О темном женскомОдним из следствий, к которым привел маскулинный порядок, явилось то, что фемининная сторона жизни стала рассматриваться в сентиментальном ключе, а правила чувствования превратились в полностью обусловленные, традиционные, что еще более задавило и так подавленное фемининное. Качества, которые теперь принято считать женскими: доброта, иногда неразборчивая, общее или универсальное обаяние, соглашательство (некритичность) - несомненно являются доказательством развитого отношения к Эросу. Эрос — это духовный, или психологический закон, или, выражаясь старыми понятиями, это божественность. В природе фемининный принцип или, как сказал бы простой человек, женская богиня проявляется как слепая сила, пожирающая и жестокая, созидающая, питающая и уничтожающая. Это «женщина всех видов, более смертоносная, чем мужчина», жестокая как в своей любви, так и в ненависти. Это фемининный принцип в его демонической форме. Китайцы зовут его Инь, теневая сила женщины. Так же как в Вавилоне, Аравии и на Ближнем Востоке каждая земная богиня является одновременно и лунной богиней, так и китайский Инь означает как землю, так и луну... Сила, рождающаяся осенью и способная преодолеть солнце — это холод и тьма зимы. Это то время, которое китайцы считают сущностью женского принципа, великого Инь, символизируемым крадущимся в траве тигром, ждущим возможности напасть на добычу и растерзать ее когтями и зубами, и все же выглядящим по-кошачьи мягким, заставляющим забыть о своей свирепости. Греки дали этой женской силе имя Эрос, что означает связанность, большая чем любовь, так как в идее Эроса негативное, или ненависть, составляет такую же существенную часть, как позитивное, или любовь. Амбивалентный и мощный характер фемининного принципа всегда присутствует в психологической реальности мужчины. Похоже, для них женщина обладает демонической властью, хотя многие этого и не осознают. Практически универсальный для мужчин страх попасть под власть очарования женщины и одновременно притягательность этой связи доказывает, что эффект, который на них оказывает женщина, нередко имеет демоническую природу. Обесценивающее отношение, которое показывают многие мужчины по отношению к женщине, - бессознательная попытка контролировать ту ситуацию, когда они чувствуют себя в невыгодном положении или стремление подорвать устрашающую власть женщины, заставляя ее вести себя с ним как мать. Так он освобождается от большого количества своего страха, потому что в своих отношениях с мамой почти каждый мужчина испытал позитивный аспект женской любви. Но даже так он не полностью освобождается от опасений, так как превращая женщину в мать, он, одновременно с этим, превращается в ребенка и сталкивается с опасностью упасть в свое собственное детство. Если это случается, он переполняется слабостью, что еще больше усиливает женщину в такой ситуации. В результате большинство мужчин относятся к женщине со страхом, хотя и бессознательным, или с враждебностью, исходящей из страха или, возможно, занимают доминирующую позицию с целью подавить свой страх. Демонический образ женщины появляется не вследствие опыта общения мужчины с отдельной женщиной; хотя опыт может подтверждать его бессознательные предпосылки, но все-таки этот образ зависит скорее от универсального предположения, основанного на природе мужской анимы, или души, его собственного образа фемининного. Анима — это не женщина, но женский природный дух, обладающий демоническими качествами, нечеловеческая богиня Луна, дающая прямой опыт нечеловеческого Эроса во всей своей мощи, славного и ужасающего. В повседневной жизни мужчина не контактирует с тяжелым, хищным, неумолимым маскулинным принципом напрямую, но встречается с ним в человеческом облике, при посредничестве своей высшей (трансцендентной) функции, дисциплинированного мышления или тренированной физической силы. Но женское в нем не опосредованно через окультуренную и развитую личность. Женский принцип, лунная богиня, действует прямо из бессознательного, подходя к нему близко, как предатель изнутри. Неудивительно, что мужчина боится и не доверяет ему. Эстер Хардинг "Женские мистерии" © Copyright: Ксения Гильман, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|