Флоренция

Ксения Гильман: литературный дневник

Флоренция, боже..! Если бы Данте мог ожить и увидеть то, что творится теперь с городом его любви! Наверное, он бы снова предпочел умереть в ту же минуту. Да и не только Данте... Сколько их, прошедших здесь свой земной путь или его часть, гениев! Только вокруг Уффици стоит не менее двух десятков статуй, изображающих великих людей прошлого, имена которых, связанные с Флоренцией, на слуху у каждого троешника. Так вот о чем я...


О толпах, машинах, фастфуде, селфи-палках, мусоре... Все приметы современного туристического города, которые и в Риме так коробили меня, здесь на лицо, но именно Флоренции они меньше всего к лицу. Я почувствовала себя рыцарем, пролетевшим в один опор сотни миль по пыльным дорогам ради свидания с красавицей, чей портрет был ему подарен захожим пилигримом, и обнаружившего вместо свежей девы зрелую куртизанку. Ей еще присущи уникальные шарм и красота, но она одета в броскую бижутерию и ярко накрашена. Невероятная архитектура, игрушечные кривые улочки из моих средневековых грез, брусчатка и кованые фонари... И всюду реклама, грязь, многонациональный гул. У этого древнего города больше нет своего лица, его украла цивилизация.


О Риме я хотела сперва написать что-то подобное, но не смогла после восхождения на башню замка Святого Ангела, откуда увидела слишком прекрасную панораму города. Все мелкое осталось внизу, закат был близок, Архангел Михаил невозмутимо возносил свой меч над головами немногих добравшихся сюда, как и сотни лет назад. Мир на несколько минут остановился...


Но Флоренция ударила прямо под дых... Я была предупреждена Бродским, когда зимой читала "Набережную неисцелимых", что в такие места нельзя приезжать в разгар туристического сезона, но попыталась обмануть саму себя и время заодно. Нет, не вышло. Венецию я сегодня просто отменила, вычеркнула из списка на этот раз и, возможно, навсегда. Кто знает, занесет ли судьба в Италию еще? Теперь я только знаю, что никогда даже не стану пытаться сверять мечту с реальностью, особенно, когда на улице под сорок...


Единственное, что еще помню — прекрасное пение на одной из площадей. В лучах немного смягчившегося перед закатом солнца красивая певица с оперной постановкой голоса под аккомпанемент аккордеона исполняла популярные арии. Я села прямо на горячую брусчатку и слушала, пока не почувствовала, как слезы подступают к горлу. Я встала и пошла искать воду, тень и тишину в своей дешевой комнатке, благо центр этого города очень маленький и интуитивно понятен — заблудиться было просто негде.




Другие статьи в литературном дневнике: