Занятие физическим трудом, жажда познавать закономерности окружающего мира, увлечение возможностями и способами налаживания передачи информации, стремление найти в мире из всех окружающих вещей и процессов самые важные, установить их взаимосвязи и иерархию - вот те главные области деятельности человека в жизни. Есть и ещё одно важное дело - деятельность художественная! Она объединяет и включает в себя все перечисленные виды деятельности, синтезируя их и превращая в творческий труд, который получил название искусство или деятельность художественная.
Все выше перечисленные занятия - чисто практического свойства. Физический труд или физическое преобразование материи имеет целью изменить расположение того или иного вида материи, изменить её облик, форму, физические или химические свойства.
Познание окружающей материи - обобщение опыта физического преобразования материи и попытка предвосхитить то, как материя может себя повести при воздействии на неё. То есть это - построение некой мыслимой (идеальной) модели, которая может сделать деятельность по физическому преобразованию мира более интенсивной, более сложной и осмысленной.
Но данная информация должна быть как-то закреплена материально для того, чтобы возможно было её сохранять и передавать. Деятельность по коммуникации, коммуникативная - способы закреплять и транслировать всю информацию, полученную в ходе преобразовательной работы и познавательной.
Деятельность ценностная, определяющая степень важности тех или иных вещей или процессов, имеет целью выяснить то, для чего они предназначены, то, какие процессы нам более важны и ценны.
Но чтобы процессы, которые происходят в различных областях взаимодействия человека с окружающим миром, протекали плавно, разумно, осмысленно, гармонично, необходима форма, структура, область деятельности, которая координировала бы, скрепляла, направляла общий процесс деятельности человека. Такой формой является художественная деятельность, деятельность, в которой наличествуют, как элементы её, все виды деятельностей: и преобразующая, и познавательная, и коммуникативная, и ценностная.
Пример: картина, полотно художника является, бесспорно, физическим предметом, на который мастер воздействовал красками. Полотно, даже абстрактная композиция, бывает задумано и выполнено для чего-то и ради чего-то. Есть и сюжет и идея и т. п. Но полотно, это - и язык своеобразный, средство коммуникации, передача информации о чувствах и мыслях, создававшего её человека. И в зависимости от воспитания, знаний, привычек, мнений художника, его мировоззрения, идея работы может быть как менее значимой, так и более значимой, важной и интересной для небольшой группы в обществе, или, наоборот - для очень значительной части общества. Все элементы деятельности человека присутствуют. Тоже можно сказать и о музыкальном произведении, стихотворном, о произведении архитектуры, где присутствие всех видов деятельности видно особенно четко и наглядно: материал постройки, проект, функциональное предназначение, стиль, отражающийся во внешнем виде и строении и в отделке интерьеров.
Вот так работает искусство, функционирует художественная деятельность. Она включает в свой состав, состоит из материалов, которые присущи различным видам и жанрам искусства, несёт в себе элементы знания, обладает специфическим языком, обращает внимание на те, или иные стороны общественного бытия. И конечно, прежде всего, воздействует на чувства человека, потом на разум, язык, мировоззрение. И далее - на поступки человека.
Любое стихотворение - своего рода постройка, конструкция, состоящая из слов, мыслей, ритмов, мелодий. А также из созвучий, рифм, сравнений, образов, пронизанных множеством смыслов. Если все слова стихотворения написать по алфавиту, то они будут выглядеть как складированные стройматериалы: кирпичи, раствор, стекло и т. п. Но поставленные каждое на своё место начинают превращаться в нечто совсем иное, быть чем-то качественно другим. "Дом" начинает жить, говорить. Люди, обитающие в нём, думают, мыслят, совершают поступки. Фасады и план таят сложные смыслы, вся постройка становится элементом искусства, художественной деятельности, дерзновенности, мудрости, красоты! Если, конечно, здание построено добросовестно, со знанием дела. А строить надо только так!
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.