Японский меч катанаЯпонское оружие абсолютно уникально, а меч японских самураев – чуть изогнутую, пружинящую, как рессору, заточенную только с одной стороны катану – коллекционеры полагают самым совершенным холодным оружием в мире. История катан начинается примерно в XII–XIII веке, они были непременным атрибутом японской аристократии и использовалась как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации с вакидзаси (яп. «малый меч») и утратили это положение лишь в XIX веке, после революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца. Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби) под таким углом, который скрывает от противника длину лезвия. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева. Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси. Катана – плоть от плоти японской философии ремесла. Здесь лучший мастер – тот, кто не вносит в свое произведение ничего личного, художник в аристотелевском понимании этого слова, отражающее мир зеркало. Во главу угла ставится строгое разделение труда: оружейник, сковавший клинок, никогда не будет, скажем, заниматься изготовлением фурнитуры, так что катана – всегда результат труда многих человек. Это одна из причин того, что коллекционеры чаще всего собирают не собственно катаны, а их отдельные части. Между рукояткой и клинком находится цуба (tsuba) – фактически это гарда, только не чашевидная, как у европейских мечей, а плоская. В ней обычно два или три продолговатых отверстия: большое центральное предназначено для главного клинка, расположенные по бокам меньшие служили для того, чтобы закреплять в них кодзуки (kozuka) и когаи (kogai). Кодзуки – маленькие универсальные ножички: ими можно было резать пищу, а можно и добивать поверженных врагов. Несущая на себе родовой герб шпилька когаи была своего рода визитной карточкой самурая, которую он оставлял в теле убитого на поединке соперника. Цубы фантастически красивы и затейливы: то стая обезьян кривляется в ветвях дерева, то журавль распростер крылья с тщательно проработанными перышками, то расцвел цветок хризантемы или сакуры. Именно цубы чаще всего коллекционируют современные ценители японского искусства, и разброс цен на них огромен: от 300–400 до нескольких десятков тысяч долларов. Чтобы рукоять не выскальзывала из ладони, ее обтягивали отшлифованной шкурой акулы или ската – европейцы называют этот материал «галюша». Сверху шла оплетка из шнура, под оплетку закладывали небольшие металлические детальки – менуки (menuki). Эти крохотные фигурки: цветочки, дракончики, птицы, звери и человечки также являются одним из любимых предметов собирательства. Ценятся также фуки (fuchi) и кашира (kashirа) – металлические навершия и кольца рукояти, их, как и ручки для кодзук, делал один и тот же мастер.
Интересно, что в Японии, железная руда встречается лишь в форме черного песка , названного сатэцу. Продукт эрозии естественных залежей железной руды сатэцу часто находится в или рядом с руслами рек, смешанный с илом и другими отложениями. Железо в этой песчаной смеси составляет только около 1 процента. В период Эдо для отделение железа песчаная смесь нагнеталась в водяные каналы с волнистыми препятствиями на дне. Более тяжелый железный песок скапливался за препятствиями, в то время как вода уносила более легкий песок. Этот старый метод до сих пор сохраняет свои достоинства - экономичность и получение очень чистой руды, но угроза загрязнения окружающей среды этими отложениями заставила отказаться от этого метода в современности. Далее железный песок переплавляли в печах татара. По существу татара – это желоб, сделанный из глины, приблизительно 1,5 метра шириной, 4,5 метров длиной и около метра высотой, который каждый раз перед работой заново строят над специальным подземным сооружением из глины и камня, обнесенные деревянными стенами. После выполнения этой работы на дне желоба татара остаются 2 тонны железа и стали. Этот стальной блок называется кэра. Рабочие разбирают стены татара и передвигают кэра к основанию 30-футовой башни. Затем с высоты башни несколько раз сбрасывается тяжелый груз, который дробит кэра приблизительно на дюжину больших кусков. Используя кувалды, рабочие разбивают эти куски необрабтанной стали на маленькие кусочки размером с кулак для осмотра и сортировки. Углерод, внесенный в сырую железную руду за счет сжигания древесного угля в татара, распределен в кэра неравномерно и это как раз то, что требуется для японского меча, который изготавливается из двух наборов сплава стали тамахаганэ — низкоуглеродистой стали синганэ (меньше 0,5% содержание углерода) и высокопрочную каваганэ (1,5% содержание углерода). Кузнец - оружейник расковывает кусочки стали тамахаганэ на небольшие пластинки, для того чтобы определить по месту разлома содержание примесей и углерода (блестящий и чистый цвет говорят о том, что это высокоуглеродистая сталь (содержание углерода выше 1 процента), более темный, грязный цвет указывает на низкое содержание углерода и возможное наличие примесей) После этого сталь опять помещается в горн, нагревается и проковывается молотом. Первая обработка молотом объединяет все маленькие стальные кусочки и пластину, на которую они помещались в начале. Последующие обработки молотом постепенно растягивают стальной блок в брусок, длина которого примерно в два раза превышает первоначальную длину блока. Кузнец - оружейник продолжает работу до тех пор, пока стальной брусок не будет свернут шесть раз. Первые шесть сворачиваний называются сита-гитаэ, или базовая ковка. На первом этапе ковки обычно теряется приблизительно половина первоначального объема тамахаганэ. Кузнец складывает четыре части одна на другую и используя нагрев и ковку сваривает их вместе. Полученная заготовка, снова проковывается и сворачивается пополам еще шесть или семь раз. Этот второй этап назван агэ-гитаэ, или финальная ковка. При этом снова теряется около половины первоначального объема. Кузнец - оружейник все оценивает на глаз, контролируя качество стали во время работы по ее внешнему виду. Не существует никакого четких предписаний относительно количества сворачиваний. Сталь считается готовой, если на сгибе она тянется равномерно и остается гладкой, без разрывов и трещин. Тщательно подбирая кусочки стали в самом начале и перед финальной ковкой, а также наблюдая за состоянием стали во время нагрева и ковки кузнец может изготовлять такую сталь, которая ему в данный момент необходима. Небольшие дополнения в эти основные виды дзихада могут быть внесены за счет варьирования силы ударов молота, формы его головки, температуры стальной заготовки. Следующий шаг состоит в обвертывании синганэ и каваганэ. Сначала кузнец изготавливает из килограммовой заготовки каваганэ плоскую пластину длиной приблизительно 40 сантиметров и сгибает ее в виде буквы U вдоль по всей длине. Внутри этой U - образной пластины он размещает брусок синганэ весом около 400 грамм. Мягкая сталь сердцевины не доходит до той части, которая станет режущей кромкой и которая сделана только из лучшей и самой твердой стали. После этого кузнец - оружейник помещает полученную заготовку, состоящую из двух частей, в кузнечный горн, нагревает ее приблизительно до 1300°С или немного выше и начинает сковывать эти части так, чтобы каваганэ полностью обвернул собой синганэ. Ошибка на этом этапе может привести к возникновению щелей или раковин внутри лезвия или к тому, что часть синганэ выйдет на поверхность лезвия. Любая из этих ошибок будет фатальной для меча. Далее кузнец - оружейник начинает формировать полученный брусок в заготовку для лезвия - сунобэ из которой и будет изготовлен меч. Он нагревает брусок в горне и затем ковкой превращает его в прямоугольную заготовку, размеры которой составляют 90 процентов от окончательных размеров лезвия (это сделано, чтобы учесть расширение металла при финальной ковке). При этом сумма толщины и ширина заготовки будет составлять приблизительно 10 процентов от окончательной длины лезвия. После этого кузнец обрабатывает хвостовик, чтобы выделить его на лезвии: работая молотком, он делает насечки с двух сторон (со стороны будущей режущей кромки и со стороны обуха), определяя положение хвостовика. Он также округляет и формирует ту часть заготовки, которая станет острием. Тщательное проковывание молотом делает сунобэ одинаковой по толщине по всей плоскости. И хотя она все еще остается только стальной заготовкой длиной приблизительно 70 сантиметров, но она уже имеет грубую форму меча. Равномерная обработка молотком позволяет кузнецу получить гладкую поверхность и устраняет необходимость в сильной опиловке и шлифовке. Режущая кромка, которая в конечном счете будет острая как бритва, на этом этапе еще очень толста (ее толщина составляет примерно два с половиной миллимера). Это сделано потому, что при заключительной закалке и отпуске имеются значительные напряжения и если режущая кромка будет слишком тонкой она может треснуть. После ковки, кузнец - оружейник использует двуручный нож - скребок для обработки боковых поверхностей, чтобы сбрить любые неровности на поверхности металла. Нож - скребок, называемый сэн, представляет собой лезвие, напоминающее крыло и имеющее закаленную и заточенную режущую кромку (обычно это часть меча). Водя сэн вдоль полосы будущего клинка, физически выносливый и опытный мастер добивается своего гораздо быстрее, чем может показаться. Важно не только придать железу правильную, абсолютно симметричную форму, но и обеспечить равномерное уменьшение толщины к острию. От точности соблюдения геометрических параметров зависит самое важное качество боевого клинка — его баланс. Затем кузнец - оружейник напильником обрабатывает обух и режущую кромку и, используя шероховатый камень карборунд, выполняет предварительную шлифовку всей поверхности лезвия. Режущая кромка при этом попрежнему не затачивается. На этом этапе форма меча уже хорошо определена и все линии и поверхности сформированы. Уже четко видны хвостовик, боковые ребра, мати и линии, образующиеся в месте, где обух переходит в боковые поверхности. Поверхность лезвия отшлифова на очень грубо, что позволит глиняной корке во время яки-ирэ хорошо к ней прилипнуть. Поскольку жир также может снизить прилипание глины, кузнец очень аккуратен на этом этапе и старается не касаться поверхности лезвия пальцами. После этого следует этап цутиоки (создание хамон) Кузнец прибавляет воду к глиняной смеси и перемешивает ее, пока не достигнет густоты сметаны или художественной масляной краски. Затем, используя шпатель, он наносит глину на режущую кромку меча, делая ее очень тонкой там, где должен появиться хамон. После этого наносится более толстый (от 3 до 6 мм) слой глины на верхнюю часть лезвия и обух. Это покрытие предотвратит указанную часть лезвия от быстрого охлаждения и закалки и определит границу хамон. Граница будет более четкой, если кузнец сделает резкий переход от тонкого слоя глины к более толстому. Таким образом, нанесение глины на лезвие выполняется в следующей последовательности: режущая кромка, верхняя часть лезвия и обух, аси. Любопытный аспект этой процедуры состоит в том, что лезвие полностью "упаковано" в глину, несмотря на то, что казалось бы - если для успешного выполнения яки-ирэ режущая кромка должна охлаждаться значительно быстрее, чем остальная часть лезвия, то кузнец вообще не должен наносить глину на режущую кромку, а для охлаждения использовать непосредственный контакт раскаленного металла с прохладным воздухом или водой. На практике же получается, что быстрее охлаждается лезвие, покрытое тонкой глиняной коркой, Это происходит потому, что нанесенная глина создает большую площадь охлаждающей поверхности для металла. Кроме того, глина предотвращает появление пузырьков на поверхности лезвия в момент охлаждения, которые стали бы крошечными изоляторами и вызвали бы возникновение областей мягкой стали в хамон. После этой процедуры кузнец - оружейник ожидает час или более до образования на лезвии сухой глиняной корки. При разговоре относительно укрепления японских мечей, многие западные писатели используют термин "закаливание", а применительно к хамон – "линия закалки". Технически, употребление этих терминов в данном случае не корректно. Более правильно говорить, что лезвие подвергнуто термообработке для того, чтобы укрепить режущую кромку. Закаливание – это то, что выполняется после укрепления, чтобы сделать сталь менее хрупкой. Кузнец-оружйник начинает с маленьких - размером с сахарный кубик – кусочков древесного угля, чтобы гарантировать жар (даже огонь) в горне и предотвратить физическое повреждение глиняной корки, которое может изменить хамон. Он обертывает тряпку вокруг стального стержня и заклинивает хвостовик лезвия в U - образный выступ на конце стержня. Удерживая меч за стержень, кузнец начинает очень медленно протягивать лезвие через горячие угли, одновременно левой рукой нагнетая воздух кузнечными мехами. Все это время он удерживает меч режущей кромкой вверх. Постепенно лезвие начинает накаляться. Кузнец протягивает меч через огонь от десяти до пятнадцати раз и затем позволяет огню утихнуть, чтобы он мог исследовать цвет лезвия. Когда оно становится достаточно горячим (более чем 700° C – цвет между ярко - красным и оранжевым), кузнец переворачивает лезвие и снова протягивает его через горн – на этот раз режущей кромкой вниз. После несколько большего количество проходов, лезвие приобретет достаточно равномерную окраску и режущая кромка (цвет от ярко - красного к оранжевому) будет нагрета до более высокой температуры, чем остальная часть лезвия (цвет от красного к ярко - красному). После этого кузнец погружает раскаленное лезвие в емкость с водой. Этот метод особенно интересен тем, что он позволяет получить уцури. Уцури означает "отражение", а сам эффект проявляется в виде белесого рисунка на лезвии со стороны обуха. Кузнецы периода Бидзэн владели этим приемом, но в период Эдо методика была утеряна. Так как рисунок уцури иногда, казалось, копировал хамон, знатоки периода Эдо назвали его "второй хамон". После выполнения яки-ирэ кузнец вынимает меч из воды, нагревает его в горне до 160° C и снова охлаждает. Это процедура закаливания, называемая яки-модоси, помогает снизить напряжение в укрепленной режущей кромке, частично разрушая большие, недавно сформированные стальные кристаллы мартенсита. Закаливание может быть повторено несколько раз, однако нужно быть очень внимательным, поскольку при превышении требуемой температуры часть хамон может начать терять очертания или пропасть совсем. Это как раз то, что произошло со многими старинными мечами, побывавшими в горящих зданиях: металл не пострадал, но хамон был разрушен. Затем, используя грубый, охлаждаемый водой шлифовальный круг, кузнец удаляет с поверхности лезвия всю глину и шлифует режущую кромку. Он может сделать хамон видимым для первоначального осмотра, используя 2 - х процентный раствор азотной кислоты. Если лезвие перед охлаждением было слишком горячим, на нем могут появиться трещины или хамон может быть плохо очерчен. Если температура лезвия была слишком низка, хамон может не быть вовсе – это значит, что режущая кромка была недостаточно укреплена – или он будет очень неясным и расплывчатым (так называемый "сонный хамон"). Но если все пошло так, как было запланировано, хамон будет яркий и четкий, в соответствии с тем, что представлял себе кузнец, когда создавал на лезвии глиняную корку. Хамон можно "переделать" нагревая лезвие до красна и медленно охлаждать его на воздухе. При этом происходит переход структуры стали к первоначальному состоянию – перлиту. После этого, кцзнец может снова покрыть лезвие глиной и повторить яки-ирэ. Хорошо сделанный меч способен выдержать от трех до пяти таких процедур.Хороший хамон имеет четкую форму и узнаваемый рисунок по всей своей длине. Дополнительные детали – такие как аси и кинсудзи - делают его еще более сложным и визуально интересным. "Бедный" хамон указывает на укрепленную сталь, но может иметь хаотичный вид, без непрерывного или распознаваемого рисунка. © Copyright: Кицунэ Миято, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|