Город-корабль...остается только постоянно обращаться к тому, что они оставили, смогли, успели нацарапать в застенках. Воспитывать дух сегодня через соприкосновение с тем, что они создали вчера. С восхищением, тоской и пытливым вниманием, помноженным на вскрывшееся не так давно чувство ответственности перед прошлым, будущим и настоящим, как точкой их пересечения, перечитываю и перечитываю сейчас поэзию, мемуары и переписки Серебряного века и каждый раз нахожу новые сокровища. Время титанов, героев и мистиков! Если бы в те дореволюционные годы не народилось это крылатое племя, то вся эта мясорубка ХХ века провернула бы мир без костей: были бы уничтожены сами семена духа. Читатели и писатели, художники и зрители — все были бы окончательно приведены в состояние серой массы. Но все же просочилось и к нам многое, что нельзя уничтожить, потому что рукописи не горят, когда стоят того. А вообще, я совсем недавно начала ощущать что-то вроде смутного "исторического оптимизма"... Может, это пока преждевременно, но кажется, что какие-то процессы идут, подготавливая, что-то вроде нового Серебряного века... Не хотелось бы только, помня опыт прошлого, делать мрачные прогнозы относительно возможных встречных репрессий и новой мясорубки. Хотя вот тут и возникают бесконечные дискуссии о том, возможно ли "сытое" благополучное творчество, не испытывающее противодействия и давления... "В час вечерний, в час заката На стене камеры Кронштадской крепости, где последнюю ночь перед расстрелом провёл Николай Гумилёв, были обнаружены эти нацарапанные стихи... © Copyright: Ксения Гильман, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|