Танец

Фаина Вельге: литературный дневник

Впервые я увидела эту картину, когда мне было лет 12.
Мой брат, взял меня с собой в Эрмитаж, чтобы у меня "проснулась тяга к прекрасному", и я стала наконец-то походить на девочку, а не на "чёрти что...".
Но вся моя тяга "к прекрасному" почему-то закончилась в районе кафе с категорическими требованиями к количеству покупаемых пирожных.
Объевшись сладким я сделалась тяжёлой, и безразлично плелась за Алькой, засыпая от перееденного на ходу.


Я не помню, каким образом мы забрели в этот зал, но очень хорошо помню состояние какого-то безумного восторга, охватившего всё моё существо при виде картины. Я словно с разбегу ударилась о препятствие, но почувствовала не боль от удара, а странное возбуждение.


Вся сонливость слетела в мгновение ока и я замерла, как изваяние, никак не реагируя на призывы брата идти дальше. И когда он обхватил моё запястье железными пальцами, намереваясь увести силой, я вырвала руку и закричала:
- Оставь меня в покое! Вы, все, оставьте меня в покое!


Посетители с немым изумлением воззрились на нас, ведь в музеях не принято кричать, и Алька немного стушевался.
- Посмотрела и хватит. Пошли дальше. Здесь много чего есть посмотреть.
- А я хочу ЭТО слушать!
- Картины не слушают, их смотрят, - попытался возразить брат.


- Те, - я неопределённо махнула рукой, - смотрят. А эту надо слушать.
- Слушай, Фа, не чуди. Достаточно твоих фокусов на сегодня, иначе я за себя не отвечаю...
- Делай, что хочешь, но я должна ДОСЛУШАТЬ...
- Тогда я ухожу. Стой здесь, хоть до рассвета.


Я ему ничего не ответила, потому, что была вся поглощена МУЗЫКОЙ, которая мощным потоком лилась с картины.
Мне привиделся раскошный белокаменный зал, весь в колоннах, увенчанных позолоченными барочными завитками, зеркальный паркет, по которому под торжествующие звуки парадного полонеза, шествовали пары, разодетые в старинные бело-алые наряды.


Неожиданно мощный поток слаженного оркестрового звучания притих, и всё пространство заполнило соло трубы, которое своим чистым и звенящим звучанием, предваряло какую-то неожиданность, бешеный порыв,смятение и смешение всего существующего порядка, работавшего до этого как часы.


Словно сжатая пружина,со стоном вырвавшаяся из своих ограничений, опять зазвучал оркестр, играя всё громче и громче, убыстряя и убыстряя темп танца. Пары смешались, рассыпалась и стали кружится с такой скоростью, что их чопорные наряды вздымались под порывами бешеных движений и слетали, опадали, как осенние листья, обнажая плоть, пока все тела не обнажились.


Куда-то исчез и зал, тая искривлёнными колоннами, постепенно превращаясь в туман, который потом рассеялся по дальним ложбинам. Остались только зелёная шелковистая трава, синее небо и разгорячённые тела, изнемогающие в стремительном танце. Музыка стихла и только рояль продолжал рокотать басами, будто отгремевшая гроза, уходящая за горизонт.


Я почувствовала полную опустошённость и позволила брату увести меня.
- Ты что молчишь, - несколько раз спросил он, обеспокоенно вглядываясь в меня, - у тебя ничего не болит?
Сначала я отмалчивалась, потому что совершенно не было сил отвечать, но потом, посмотрев в его тревожные глаза, сказала:
- Мне кажется, это любовь с первого взгляда...

Позже я узнала, что картина относится к авангардному жанру фовизм (fauvisme - дикий (франц.)- "оргия цвета и энергии диких зверей"), ярким представителем которого и был Анри Матисс, и что к этой картине есть пара - картина его же кисти, которая также находится в Эрмитаже и называется "Музыка". Но сколько раз я не старалась, глядя на неё услышать её ЗВУЧАНИЕ, кроме скуки ничего не испытывала.


А вот "Танец" прошёл через всю мою жизнь, действительно, как первая любовь, хотя когда я делала это признание, была не очень-то искушённой в данном вопросе. Слова вырвались неизвестно отчего, но оказались пророческими.


Самое странное, что глядя на эту картину, всегда слышу одну и ту же мелодию, которая зазвучала во время нашей первой встречи, и вижу те же образы, которые и попыталась описАть здесь, в доступных мне выражениях.


С историей этой увлечённости картиной, связаны ещё несколько волнующих моментов в моей жизни, но это уже другие истории...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.08.2021. Танец