ПРИМЕЧАНИЯ ШКОЛЫ:
Второй двусложный размер именуется ЯМБОМ. Это стопа, в которой ударный второй слог.
"Мой дядя самых честных правил" - простейший пример.
А вот ещё ПРИМЕРЫ:
Я все награды роздал,
- / - / - / -
Я все чины раздал.
- / - / - /
(Щербаков) - трехстопный ямб.
***
А ну-ка выпьем, храбрые вояки,
- / - / - / - - - / -
Друзья-сержанты, братья-денщики,
- / - / - / - - - /
Не для тоски хмельной, не ради драки,
- / - / - / - / - / -
А для того, что пить не дураки.
- - - / - / - - - /
(Щербаков) - пятистопный ямб, осложненный стопами пиррихия.
***
ЯМБ (греч) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог
краткий, а второй долгий . Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной
версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от
имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые
песни, построенные на энергичном, ямбическом размере.
Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические
(ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и
ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный ямб наиболее простым разговорным
метром. Ямбом писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.
Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому,
лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости
Хотин.
Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный ямб. Можно
сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным ямбом.
Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической
емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией
массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М.
Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным.
В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом.
Пятистопный ямб менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без
рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и
драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный ямб применяется
в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и
др. Относительно редко встречается трехстопный ямб.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.