О Пути актера Михаила ЧеховаМейерхольд, Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Гротовский, Брук... Кого я только не читала в студенческие ГИТИСовские годы... Конечно, сочинения Михаила Чехова тоже были среди моих штудий, но его автобиографическая книга "Путь актера" ускользнула от моего внимания. Теперь, по случаю обучения на коротком курсе по системе Чехова, я взялась и за нее. Его личный опыт, размышления, воспоминания, сам стиль изложения не прямо, но верно ведут к постижению его театральной теории. Сама теория, в отличие от той же системы Станиславского, заняла бы пару десятков страниц... И хотя его же книга "О технике актера" несколько длиннее, все равно основные моменты можно схватить буквально на лету. Это не удивительно... Чехов ведь, прежде всего, актер, практик. Его биография не разбита ни на какие главы, абсолютна поточна, не структурирована ничем, кроме естественной последовательности событий. Но описывая мучительный путь своей души, Чехов рассказывает о профессии больше, чем умницы-режиссеры, способные придать своим размышлениям тщательно продуманный и стройный вид. Меня поразила глубина его персональной бездны и честность с которой он говорил о ней. Эдипов комплекс, алкоголизм, нигилизм и пессимизм, дошедший до нервного расстройства, панические атаки, суицидные наклонности... И за всем этим — отчаянная потребность СМЫСЛА. В пору рождения психоаналитической теории Чехов-младший (племянник великого дяди, чья тень не смогла пересечь ему дорогу) мог бы стать просто пособием для Фрейда и Юнга. И Юнг выиграл бы спор на этот раз. На страницах "Пути актера" настолько точно описано "ночное странствие по морю", что остается только поражаться тому, как, на самом деле, закручены и сплетены пространство и время, ведь Чехов вряд ли читал "Красную книгу", хотя, быть может, и читал что-то из Юнга в более поздние годы. Так или иначе, его судьба — удивительный пример того, как человек сам без внешнего наставления, без проводника прошел сквозь ночь души и обрел себя заново, подарив миру плод своего ужасающего странствия в виде театральной системы, выходящей далеко за рамки узкопрофессиональных поисков. Спасла его профессия, театр спас его. Недаром к системе Чехова так часто обращались позднее различные практики психотерапии, драматерапии и паратеатральных систем, направленных личностное развитие. По большому счету, биография Чехова могла бы называться "Путь шамана", ведь в ней отражены все стадии шаманской болезни и выхода "в мир" после нее в обновленном состоянии. В состоянии бабочки... И, конечно, насколько тесен и мрачен был кокон, настолько ярки краски на крыльях возрожденного существа. Чехов и сам вероятно не осознавал, какой архетипический сюжет ему довелось сыграть в великой драме жизни, но он был великим актером, актером по предназначению, а потому выбор сил, чьи пути неисповедимы и непонятны человеку, пал на него. © Copyright: Ксения Гильман, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|