Оптина
Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овечих кожах, говорит Варсунафий Великий (прп.Амвросий)-26.09.2012
***
О твоем устроении душевном очень сожалею, но я тебе не раз говорил и, кажется, писал, что этого должно было ожидать. Это - духовная епитимия. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих, ибо из нас, грешников сущих, Милосердный Господь судил соделать Ангелов. А потому терпи, веруя искренно и непоколебимо, что за все наше страдание (хотя оно нами же подготовлено) воздается сто-рицею (прп.натолий) - 27.09.2012
***
За советом надо обращаться к одному кому-нибудь. То, что я сейчас говорю, чрезвычайно важно, и блаженные те, кто это знает. Бывает так, что придет кто-нибудь в Оптину, например, посоветуется с одним, потом с другим, иногда у трех-четырех побывает. Каждый советует по-своему, и у вопрошающего получается смущение: он не знает, как поступить, чьему совету последовать. А нужно было спросить у того, к кому он первому пришел, и что тот посоветует, принять во внимание, считая это за волю Божию (прп.Варсонофий) - 28.09.2012
***
Но не думать, чтобы можно было скоро освободиться от страстей; уже многим подвигом, трудом, времением и помощью Божиею истребляются, и пока сорешненно смиримся, а ежели нам скоро от них дать свободу, то войдем в гордость и больше Бога прогневаем (прп. Макарий) - 29.09.2012
***
Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога, а вы, по малодушию своему, всего боитесь, как и святой Давид сказал: "Тамо убояшася страха, идеже не бе страх".(Пс.13.5) - ( прп.Антоний) - 30.09.2012
***
С новоначальных не взыскивает Бог не расхищаемой молитвы: она приобретается многим временем и трудами, как писание святых. Отец говорит: - Бог дает молитву молящемуся..." (прп.Иларион) - 01.10.2012
***
Спрашиваете меня о военных делах,но я очень мало слышу о сем... Мы же смотрим сами на себя: у нас жестокая война и непримиримая с духами злобы, и потечем оружие стяжать крепко против их - смирение (прп.Макарий) - 02.10.2012
***
Берегитесь и от зазора и осуждения; за ннннеистребления и проступки ближних вы не дадите ответа, а за свои должны дать, а паче за осуждение. У кого же нет страстей и немощей душевных и кто не побеждается оными? У одного - одни, у другого - другие, одни больше, другие меньше, и мы часто видим сучец в оке ближнего, а бревно в своем не видим (прп.Макарий) - 03.10.2012
***
В письме ты опять спрашиваешь, за что попущена тебе сильная брань, за грехи или ко очищению и т.д. и т.д.То есть ты делаешь разные извороты: нельзя ли эту брань принять так, чтобы не нужно было мысленно смириться. Между тем все это попускается, между прочим, именно к смирению возносительного нашего мудрования; сказать проще и короче, за гордость и за грехи (прп.Амвросий) - 04.10.2012
***
Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет, и все будут говорить: достоин сего (прп. Амвросий) - 05.10..2012
***
Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывает (прп.Амвросий) -06.10.2012
***
Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия к чему-либо, тем более к чему-либо греховному (прп.Никон) - 07.10.2012
***
Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (прп.Амвросий)-08.10.2012
***
Старайся настоящие твои обстоятельства не очень принимать к сердцу, а жить, подражая,как по нужде илииииииииииии по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево - подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок - не очень на это смотрят (прп. Амвросий) - 09.10.2012
***
Отписка от рассылки: stop на +79029530000
ПОдавать милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преп.Варсонофий Великий говорит: "Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит" (прп.Иосиф) - 10.10.2012
***
Что мир между вами - это хорошо. Но и противоположное состояние тоже научает полезному, чтоб сносить немощи немощным и себя укорять.(прп. Иосиф) - 11.10.2012)
САЙТ Оптиной Пустыни - WWW.optina.ru
***
Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит (прп.Варсонофий) - 12.10.2012
***
Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верою, и с надеждою на милость и помощь Божию (прп. Амвросий) - 13.10.2012
***
Пристрастная любовь различие имеет от любви чистой. Первая - со страстным чувством в сердце, с движением крови, с непристойными мыслями, а вторая - тиха и мирна. Где мир -там Бог, а где враг - там смущение (прп.Иосиф) - 14.10.2012
***
Если кто и спутается в молитвенном подвиге, то для избежания конечного вреда, Промысл Божий устрояет их на начальство (прп.Амвросий) - 15.10.2012
***
Да и какие наши скорби? В сущности, это ничто иное, как укушение комара, в сравнении с теми великими скорбями, которые претерпели св. мученики и преподобные (прп.Иосиф Оптинский) - 16.10.2012
***
Все надо предать воле Божией - и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную... Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (прп.НИкон) - 17.10.2012
***
Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя (прп.Амвросий)- 18.10.2012
***
Смирение покроет наши немощи и дополнит недостаток добрых дел (прп.Иосиф)-19.10.2012
***
Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а "надо" просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. "Гордый испытует тайны, но таинства открываются смиренным"...Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страстным нам в море богословия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных (прп.Макарий) - 20.10.2012
***
Берегитесь и от зазора и осуждения; за неисправления и проступки ближних вы не дадите ответа , а за свои должны дать,а паче за осуждение. У кого же нет страстей и немощей душевных и кто не побеждается оными? У одного-одни, у другого - другие, одни больше, другие меньше, и мы часто видим сучец в оке ближнего, а бревно в своем не видим (прп.Макарий) - 21.10.2012
***
Когда священник, благословляя, произносит молитву: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа", тогда совершается тайна: благодать Святого Духа нисходит на благословляемого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога, благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим (прп.Никон) - 22.10.2012
***
Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие Благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся! (прп.Амвросий) - 23.10.2012
***
?Ты опять скорбишь? Все не желается тебе терпеть болезни душевные? Значит, тебе не хочется войти в Царство Небесное? Ведь Писание говорит, что " многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие" Вот любовь-то наша какая к Небесному Жениху! На словах любим и желаем Его, а коснись делом, мы и плакать (прп.Анатолий) -25.10.2012
***
Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви,а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь (прп. Амвросий) - 26.10.2012
***
Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение обстоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не могли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо смириться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (прп.Никон) - 27.10.2012
***
Вы прежде жаловались мне, что страх смерти напал было на вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха (прп.Антоний) - 28.10.2012
***
Когда кто-либо совершает келейное правило и среди оного почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к получению в каком-либо изречении Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают нас опытные отцы (прп.Амвросий) - 29.10.2012
***
Отселе постараемся положить твердое начало не развлетвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно (о.Амвросий)
***
Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести ( прп.Макарий) - 31.10.2012
***
Не следует добиваться человеческой правды, ищи только правды Божией (прп.Никон)-01.11
***
От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся (прп.Иосиф Оптинский) - 02.11.2012
***
Пишешь, что нисколько не исправляешься- продолжай укорять себя и покаяние приносить со смирением: вместо трудов и подвигов и это приемлется Господом (прп.Иосиф)-03.11.
***
Мы не знаем судеб Божиих. Он все творит на пользууу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями (прп.Макарий)-04.11
***
Вы пишите, что примирились с мыслию, что до конца жизни придется вести войну со своими собственными страстями. Да, это необходимо, и святые отцы, пока достигли бесстрастия и сорешенного мира, все имели сию борьбу чрез это мы познаем свою немощь и худое устроение и невольно должны смиряться (прп.Макарий) - 05.11.2012
***
Со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе (прп.Амвросий) - 06.11.2012
***
Ты не понимаешь, как это:"побеждать и побеждать-ся от нас зависит"? А как же иначе? Приходит прилог какого помысла скверного; в твоей воле состоит принять оный или отвергнуть; когда сочетаешься с ним и сложишь-ся, то уже пленилась и стала побеждена, а когда отвергла прилог, то победила...(прп.Макарий) - 07.11.2012
***
Ревность у тебя не по разуму, оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить (прп.Амвросий) - 08.11.2012
***
Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей. Впрочем,и то сказать: что ж бы ты теперь стала делать в свои почтенные 25 лет? Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой вонючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтоб погордиться (прп.Анатолий) - 09.11.2012
***
Немощи душевные "брата своего" должно носить благодушно без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных недугах поступать (прп.Моисей)-10.11.2012
***
Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение (прп.Амвросий)-11.11
***
Память о смерти научит внимать смому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, как если внезапно, нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета: покаемся и живы будем душою вечно (прп.Лев)- 12.11.2012
***
Без смирения нельзя спастись. Какое бы здание добродетели вы не возвели, оно рухнет без смирения (прп.Никон) - 13.11.2012
***
Не ужасайтесь скорбей - сего спасительного пути, их Бог посылает и укрепляет в них; мы вольных трудов не несем, то Бог невольными к Себе привлекает (прп.Макарий)-14.11.2012
***
Подобно тому, как древле Господь призывал Своих учеников, так и ныне не перестает звать к Себе каждого из нас. Но ддуши наши весьма ожесточились и прилепились к земле, и мы не слышим гласа Господня, остаемся и пребываем в нераскаянном своем состоянии (прп.Никон)-15.
***
Все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе - и довлеет нам (прп.Амвросий) - 16.11.2012
***
Вы пишите, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечествии своем от своих ни чести, ни доверия не имеют, а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают, а также есть люди и несмиренные, которые не только живымЮ но и отшедшим, то есть прославленным отцам Святою Церковию, не во всем доверяют (прп.Антоний) - 17.11.2012
***
И как скоро помыслишь о себе нечто высокое, то и знай, что самым сим ты ниже и хуже других стала, кроме других твоих немощей и поползновений (прп.Макарий) - 18.11.2012
***
Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо молчание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначительное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление (прп.Никон)- 21.11.2012
***
Потщимся паче всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается (прп.Макарий) - 22.11.2012
***
Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то своей душе нанесешь неисцелимую рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение - польза души согрешившего (прп.Никон)
***
Другие статьи в литературном дневнике: