Памятка себе. Возможно, ещё кому-нибудь пригодится

Шедевра: литературный дневник

Сайт Грамота.Ру, здесь есть проверка ударений имен нарицательных и собственных - http://spravka.gramota.ru/


Так же, Словарь ударений есть здесь - http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.20


Орфоэпический словарь ударений on-line здесь - http://dazor.narod.ru/pr_udar.htm


Правильное ударение в словах для ЕГЭ http://5-ege.ru/pravilnoe-udarenie/



Культура письменной речи http://www.gramma.ru/SPR/?id=1.100


Толковые словари http://slovar.plib.ru/


Лингвофорум » Теоретический раздел » Индоевропейские языки » Русский язык » Фонетика » Смещение ударения на предлоги http://lingvoforum.net/index.php/topic,16773.new.html#new


Норма ударения и смещение акцентов в русском языке. Литературная энциклопедия: Алфавитная часть. УДАРЕНИЕ или АКЦЕНТ http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-4831.htm




Некоторые, наиболее общие, основы теории литературного творчества в сжатой форме.


Любое научное, техническое, музыкальное или литературное творчество только тогда приносит успех, когда оно опирается на знание законов и закономерностей, лежащих в основе той сферы, в которой осуществляется творчество.


ЗАКОН – это наиболее общие, существенные, повторяющиеся, относительно устойчивые связи и отношения
В основе литературного творчества лежат так же наиболее общие, существенные, повторяющиеся связи и отношения между слогами, словами и целыми фразами. Они и составляют основы теории литературного творчества. Следовательно, определенные успехи в лит. творчестве могут быть достигнуты только при наличии хотя бы элементарных знаний основ этих теорий.


Прежде всего, в литературе выделяют три основных вида творчества: прозу, драматургию и поэзию. Все они имеют определенные жанры.


ЖАНР (франц.) – это разновидность художественных произведений. Например: лирическая, сатирическая, юмористическая, приключенческая, фантастическая и другие.


Три основных вида литературного творчества:


1. ПРОЗА (лат.) – повествовательная (не стихотворная) речь, в которой при помощи слов создаются художественные образы.
Она имеет несколько форм, характеризующихся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками:
а) РАССКАЗ – это малая форма эпической прозы, как правило, об одном каком-то событии;
б) ПОВЕСТЬ – произведение, охватывающее несколько событий или эпизодов;
в) РОМАН – эпическое произведение большого формата, множество событий;
г) РОМАН - ЭПОПЕЯ – эпохальное произведение, охватывающее события целой эпохи.
д) ОЧЕРК – рассказ, отличающийся большой описательностью.


2 ДРАМаТУРГИЯ (греч.) –литература в форме диалогов, ориентированных на зрелищную выразительность.


Основные формы драматургии


а) ДРАМА – произведение с наличием конфликтных коллизий, напряженным развитием действия.
б) КОМЕДИЯ – драматическое произведение веселого жизнерадостного характера, нередко осмеивающее недостатки общественной жизни и быта людей.
в) ТРАГИКОМЕДИЯ – драматическое произведение, в основе которого лежат непримиримые жизненные конфликты, борьба общественных сил, столкновение характеров, чаще всего оканчивающихся гибелью одного из героев.


1 ПОЭЗИЯ – искусство образного выражения мысли в стихотворной форме.
СТИХ (греч. – ряд, строка) – художественная речь, выраженная четко соизмеримыми, короткими фразами:
а) СТИХОТВОРЕНИЕ – ритмическая речь, связанная совокупностью стихотворных строк;
б) ОДА – стихотворение в торжественно приподнятом тоне, в честь какого-то значительного события или лица;
в) СОНЕТ – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия и два трехстишия;
г) ПОЭМА – большое поэтическое произведение повествовательного характера;
е) БАСНЯ – иносказательное стихотворение.


Каждое литературное произведение имеет свой сюжет, свою фабулу.
СЮЖЕТ – событие или несколько событий, составляющих содержание произведения.
ФАБУЛА – определенная последовательность сюжета, то есть последовательность событий, фактов, поступков героев произведения.
В любом произведении, особенно в поэзии, применяется метафора, которая обогащает произведение.
МЕТАФОРА – словосочетание, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.


Поэзия, как наиболее сложное литературное творчество, имеет особые поэтические формы и размеры.
Это прежде всего: рифма, метр (размер), стопа и строфа.
РИФМА – это соразмерность, согласованность и созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк. Рифма подчеркивает ритм стиха.
Рифмы бывают:
а) смежные: аа – бб;
б) перекрестные: аб –аб;
в) охватные: аб – ба;
д) сложные: аа – бб – сд – дс – ее.
Могут быть и нерифмованные строки. Их называют белыми. Но такие стихотворения должны нести в себе глубоко насыщенное содержание, богатую поэтическую мысль.
СТОПА – это определенное сочетание ударных и безударных слогов при стихосложении.
Таких стоп пять разновидностей: две двусложные (хорей и ямб) и три трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)^
а) ХОРЕЙ – сочетание ударного и безударного слогов


4-х стопный хорей


у – у – у – у –
у – у – у – у –
у – у – у – у –
у – у – у – у –


б) ЯМБ – сочетание безударного и ударного слогов;


5-ти стопный ямб


Скажи-ка, дядя, ведь не даром
- у – у – у – у – у -
Москва, спаленная пожаром,
- у – у – у – у – у -
Французу отдана
- у – у – у
Ведь были схватки боевые,
- у – у – у – у – у -
Да, говорят, еще какие.
- у – у – у – у – у -
Недаром помнит вся Россия
- у – у – у – у – у -
Про день Бородина.
- у – у – у


в) ДАКТИЛЬ – сочетание ударного и двух безударных слогов;


4-х стопный дактиль


Тучки небесные, вечные странники
у- -у - - у - - у - -
Степью лазурною, степью жемчужною,
Мчитесь вы будто как я же изгнанники
у- -у - - у - - у - -
С милого севера в сторону южную.
у- -у - - у - - у - -


г) АМФИБРАХИЙ – сочетание безударного, ударного и одного безударного слогов.


Как ныне взбирается вещий Олег
4 стопы ; - у - - у - - у - - у -
Отмстить неразумным хазарам.
- у - - у - - у -
Их нивы и села за буйный набег
- у - - у - - у - - у -
предать ковылям и пожарам.
- у - - у - - у -


д) АНАПЕСТ – сочетание двух безударных и одного ударного слогов.


Выхожу один я на дорогу,
- -у - -у - -у - - у -
Сквозь туман тернистый путь лежит,
- у - -у - -у - - у
Тихо все, пустыня внемлет богу,
- -у - -у - -у - - у -
И звезда с звездою говорит.
-- у - -у - -у - - у


Как правило, количество слогов в строках между собой сочетаются, имеют соразмерность.


МЕТР (или размер) – это соразмерность между собой рифмованных строк, когда они имеют одинаковое количество стоп. В таких случаях говорят: двух, трех, четырех или пятистопный хорей (ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).


СТРОФА (куплет) – это повторяющиеся в стихотворении несколько стихотворных строк, согласованных между собой. Чаще всего – это четверостишие



Надеюсь, и вам эти сайты помогут, и вы найдете то, что ищете. Удачи.


Бизнес-цитатник © -- http://vk.com/businessquotes



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.10.2012. ***
  • 08.10.2012. Памятка себе. Возможно, ещё кому-нибудь пригодится