Геннадий Айги. Верлибры

Александр Ковальчук Камчатка: литературный дневник

Геннадий Айги. Верлибры
Верлибр-Кафе
=====БИБЛИОТЕКА ВЕРЛИБР-КАФЕ=======


Геннадий Айги (Геннадий Николаевич Лисин), 21 августа 1934 – 21 февраля 2006, – российский поэт, писавший на чувашском и русском языках. Один из лидеров советского авангардного искусства 1960-1970-х годов, создатель русского поэтического сюрреализма.


Стихи Айги на сайте Вавилон:
http://www.vavilon.ru/texts/aigi0.html



Тишина
Здесь
Прощальное
Отъезд
Отмеченная зима
Из гостей
Любимое
Из зимнего окна
Снова – любимое
Окна весной – на Трубной площади
Снова – сон-«потепление»
Женщина этой весной
Сад ноябрьский – Малевичу
Утро в Переделкине
Поле: колосится рожь
Альт
Вспоминается в рост
Все так же с тех пор
Астры на столе
Весть с юга
К распределению сада
Девочка в детстве
Утро в августе
Зимний кутеж
Вторая весть с юга
Река за городом
Весть в терцинах
К появлению снега




ТИШИНА


1


с тех пор как я помню что-либо
знаю
по боли в глазах
где и какими ударами
молчание наше окрашивают
и упоминанья достаточно
здесь где шумят пробужденья


2


а те с того самого времени как начали видеть свет божий
стали впервые теперь различать
черное от белого
и пришли в восторг и торопятся уже сообщить
вот это — белое
а это черное


3


бьют
в зреньи другие раскалыванья
и в криках как будто годами
во мне утоптанных
связей ищу как прожилок
когда продвигаясь облеплен насмешками
словно репейником
где-то в овраге
один
(о как это было
когда-то
одиноко и чисто
лишь я и поле
как мир)


1955—1956


ЗДЕСЬ


словно чащи в лесу облюбована нами
суть тайников
берегущих людей


и жизнь уходила в себя как дорога в леса
и стало казаться ее иероглифом
мне слово «здесь»


и оно означает и землю и небо
и то что в тени
и то что мы видим воочью
и то чем делиться в стихах не могу


и разгадка бессмертия
не выше разгадки
куста освещенного зимнею ночью —


белых веток над снегом
черных теней на снегу


здесь все отвечает друг другу
языком первозданно-высоким
как отвечает — всегда высоко-необязанно —
жизни сверхчисловая свободная часть
смежной неуничтожаемой части
смежной и неуничтожаемой части
здесь
на концах ветром сломанных веток
притихшего сада
не ищем мы сгустков уродливых сока
на скорбные фигуры похожих —


обнимающих распятого
в вечер несчастья


и не знаем мы слова и знака
которые были бы выше другого
здесь мы живем и прекрасны мы здесь


и здесь умолкая смущаем мы явь
но если прощание с нею сурово
то и в этом участвует жизнь —


как от себя же самой
нам неслышная весть


и от нас отодвинувшись
словно в воде отраженье куста
останется рядом она чтоб занять после нас
нам отслужившие
наши места —


чтобы пространства людей заменялись
только пространствами жизни
во все времена


1958


ПРОЩАЛЬНОЕ
Памяти чувашского поэта Васьлея Митты


было — потери не знавшее лето
всюду любовью смягченное
близких людей полевых —


будто для рода всего обособленное! —


и жизнь измерялась
лишь той продолжительностью
времени — ставшего личным как кровь и дыханье —


лишь тою ее продолжительностью —


которая требовалась чтобы на лицах
от слов простых
возникали прозрачные веки
и засветились —


от невидимого движения слез


1958


ОТЪЕЗД


Забудутся ссоры,
отъезды, письма.


Мы умрем, и останется
тоска людей
по еле чувствуемому следу
какой-то волны, ушедшей
из их снов, из их слуха,
из их усталости.


По следу того,
что когда-то называлось
нами.


И зачем обижаться
на жизнь, на людей, на тебя, на себя,
когда уйдем
от людей мы вместе,
одной волной,


когда не снега и не рельсы, а музыка
будет мерить пространство
между нашими
могилами.


1958


ОТМЕЧЕННАЯ ЗИМА


белым и светлым вторым
страна отдыхала


причиной была темнота за столом
и ради себя тишину создавая
дарила не ведая где и кому


и бог приближался к своему бытию
и уже разрешал нам касаться
загадок своих


и изредка шутя
возвращал нам жизнь
чуть-чуть холодную


и понятную заново


1959


ИЗ ГОСТЕЙ


Ночью иду по пустынному городу
и тороплюсь
скорее — дойти — до дому,


ибо слишком трудно —
здесь, на улице,
чувствовать,


как хочу обнимать я камни.
И — как собака — деснами — руку —
руками — свои — рукава —


и — словно звуки
прессующей машины,
впечатленья о встречах в том доме,
который я недавно покинул;


и — жаль — кого-то — жаль — постоянно,
как резкую границу
между черным и белым;


и — тот наклон головы, при котором
словно издали помню себя,


я сохраню до утра,


сползая локтями по столу,
как по воску.


1960


ЛЮБИМОЕ


Бледное лицо —
золотая кожура тишины!


Где-то движутся сны
налегке,
и нет ничего,
кроме заигрывания бога
с самим собой
за этим его


прикрытием.


И — из этой игры
дочеловеческих начал
мне остается
познанье тоски.


1960


ИЗ ЗИМНЕГО ОКНА


голова
ягуаровым резким движеньем,
и, повернувшись, забываю слова;


и страх занимает
глубокие их места,


он прослежен давно
от окон — через — сугробы — наис — косок —


до черных туннелей;


я разрушен давно
на всем этом пути,
издали, из подворотен
белые распады во мгле
бьют
по самому сердцу —


страшнее, чем лица во время бурана;


все полно до отказа, и пластами тюленьими,
не разграничив себя от меня,
что-то тесное тихо шевелится
мокрыми воротниками и тяжелыми ветками;
светится, будто пласты скреплены
свистками и фарами;


и, когда, постепенно распавшись,
ослабевшее это пространство
выявляет меня в темноте,


я весь,
оставленный здесь между грудами тьмы, —
что-то больное
и невыразимо мамино,


как синие следы у ключиц


1960


СНОВА — ЛЮБИМОЕ


Что богом забыто во сне
под этою тонкою кожицей?


Он — здесь удивился впервые,
и это пространство знаменательно тем.


Самые тихие волны
и самые далекие берега...


И где там я?
Ведь глаза открываются
ресницами в мою сторону,
и где-то под ними я становлюсь


никогда и не существовавшим.


Я звуков боюсь,
и боюсь я света
за это лицо,


но жизнь уж проходит, и мы выдержим всё
на этот раз.


1960


ОКНА ВЕСНОЙ — НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ
В. Яковлеву


качающимися квадратами
цветения и звона
всех детств моих, знакомых
прозрачным опустевшим городам,


я их коснусь, и девичьи венчанья
всё так же будут длиться
без музыки и без дверей;


глубины теплятся
зеленовато-сумрачно,
и плачут там, за ними,
дождем измазанные мясники,
упав на груды рыб;


и вновь топтанье и переступанье —
я здесь, я здесь;


топтанье и переступанье —
раз навсегда —


как колокол в тумане —


— и как — шмуцтитулы — акафистов —
мне снится — красная — разорванность — и собранность


1961


СНОВА — СОН-«ПОТЕПЛЕНИЕ»


а вокруг — называясь
Местом — неведомо чем «потеплевшим» —


прерываясь как сон
и опять начинаясь —


продолжается — сна продолженье:


вводятся те же окрашиванья
ударами будто спросонья
поддерживая разделения
серого на менее серое —


роются
вязнут
в добиваниях в месиве темном
шевелений уползших —


и все это единство — толчками подрагивая
сдвигоподобий
проборматывается «жизнь»
вспыхивая изредка
лжеогоньками


1961


ЖЕНЩИНА ЭТОЙ ВЕСНОЙ


Птица у стенки, падая замертво,
клювом скользнула по белой бумаге,
я не вижу ее, но она — у нее,


потому это знаю,
что стыжусь ее взглядов.


Блеск подглазья,
как будто бесстыдно положенный
пальцами мальчика,
на мост поведет
меня через час,


и будут флаги свободны,
и далеки, и свежи;


это ведь за нее устаю
и за нее умираю
среди зелени странной:
все кругом состоит
из свисающих
и бесперспективных лоскутьев
осиновой дикой коры
без стволов и без веток;


а стыд за нее не проходит,
как будто касалась она
соломы на нищем гумне,
как будто из окон больницы
рассматривают ее вечерами
и знают: «не надо, не надо...»


и слишком уверенно
и равнодушно молчат.


1961


САД НОЯБРЬСКИЙ — МАЛЕВИЧУ


состояние
стучаще-спокойное
действие
словно выдергиванье
из досок гвоздей
(сад
будто где-то вступление ярого-Ока
сад)


1961


УТРО В ПЕРЕДЕЛКИНЕ


все словно высчитывало
в этом доме себя самого:
пальцы чьи? и мелькало: чей свет? чья синица? чей щёголь?


пологи надвое дарили себя
имея при людях
где-то свое раскаленное дно


и наклоняли тут двери
на независимой от близкого леса
площадке дверей


а часть платья на теле —
словно холод осенний на картах игральных!
это — льду! подоконники — льду! пальцы детские — льду!


всё в оттисках свистов
светло и оконно
будто без девочки этого дома
зацокало «це»
в брошенном всеми дому!


но войду — и лесным тарахтеньем поверхности
станут полны потолки


и засветишься
вся словно колючки испарины
непрерываема
и узоры волненья как тени полыни
составят тебя наподобие
светлого хозяйства из перебоев дыханья


и утро подробно
подробен и сад
и все при тебе
в этом доме подробны с утра


как будто возникшие каждый в отдельности
только сейчас


1961


ПОЛЕ: КОЛОСИТСЯ РОЖЬ


а ширящийся — ты
и вдруг блеснет
щемя царапиной девичьей
во ржи: еще не становясь
(все чаще режет тонкий голосок
толчком божественного есть
у леса засиять!
почти невидим воздух-шелк
в проколах
(о душа)
слепящих


1962


АЛЬТ
Ф. Дружинину


птица черная здесь затерялась
о ясный монах галерей
и снега кусок как в награду звезда!


отрываясь от грифа
падают доски селений
здесь во дворе опустевшем давно


и дереву нравятся вывихи дерева
бархату шёлка куски


а струны ложились бы четче на книги
освещенные снегом на крыше
через окно


1962


ВСПОМИНАЕТСЯ В РОСТ


ляля, ляля без смысла и ляля,
пугающая, словно ранены жабры,
и части одежды
опрокинуты в воздух оттуда
там вдалеке,
когда я не вижу, до боли расцвечены
и, смягчу я, — тряпичны — смягчу;


а это
понятие-облако
столь неотступно-свисающее
будто явлением близко-тревожным — «нося»? —


это было об астре, о ночи и о подоконнике,
здесь — о плечах,
представлю ее я в движенье,
но там, где от поля —
словно от стула,
и нет никого;


вся лель, вдоль и лель, прикрывая и шею,
дальше — тянет как с горки, —
вот здесь-то и плачут и не понимают;


и где-то у пыльной дороги
орешника долгий и стершийся край —
как вдоль плачущего одного;


и ясно прощается друг,
и думают снова: «да едут же где-то к деревьям,
снится же что-то другое;


и были же корни не здесь,
а мука сильней оказалась»


1962


ВСЁ ТАК ЖЕ С ТЕХ ПОР


посредником было окно слуховое
между душою и небом!


а окольное зрение без крапинок глаз!
тревожило детскую память
как золотистую женскую стенку
меж нами и миром


и тогда зафиксировались
беспамятством мысли
в лете четвертом увиденные
тени ладоней
заовражных существ


1962


АСТРЫ НА СТОЛЕ


срезая, качаясь слегка,
как столкнутся сейчас — «озаря — сизари»,
как «железо» из книги в осеннее утро
на белой странице, и сразу — осеннее поле,
тропинки, ворота, село;


а белое в памяти: дальше меня, за спиной, чуть касаясь сугробов,
здесь не увидим, но знаем;


здесь, как под облаком ветка, проведшая лето на крыше вагона,
врасплох хорошо и светло,


словно прячут частями
движенья девичьего детства
в углу водолинии


1962


ВЕСТЬ С ЮГА


мучает золото сон завершая
слабо присутствуя днем
и где-то основой таится лицо
свободное с ясностью санной


издали стати моей достигающее
тревожа до света на коже


уместное прятать глазами
море и флаги чужие
узкою черною влагой
сливая их с сердцем


осторожно присутствие в памяти
идеи-колес-вдоль-кустарников-выжженных
вкривь выявляет виски —


о словно при крови и золоте
это я вижу во сне
раненой стенкой лица! —


и касаясь как ран подсолнухов
утешение шепчется в платье и в волосы
светом на горы натянутым


как алебастром вечерним и робким
в узоры Грааля


1963


К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ САДА


и примем мы свет на движенья нескромные
от самих лопастей
сегодняшнего цветодержца


не зная что камни и ветки и кожа лица —
видимые раны его!


и «я» говоря называем его расхитителем
одного неизменного
праодного своего же сверхсада


и здесь за оградою астры
не утешая ярки
словно руки он режет себе!


1963


ДЕВОЧКА В ДЕТСТВЕ


уходит
как светлая нитка дыханием в поле


и бело-картонная гречка
срезается лесом


птицы словно соломинки
принимают шум леса на шеи


косички ее вдоль спины наугад
словно во сне начинают село
глядя на край каланчи


и там на юру на ветру
за сердцем далеким дождя золотого
ель без ели играет
в ю без ю


1963


УТРО В АВГУСТЕ


прячем день от себя замечая невольно
словно в горнице листья в саду
и таится он мирно
где-то в этом же доме где дети играют —
от нас независимо
мы ни при чем


пусть тебя создает этот свет выявляя подробно
отпечаток тем временем примут
уходящие всегда навсегда:


все окна и двери открыты везде постоянно
рвут ветки свет
от колебанья межсвета единого
страдания в нас
и того что над нами


за которым хранится давно
отсвет робкого облика
в самой глубине первосвета


1963


ЗИМНИЙ КУТЕЖ


а пить — как будто в Лете спать:


с лицом чужим
как бы натянутым:


над местом не-вещественным
опасным


и озаряться в той реке
огнем незримым тьмы


ты там мой друг
в беспамятстве сказавший:


«как жить? да шкурой на базаре торговать
своею


золотой»


1963


ВТОРАЯ ВЕСТЬ С ЮГА


отмечу что лицом ко мне
похожим на порезы вдоль сирени
и тайным ворсом крови сильная —


там за ее воротником


а сердце будто бы при шуме спрятанном
иголки с выявленьем музыки!
и проверяя есть ли мы
учесть придется нас с начала крови


она одна и нет конца
и «я» и «ты» лишь щебет птиц
уже вдали
уже не здесь


но есть и вызовы в больницу к маме


и вечная по улицам ходьба


Как жизнь долга Прерывиста И птицы
летят другие Слабые как мы


Себя как их Не жаль И будешь обесценена
как Много убивая
доказывали в детстве нам


1963


РЕКА ЗА ГОРОДОМ


а паутинная
пылью со дна как местами чердачными
восходящая к полю


и шелк и паутина
ее притягивая увлекутся
соседями оказаться такими же
как тень и пыль


и паутинная
как шелк во сне покажется нездешней
и связи с облаками
из пуха-хромоножки трав
глаза обманывающих


и алеющих


1964


ВЕСТЬ В ТЕРЦИНАХ


о голубя сон превращенный в сидящую тихо при первой звезде
высокой как девичий обморок
как детский ночлег на дворе!


и красными досками воздух
с луною входящий
в проемы везде


а весть-то протянута в видимом вечере к дальней заре
как переваливающийся вдоль старого дерева
мир гиацинтов


где красное поле глубоким накатом
восходит к горе


и нежного дела одевается дух уже третий
в кровь ли цветка словно тамр индийский:


под кровлей разыгрываясь
в цветы соберется в саду


и лишь выходящий из солнца содержится в духе загаданном
светлее чем бинт


1963


К ПОЯВЛЕНИЮ СНЕГА


снова
он здесь
возвращаясь со дна
тихой поправкою
звуков на ветках


долго


(словно не день
а уже
без селений без города
без говорящих)


будто входящий
(всё ближе)
опять на стене на бумагах
над окраскою печки — он с детства разбросанный он
отобранный и возвращаемый
во тьме через тихое поле пугавший


белым знакомым лицом


1963



Другие статьи в литературном дневнике: