Записки Интроверта 22

Костя Тюрин: литературный дневник

В октябре я начал читать знаменитую эпопею Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Пруст писал и правил сие произведение вплоть до своей смерти. Четыре тома вышли при его жизни, остальные три, уже когда Пруста не стало. В то время книга особого успеха не сыскала, если только не считать второго тома «Под сенью девушек в цвету», за которую автор получил Гонкуровскую премию. Только потом, уже после смерти Пруста «В поисках утраченного времени» была вознесена в ранг великих. Огромное количество литераторов, философов, ценителей искусств хвалят эту книгу. По их мнению, все семь томов данной эпопеи – это словесное наслаждение, чуть ли не литературный экстаз и твердят в один голос, что эта лучший роман двадцатого века. Тоже самое они говорят и про роман «Улисс» Джойса. В скобках скажу, что «Улисс» — это отдельный разговор, долгий разговор и вести мы его будет в будущем. Ничего пока про эту книгу писать не буду, позже. А пока вернемся к эпопее Марселя Пруста… Вообще люди делятся на тех, кому очень нравится данное произведение и на тех, кто считает «В поисках утраченного времени» скучной белибердой, которая никакую пищу уму не дает и что эта книга годна лишь для того, чтобы разжигать камин. Я отношусь ко второму лагерю. Я прочитал три тома: «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтом». Читая их, меня не отпускала мысль, что я читаю роман, который абсолютно бесполезен для моего развития: духовного, умственного, моего красноречия. Там нет сюжета, там нет глубоких, нравственных (и безнравственных) мыслей, - один сплошной текст, посвященный описанием того или иного события или предмета с нагромождением всевозможных имен никому неизвестных и ненужных. Бесконечное описание разного рода маркиз, маркизов, герцогов, богом забытых личностей и т.д. от которых голова только пухнет. Один званный вечер растягивается на двести страниц, - без диалогов, без какой-либо интересной завязки; сплошная жвачка, переливание из пустого в порожнее. Пруст – это тот писатель, для которого нет понятие лаконичности. А это очень важно, потому что лаконичность фокусирует сознание читателя на книге и его мысли не гуляют где-нибудь на стороне. На мой взгляд высший уровень лаконичности достиг Толстой. У Льва Николаевича все кратко (насколько это возможно), но вместе с тем текст его невероятно увлекателен, красноречив, от книги просто невозможно оторваться. Мысли постоянно в тексте, воображение играет и хочется читать хоть целый день напролет, наслаждаясь жизнью героев, описанием тем или иным событием, предметом. «Войну и Мир» помнится я прочитал буквально за месяц, настолько это было интересно и захватывающе. Что у Пруста? Мысли у него непоследовательны, начинает одним, заканчивает другим, потом через сто страниц повторяет все то, что была сказано ранее и из этого строится роман. Истинное словоблудие. Я называю «В поисках утраченного времени» словесной мыльной оперой. Мне говорят про прекрасный литературный слог. Простите дамы и господа, а вы читали Бокаччо, а вы читали Гете, Бальзака? Перед «В поисках утраченного времени», я перечитывал повесть Мопассана «На воде» - и Боже, как же это гениально, как же это красиво; вот где литературный экстаз, вот где ты получаешь колоссальное удовольствие от чтения, этого святого процесса! Я не люблю бросать начатое дело, особенно ненавижу бросать чтение только что начатой книги, даже если это полная дребедень, но здесь я пасую. Три тома и баста. Еще четыре книги (читай мыльной оперы) я просто не осилю; эта нуднятина точно не для меня. А если уж речь зашла про лучший роман двадцатого века, то это определенно «Игра в бисер»..Но об этом в другой раз.



Другие статьи в литературном дневнике: