомобильную тематику (даже в качестве метафор). И запомните, что не существует плохих или плохо звучащих слов — существует неправильный контекст.


2. Использовали ли вы детали в куплетах?


Если текст состоит из рассказа истории и образов, то куплеты — это самое место для историй. И, как водится, историй не так уж и много, вопрос в том, как они рассказаны и приправлены ли они нужными и интересными деталями. Какие детали заставят ваших слушателей представить именно то, что вы хотите?


Цвета, запахи — все это хорошо работает. Вспомните песню из «Бриллиантовой руки», там есть строчка «ямайским ромом пахнут сумерки» — у сумерек, как таковых, едва ли есть запах, но как точно описывает атмосферу жаркого города эта строчка! Поэт вы или только учитесь, пытайтесь сильнее чувствовать каждое состояние в любой запоминающейся ситуации, и затем записывать все детали, которые позже могут вам помочь.


3. Может быть, вы уже говорили это?


Одна из ловушек, в которую все попадают, — это пережевывание одного и того же. Просмотрите текст, и подумайте, может быть, вы повторяете одно и то же, просто потому что строчки звучат хорошо? На самом деле, если вас вдохновил один лишь порыв ветра, который поднял вверх волосы девушки, даже об этом мгновении можно сказать очень много, ни разу не повторившись. Окончание каждой строчки в куплете — это возможность перейти и углубиться в другие детали.


4. Достаточно ли вы сказали?


Как авторы песен, вы — единственные, кто точно знает, что именно вы хотите сказать. Опасность состоит в том, что некоторым кажется, что слушатели и так прекрасно поймут, о чем речь. Разумеется, поэзия не должна отвечать на вопросы, но она должна хотя бы четко обозначать их и давать подсказки. Запомните, что ни у одного простого слушателя нет привилегии того, чтобы оказаться у вас в голове и узнать, что же именно вы имели в виду. Разумеется, «никто ничего не понял, но все в восторге» иногда случается, но если у вас есть возможность дать полную картину, делайте это по мере своих сил.


5. Являются ли строчки припева главным посылом и запоминаются ли они?


Припев — самая важная часть песни, она должна запоминаться и превращаться в подобие зубной боли (только в хорошем смысле). В припеве лучше всего использовать образы, которые будут полностью охватывать тему песни. С другой стороны, если песня носит социальный или политический характер, припев может быть своеобразным манифестом, подведением итогов рассказанного в припевах. Вторая подсказка здесь — старайтесь самой запоминающейся делать последнюю строчку припева, именно она является кульминацией песни. Ее слышат зрители перед тем, как вернуться к продолжению истории в следующем куплете, или перед самым концом песни.


6. Хорошо ли слова звучат, если вы начинаете их петь?


У всех свои способы написания песен. Кто-то сначала пишет лирику, кто-то музыку. Стинг говорил в своих интервью, что он всегда сначала пишет музыку, затем думает, о чем должна быть песня, придумывает вокальную мелодию, и только затем слова. Как бы хорошо ни звучали слова, придуманные изначально как стихи, если они не ложатся в песню, или их вообще сложно пропеть, придется от них отказаться. Сколько раз вы замечали в стихах, что ударение в некоторых словах смещается? Если не злоупотреблять этим трюком, то можно пользоваться их и в песнях. Если все окружающие «исковерканное слово» слова хороши, то никого не будет тревожить небольшая неправильность, и возможно, она лишь добавит шарма.


7. Правильно ли вы используете все «маленькие слова» и можно ли обойтись без них?


Теперь рассмотрим мелкие детали и слова, которые находятся внутри текста. Уверены ли вы, что все ваши «а», «и» и «но» имеют смысл и необходимы? Если они используются неправильно, то играют роль «лежачих полицейских» внутри песни, и о них будет спотыкаться каждый слушающий песню. Подумайте, можно ли просто отказаться от них? Иногда действительно можно убрать все мелочи, и вы удивитесь, обнаружив, насколько чище и понятнее стал текст.


Привыкните к мысли о том, что написание песен — это, конечно, искусство, но, с другой стороны, это еще и ремесло. Хорошая лирика находится в пространстве баланса между идеей и стилем. Задавая себе вопросы, которые мы привели выше, вы сможете не только рассказать людям то, что хотите, но и сделать так, чтобы они хотели слушать песню еще и еще, и делиться ей с другими.




6 плохих привычек в написании песен


Эта статья — отрывки из книги «Настольная книга звукорежиссера» Бобби Овсински.


Рассматриваем некоторые ошибки, которые то и дело появляются у не очень опытных исполнителей. Неважно, что вы играете — от готик-рока до электроники, от кантри до инди-попа — вам наверняка хочется, чтобы ваши песни были интересны определенной аудитории. Так что держите в уме возможные ошибки и старайтесь их избегать.


Центральная составляющая любого музыкального продакшна — это песня. Я посвящаю целую главу этой книги анализу структуры песни. Разумеется, никто не может предугадать, что именно в ваших песнях затронет сердца поклонников, однако есть некоторые вещи, на которые стоит обращать внимание, и которые были важны с тех пор, как вообще появилась звукозапись. Согласитесь, лучше всего знать, что работает, а что нет, до того, как приметесь что-то делать.


Эта книга — не пособие по сонграйтингу, но я хочу указать на некоторые ошибки, которые то и дело появляются у не очень опытных исполнителей. И учтите, что говорить здесь я буду о песнях абсолютно всех жанров. Неважно, что вы играете — от готик-рока до электроники, от кантри до инди-попа — вам наверняка хочется, чтобы ваши песни были интересны определенной аудитории. Так что держите в уме возможные ошибки и старайтесь их избегать:


Песни слишком длинные
Я довольно часто встречаю «затянутость» в песнях: двухминутные вступления, трехминутные гитарные соло, или пятиминутные аутро — все это в 99% случаев довольно скучно. Идея в том, чтобы держать внимание слушателя. Если у вас есть вариант сделать какую-то часть короче, всегда делайте этот выбор. Единственное исключение — это когда вы можете сделать длинную часть по-настоящему интересной, и это требует хороших навыков в аранжировке. Да и то это работает не всегда.


Есть одно очень крутое длинное аутро у легендарных Lynyrd Skynyrd в песне «Free Bird», и оно работает, потому что аранжировка постоянно меняется, и на каждом 16 такте есть акцент.


Отсутствие фокуса
Иногда у молодых сонграйтеров встречаются песни, в которых нет четкого фокуса: переход от одного аккорда к другому, от одной секции песни к другой совершенно непонятны, даже не профессиональному музыканту или продюсеру, но и простому слушателю. Зачастую это следствие того, что над песней недостаточно хорошо поработали и посчитали, что она закончена, в то время как над ней нужно еще работать и работать. Иногда от песни нужно «отделить» несколько слоев и переделать аранжировку, но лучшим решением чаще является возвращение к самому началу и серьезные перестановки в самой структуре.


Слабый припев
Во многих песнях, написанных неофитами, иногда довольно сложно понять, где кончается куплет и начинается припев — они просто почти не отличаются друг от друга. У хорошего припева всегда должны быть ощутимые отличия от куплета. Можно действовать мягко: добавлять бэк-вокал, еще один инструмент или сразу несколько инструментов — вариантов очень много. Можно же делать очень сильные различия: совершенно другие аккорды и изменение мелодии вкупе с иной аранжировкой — как в «Vertigo» U2, «This Kiss» Faith Hill, или классике Eagles «Hotel California».
Как бы то ни было, необходимо, чтобы припев был энергетически накаленным, суммировал все, сказанное и сыгранное в куплетах, и этим сильно отличался от других частей песен, хорошо запоминаясь.


Отсутствие бриджей
Еще одна общая ошибка новичков — это пренебрежение бриджем в написании песни. Бридж связывает части песен, создавая гармоничный переход от одной к другой, снижая или повышая напряжение между ними. Зачастую мы слышим куплет два раза, прежде, чем появляется бридж. Он может заменять третий куплет или же стоять перед ним. В последнем случае, бридж «задерживает» ожидание припева.


Припев после бриджа обычно является последним в песне, иногда повторяясь для того, чтобы создать правильное напряжение. Если вы ожидаете услышать куплет или припев, но в песне идет что-то, отличающееся музыкально и лирически, то, скорее всего, это бридж.


По сути, явления, похожие на бридж, можно найти во всех видах искусства: напряжение и разрядка — в музыке это переход, например, от громкого к тихому, в фотографии — переход от света к тени, и т.д. Чередуя напряженные и расслабленные части, вы сохраняете интерес публики. Бридж иногда может являться и кульминацией песни (например, «Rope» Foo Fighters).
Или же, наоборот, может быть самой тихой и спокойной ее частью («Baba O’Riley» The Who, где Пит Таунзенд поет «It’s only teenage wasteland»).
Почти в каждой хорошей песне есть бридж, однако есть и исключения. Песни, построенные на стандартном 12-тактовом блюзовом паттерне зачастую не имеют бриджей. Например «Tush» ZZ Top, где после второго куплета звучит рабочий барабан, после чего следует финальное гитарное аутро. Другой пример — это «American Woman» GuessWho/Lenny Kravitz, где мы слышим всего несколько тактов другого гитарного ритма и остановку.


Бледная аранжировка
Эта проблема случается даже у очень хороших сонграйтеров. Под бледностью аранжировки я подразумеваю то, что гитара или синтезатор делают один и тот же набор аккордов или ритмических рисунков на протяжении всей песни. Иногда это может прекрасно работать как прием, но таких случаев единицы — в большинстве случаев это просто скучно. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что песня звучит интересно, и если уж гитара выделывает одно и то же от начала до конца песни, то вы это должны понимать, что этот прием сработает, и выбран он не из-за лени, а как концептуальное продуманное решение.


Отсутствие хуков в начале и конце
Если мы говорим о современной популярной музыке (не о джазе или классике), то весьма распространенное явление — это хук, инструментальная строчка во вступлении, которую по ходу песни мы сможем слышать и в других частях песни. Яркие примеры — гитарный рифф в «Satisfaction» Rolling Stones, свист в «Moves Like Jagger» Maroon 5 или фортепиано в «Clocks» Coldplay. Если ваша песня уже написано, подумайте, какую мелодию из нее вы могли вставить в начало песни.




Здесь можно все же отметить, что жанр композиции играет не последнюю роль. В наше время музыка очень разнообразна, и где-то не требуются, например, сильные припевы. Также трек может быть продолжительностью минут в 10, и его слушают с удовольствием. Опять же, все дело в жанре.
Но в целом статья все же полезная. К сожалению, современная музыка очень бедна на что-то оригинальное. Треки в любом стиле идут как под копирку, и среди всего этого тяжело найти что-то "взрывное". Седьмая плохая привычка в написании песни - это стремление написать ее по всем правилам и не вылезти за рамки канонов. Пока это будет у вас на первом месте, ваша музыка останется "безликой". Каноны, конечно, важны, и совсем далеко от них отходить не надо, но все же не стоит забывать об оригинальности и собственном видении стиля, в котором пишете и исполняете. Не нужно стремиться быть похожим на кого-то. Перенять опыт - да, можно, но все же не стоит забывать о собственной уникальности.



Другие статьи в литературном дневнике: