О том, как пишутся стихи

Юрий Киприянов: литературный дневник


Как происходит, протекает процесс создания стихотворения? Каковы его истоки, причины, этапы, пути, особенности, как конкретно идёт процесс создания, когда наступает устойчивое, ясное ощущение, что вещь закончена и готова к тому, что строки могут теперь быть отданы на суд читателя, готовы к тому, чтобы быть воспринятыми им как полноценное произведение поэтического искусства?
Истоком работы над текстом стихотворения, вернее, истоком желания, потребности выразить свои мысли, впечатления, ощущения является окружающая жизнь, тесное взаимодействие со многими жизненными процессами, участие в них. Это – труд, и физический, и интеллектуальный, общение с окружающими людьми, изучение жизни в разных её ипостасях, то есть получение знаний о разных областях, как природных явлений, так и деятельности человека. Это также – процесс прикосновения к наукам и проникновения человека в самые глубины знания по различным направлениям. И в область физики, и химии, и биологии, и астрономии, и математики, и истории, и социологии, и истории искусства, и психологии, а также политики, экономики и в другие области.
Нужно ли всё это поэту? До какой степени он может и должен погружаться в мир знаний, культуры, интеллекта, искусства? Думаю, необходимо всё это человеку, ощущающему в себе призвание поэта, так же как и любому другому гражданину, которому хотелось бы считать себя высокообразованным, знающим, умеющим многое, имеющим опыт и навыки в той области человеческой деятельности, которая ему наиболее близка. К той деятельности, в сторону которой «лежит» сердце, душа, к тому, к чему самой природой и судьбой он предназначен и приспособлен. О таких людях говорят: « В нём искра божья!»
Охватить всё, всё узнать и понять одному человеку и даже всему человечеству, невозможно. Материя неисчерпаема. Но иметь представление о мире, иметь своё собственное мировоззрение необходимо каждому, если он хочет быть личностью, а особенно развитой и высококультурной.
Чем человек развитее, тем ему интереснее жить и общаться с другими людьми. Тем больше он может принести пользы и современникам и потомкам.
Поэту необходимо знать и видеть мир весь в целом, как, некое яркое, многообразное явление. Ощущать, чувствовать его! Это нужно и любому человеку. Потому люди и любят и читают с удовольствием хорошие стихи. Но поэт видит, наблюдает мир большим, гармоничным, искрящимся, радостным золотым цветком, над которым проносятся порой бури, ветра, следит за его состоянием постоянно, в течение всех 24 часов в сутки. Это - его воздух, его мироощущение. Он помнит о разных сторонах знания, человеческой деятельности, но видит все эти вещи как трепещущие на ветру истории лепестки огромного цветка. Ему интересно как всё это соединено, сконструировано, как работает и живёт, как взаимодействует между собой. Поэтами становятся люди, приходящие из разных областей деятельности. Это - и учёные, и артисты, и политики, и инженеры, и архитекторы, и простые рабочие или сельские труженики. Те, кто чувствует, что причастен ко всей окружающей их жизни и сердцем, и умом, и глазами, и кожей, всем своим нутром. Кого интересует не только всё вокруг него происходящее, но у кого есть ещё и страстное, жгучее желание, любуясь цветком жизни, подарить этот ослепительное великолепие каждому из людей на нашей планете.
Таковы, на мой взгляд, истоки, причины, некоторые особенности поэтического творчества, его природа. Но привлекает пристальное внимание и сам необычный, захватывающий процесс создания поэтической вещи. Цельного организма, законченного, требующего краткости изложения, лаконичности, звучности, ритмичности, наполненного метафорическим и символическим содержанием. А ещё, кроме этого, и мелодичностью, свежестью и виртуозным навыком снайперской точности. Как конкретно происходит творческий процесс, как поэт, стихотворец вершит великое таинство плетения поэтического кружева, искрящейся волшебством и чудесами ткани своих строк?
Какими путями идут поэты, как раскрывают и используют информацию, которая лавиной валится им на голову? Они воспринимают её, жадно ловя губами, как бесценную влагу, словно одиноко бредущий по пустыне бытия путник. Путник, изнурённый испепеляющими лучами солнца жизненных коллизий, но всё-таки сохраняющий гордый облик рыцаря рифм и ритмов истинного бытия, бытия духа, гармонии.
Путей несколько, так же как и этапов создания вещи. Иногда поэт идёт по пути прямой логики, по пути «социального заказа», иногда вслепую, наощупь - по пути наития, следуя за потоком бытия, импрессионизма, пользуясь ассоциативной стезёй. Об этом пути писал Пастернак: «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». А бывает ещё и так, что как бы некая мысль, часто в виде уже почти готового, когда-то, как-то сформировавшегося образа, выплывает вдруг из глубин подсознания, задевает тебя и требует обратить на себя внимание и каким-то образом её воплотить. И не знаешь, получится это или нет. И чаще всего воплощается это так: нечто несколько другое выходит, по мере претворения в материале, чем задумывалось и представлялось первоначально. Но вдруг видишь в какой-то момент, что это как раз то, что и надо было найти, воплотить.
Есть и ещё какие-либо пути, но чаще это нечто среднее между указанными тремя путями. И это - лишь основные и приблизительные схемы, а в реальной жизненной практике они проявляются в совершенно индивидуальном, неповторимом, самобытном виде, никогда не возникая точно в том же виде, как нечто бывшее уже когда-то ранее.
Природа «логических», заказных, декларативных, склонных к дидактике и назиданию стихов из-за преобладания предвзятости, схематичности и прямолинейности, выглядит и является несколько узкой, сковывает фантазию и отличается от природы свободной и раскрепощённой тем, что теряет как в объёмности и в многообразии смысла, так и в глубине и гармонии образности. А также и в сочной жизненной насыщенности, непринужденности и естественности фактуры повествования.
Если же логика и образность органично слиты и неразделимы, то можно только приветствовать такие поэтические вещи! Потому что и слишком «свободные», не имеющие необходимого логического стержня строки, тоже теряют свою поэтическую силу из-за размытости, слишком большой степени условности и неопределённости содержания. Это – другая крайность, тот случай, когда и тут неизбежно истинно поэтическая образность убывает, исчезает, а ткань стиха начинает тускнеть, распадаться.
Для стихов с преобладанием логики есть своё применение, своя область. Они нужны как призыв, как острая злободневная критика, сатира и тому подобное. Так же как для стихов слишком «бессодержательных», описательных, импрессионистских, декоративных тоже есть своя особая область – территория некой философской отрешённости от мира, или почти индивидуалистической, граничащей с эгоизмом, замкнутости, глубокого лиризма. Но лучшей, на мой взгляд, «идеальной» является такая поэзия, поэтика, где есть и логика, и сила, и идейность, и лиризм, и насыщенность символами и яркими образами. Она истинно гармонична! Представителей такой поэзии любят, преклоняются перед лучшими образцами их по-настоящему творческих работ. В России, кроме Пушкина и Лермонтова, это - и Баратынский, и Тютчев, и Фет, и Есенин, и Мандельштам. Это - и Цветаева, и Ахматова, и Гумилёв, и Пастернак, и Маяковский, и Хлебников. Это также – Заболоцкий, Бунин, Сельвинский, Вознесенский, Набоков. И такие разные поэты как Твардовский, Тарковский, Бродский, Чухонцев, и, ещё немалый-немалый ряд других замечательных стихотворцев, как прошлых времён, так и наших современников.
Когда же стихи автору кажутся полностью законченными? В тот момент, когда логика поэтического образа исчерпывается. И даже если ты не ставил себе какую-либо цель при написании, то сама логика развития написания стихотворения подводит тебя в какой-то миг к строфам, строфе, в содержании которых ощущается, что они должны стать завершающими. Ведь высказывая что–либо, ты видишь перед собой как бы некое облачко образа, из которого льётся дождь чувств, впечатлений, умозаключений. И вот вдруг это облачко рассеивается, улетучивается и ты видишь, что мелькавший перед тобой неясный образ весь пролился на лист бумаги в виде строчек того стихотворения, которое ты написал, и которое является следом от того самого облачка, его материей, сутью. И, перечитывая, видишь, что сама собой выстроилась поэтическая логика, которая была скрыта от тебя в подсознании, но по мере вытягивания её из него, предстала ясно перед твоим взором, став стихотворением, которое можно представить на суд читателя. Как выстраивается логика не совсем понятно. Ясно лишь то, что это - продукт длительного объективного, независимого, скрытого процесса, нечто вызревшее и потребовавшее воплощения в таких именно словах, которые ты написал. Смысл написания в том, что ты с натуры пишешь то, о том, что было ранее создано, жило в подсознании, и выплыло из него в самый момент создания стихов и стало вдруг ясно осознано тобой.
Вот такие краткие заметки получились о смысле процесса, методов и технологии написания стихов. Тема интересная, нужная, на мой взгляд, и исследования эти можно продолжать! Попробовать, например, можно распутать вопрос о том, каким образом, следуя каким закономерностям, выстраивается цепочка мыслей, образов и слов, порождаемых подсознанием, идущих из подсознания, переходящих в сознание в момент творчества, осознаваемых поэтом и закрепляемых в итоге в строках стихотворного произведения. Можно даже написать об этом стихи! Такая мысль пришла мне сейчас в голову. У каждого получится своё совершенно индивидуальное видение этого процесса. Тут перед нами как бы нечто похожее на то, когда ребёнок пытается поймать шапкой солнечный зайчик. Забавно!? Вот и смысл поэзии определился - поймать солнечного зайчика! Не просто!..






Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.06.2020. О том, как пишутся стихи