Что такое экзегетика...

Алевтина Пинчук: литературный дневник

Толкование Священного Писания составляет особую богословскую дисциплину(науку) – экзегетику (греч. exegetikos – разъясняющий). Многие считают, что именно поэтому исследованием и изъяснением Библии должен заниматься специалист(ученый). Экзегет должен обладать разносторонними знаниями, без которых заниматься толкованием священных текстов опасно. Ошибки, якобы, могут повредить духовной жизни./ Ортодоксы убеждены, что в истории Церкви большинство ересей, лжеучений и расколов произошло именно от ложного понимания истинного смысла Священного Писания. Что имеет место быть, но не всегда верно/.
Некоторые убеждены, что, чтобы заниматься толкованием Библии, необходимо следующее:
1. Знание герменевтики (греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – специальной дисциплины, которая представляет собой упорядоченную систему принципов и методов изучения и изъяснения священных текстов.
2. Знание особенностей библейского языка( исторические сравнения).
3. Приступающий к толкованию священного текста должен хорошо знать всю Библию, а не отдельные только книги или главы./С этим нельзя не согласиться// Важнейшее правило, которое нельзя нарушать, заключается в том, что любое место нужно рассматривать в контексте. Масштаб его может быть разным: несколько стихов, целая глава или вся книга. Иногда для правильного понимания надо в качестве контекста взять всю Библию. Именно этим путем шел святитель Афанасий Великий, когда боролся с ересиархом Арием, который прибегал в толковании Священного Писания к буквализму /Тоже не совсем точное утверждение/. Православные и католические ученые убеждены, что Именно этим грешат протестанты и представители сект./А это ложь, не все протестантские экзегеты "буквалисты"/. При истолкования любого места нужно руководствоваться библейским учением в целом. Все книги Библии связаны между собой глубоким внутренним единством./Абсолютно верно!/ Богословскую цельность и величие Священному Писанию придает учение о Сыне Божием, Мессии, Спасителе мира, которое составляет как бы главный нерв этого живого духовного организма/Истинная правда/..
Из единства Библии вытекает важнейшее правило герменевтики: при толковании определенного места должны быть рассмотрены все параллелизмы во всем библейском корпусе. Такое соотнесение изъясняемого стиха с параллельными местами, находящимися в других книгах и говорящими о том же, но более подробно, позволяет избежать грубых ошибок при толковании.
4. В Священном Писании рассказывается о людях, давно ушедших. От времени, когда писались священные книги, нас отделяют тысячелетия. Тот уклад жизни, обычаи, нравы, природа, климат, история совершенно непохожи на наши. Экзегет должен посвятить время и силы, чтобы изучить все исторические и бытовые реалии той далекой эпохи. Дилетант смотрит на библейскую жизнь сквозь призму современности и потому часто ошибается при самочинном толковании.


Это всё, вроде, правильно. Но хочу вставить свои три копейки: Христос выбирал себе учеников не из образованнейшего класса того времени, а простых людей, некоторые не умели ни читать, ни писать. На мой взгляд, ортодоксами упускается один самый важный момент: СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - это книги веры. Смысл их проникает в сознание людей, каким-то непостижимым образом. И здесь возникают в памяти сразу слова ап. Павла из Нового Завета, что "...всё Писание боговдохновенно..."
Люди, лишенные этой "боговдохновенности", читают Библию буквально, как, например, читали её некоторые копты(логии Христа о кресте), нося на спине вытесанный тяжелый деревянный крест, или православные сектанты "скопцы"(неверно истолковавшие "девство"), которые оскопляли себя, калеча детородные органы. Уводят в сторону и приверженцы метафорической экзегетики, которые уверены, что в Библии всё построено на аллегории, метафоре. Договариваются до того, что и Иисус Христос - тоже метафора.


Продолжение следует...





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 13.06.2016. Что такое экзегетика...