Тайны ремесла
Рассмотрим метрическую схему первой строфы 2-го стихотворения А.Ахматовой из цикла "Тайны ремесла". Посмотрите, насколько сложен здесь ритмический рисунок:
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
I U U I U I U U U I U
U I U U U I U U U I
U I U I I I U I U I U
U I I U U I
Размер здесь - 5-стопный ямб со сменой на 3-стопный в 4-м стихе.
В первом стихе первый слог должен быть безударным, а второй - ударным, но поэт выбирает слова, ломающие в этой стопе метрическую схему. Нет ни одного стиха со строгим ямбическим рисунком: везде присутствуют пиррихии, а в 3-м и 4-м стихе - спондеи. Сложностью метрического рисунка автор словно бы подтверждает собственную мысль. Прочитайте это стихотворение целиком и увидите, что в последующих двух строфах Ахматова меняет и схему стихов внутри строф: во второй 5-стопный ямб сочетается не с 3-х, а с 4-стопным, а в третьей - снова с 3-стопным.
Так поэты ХХ века расширяли ритмические возможности стиха, несколько ограниченные в XVIII-XIX веках.
Другие статьи в литературном дневнике: