Пора поговорить, мои дорогие... Часто критики( да, да, - именно критики!) горюют о том, что нет сегодня настоящей поэзии. Так ли это? Попытаемся кое-что прояснить. Круг интересов сужается, человек запечатывается в точку. Политика, как чёрная дыра, втягивает в себя жизнь. ...Современные поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Правило здесь одно - разрыв с традицией.("Пусть я беден, но я царствую над собственными обезьянами и попугаями") Намеренному разрыву с традицией конечно же противостоит открытость для восприятия всех литератур и религий, стремление к познанию глубинного психического мира, где соединяются Азия и Европа, магические и мифические прообразы. Это чувствуется ещё у Рембо, задолго до исследований К.Г. Юнга в области коллективного бессознательного и архетипов. В разрознице и разноголосице умирает история. Современная лирика делает историческое пространство столь же безродным, как пространство вещественное. ...Важная тема - дегуманизация. Она прослеживается в устранении естественных эмоциональных позиций, ценимого раньше ступенчатого перехода от вещи к человеку. Отныне человек перемещён на самую нижнюю ступень... более того, он изображается под таким углом зрения, чтобы в нём оставалось как можно меньше... человеческого. Дегуманизация содержания и эмоциональных реакций - следствие неограниченной власти, которую поэтический дух предоставил себе самому. И в поэзии человек стремится к диктатуре. Он уничтожает свою естественность, отстраняется от мира, игнорирует мир ради собственной свободы. Это специфический парадокс дегуманизации. Современная лирика - дело холодное и бесстрастное. Таковы и размышления о ней. Её обсуждают с технической точки зрения... Почти все все ведущие европейские лирики встречают вдохновение недоверчиво и пытаются разделить возбуждение и энергию. "Обнаженное слово" возвышается над восторженной речью... Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними... И только в длительном испытании многозначный магический дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность. Так называемая техника смещений является композиционным приёмом. (Пример. У Гарсиа Лорки читаем:"Тащится чёрная лошадь через глубокий путь гитары". У него же"заросли звонков", "тикающие листья", "дикий лес - чудовищный паук, плетущий сонорную сеть для надежды.") Традиционная функция метафоры - сравнение - резко меняется. Нечто, выдающее себя за сравнение, в тоне и структуре метафоры, - фактически есть полное неравенство. (Примеры. У Элюара: "В бурной равнине гниют корни рыданий". Современная метафора не хочет сводить неизвестное к известному. Современная лирика, используя свойство метафоры соединять нечто близкое и нечто дальнее, игнорирует логическую последовательность и развивает ошеломляющие комбинации. По поводу метафорического уравнивания надо отметить интересный факт. В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире. Внутренняя стремление выхода из действительного и нормального доказывает качество стихотворения. Властительное воздействие поэзии чувствуется всегда, независимо от темноты и сложности материала. Не критик, а читатель безошибочно отличает шарлатанов от поэтов, а сиюминутных авангардистов от призванных. Я привела краткие выдержки из размышлений о лирике Гарсиа Лорка, Бодлера и Эдгаро По, Ортеги-и-Гассета и Малларме. С чем-то можно согласиться, с чем-то нет, чему-то удивиться. Но ТО, что зрелому Поэту интересно окунуться в мысли иноязычных собратьев, это бесспорно. И это создаёт удивительнейшим образом одну почву под ногами и одно небо над головой. Всем нам светит одно солнце по имени - Поэзия. Всех нас роднит один простор по имени - Любовь. И на каком бы языке поэты не говорил - они друг друга слышат. © Copyright: Костандогло Татьяна, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|