Записки Интроверта 86

Костя Тюрин: литературный дневник

Намедни перечитал «Повести Белкина» Пушкина. Примитивная вещь между прочим. С годами я все больше и больше воспринимаю многие произведения классиков с дурной стороны. Рассказы, романы – я нахожу в них очень много сентиментального, унылого и невероятно романтизированного (а порой и глупого). Взять хотя бы «Метель». Но это же совершенно глупая, простецкая вещица. На мой взгляд ее вообще не должно быть в цикле. Зачем Пушкин включил эту слезливую дребедень, не понятно. Хотя, конечно, в 19 веке были иные нравы, другие мужчины, женщины. Они были умнее, душевнее, но при этом слишком романтичные и до скрежета зубов наивные. Нам современным людям не понять их поступки и их мысли. За пару веков мы стали развязнее, рассудительней, независимей, тверже духом. Думаю, это хорошо, поскольку так мы стали мыслить шире, у нас появилось много возможностей, главное у нас появилась свобода выбора, а это очень здорово. «Повести Белкина» писались для современников. Для человека 21 века эти произведения не имеют шарма. Из-за чрезмерной простоты, «Повести», не дотягивают до уровня таких гигантов прозы 19 века, как Гоголя, Тургенева, Островского. Все же Пушкин в первую очередь поэт, поэт маститый, но не самый лучший. Вы знаете, если Пушкин не написал бы Онегина, то я его бы считал середнячком, так, одним из. Опять-таки колоссальное количество его стихотворений слишком незамысловаты. Порой читаешь и не видишь в них ничего гениального. Любовь-морковь, да и только… «Повести Белкина» начинаются с «Выстрела». Сюжет легкий. Тема дуэли, как кость в горле, затерто донельзя. Единственный интересный момент – это когда «молодой повеса» ел черешню перед выстрелом противника. Экая высокомерная натура презревшая смерть. Отважно. Хорошо. А концовка Вам ничего не напомнила?. «Рудина» Тургенева, только тот погибает на баррикадах в Париже, а Сильвио под Скулянами. Оба в борьбе за свободу. Оба сбежавшие из Отечества под гнетом то ли невроза, то ли отчаяния. Далее идет «Метель». Про эту повесть ничего хорошего говорить не буду. Наивное, нелепое произведение… А вот «Гробовщик» мне понравился. И писано знатно и сюжет интересный. Такая русская страшилка 19 века. Можно читать детям на ночь, чтобы пощекотать слегка им нервы. По-моему мнению это лучшая повесть из цикла. Опять-таки, если выделять концовку, то она напоминает хорошо всем известного Вия. Там тоже нечисть обступила главного героя Хому и погубила его, напав на него целой гурьбой. «Станционный смотритель». Повесть про сильного духом мужчины и податливой девушки. Вот она всю жизнь сидит в своей глубинке и никаких радостей. Одни и те же глупые лица, один и тот же опротивевший угол сторожки. А какое бы было удовольствие сбежать с прекрасным офицером (или олигархом если перевести на наши дни) в большой город с красивыми огнями и не видеть более этой надоедливой привычной голи. И вот он случай. Приезжает молодой статный гусар, смотрит на нее соблазнительным взором, говорит ей самые сладкие речи, обещает любить и оберегать, - ну как здесь не соблазниться и не потерять головы? Вдвоем они сбегают из отцовского дома девушки и уезжают в Питер. А дальше перед нами предстает родительская драма. Повесть чистой воды женская, эдакая мыльная опера со слезами и соплями. Все как положено, все как мы любим (читай не любим)
«Барышня-крестьянка» заключительная и единственно смешная повесть в цикле. Писано ладно и в целом интересно.
Нужно ли читать «Повести Белкина»? Разок в школе, чтобы двойку не схлопотать. Во взрослой жизни эти повести не прибавят ни ума, ни красноречия. Если только позабавят перед обедом или сном. Повторюсь, вещь посредственная. Могучей силы литературы там нет. Кстати говоря, современники поэта приняли эти повести холодно, а некоторые друзья Александра Сергеевича даже разгромно. И думаю заслужено.



Другие статьи в литературном дневнике: