***

Юрий Киприянов: литературный дневник

О подходах к искусству. О его целях, смысле и творческих методах...


Пишут романы, рассказы, пьесы, стихи, в которых чрез показ внешних атрибутов реальности, их взаимоотношений пытаются раскрыть суть происходящего вокруг нас. Но есть и умозрительные вещи. Они тоже реально существуют: мысли, воспоминания, представления, ожидания, надежды, впечатления и т. п. Они имеют и свойства и свой способ существования и развития. Между ними тоже есть свои взаимодействия, взаимоотношения.
Можно с помощью изображения (словами, звуками, жестами, движениями, формами, красками и т. д.) внешнего вида предметов, их взаимной расстановки, композиции, пытаться передать, раскрыть, некое глубокое содержание. Поведать нечто о характере происходящих в мире событий, их смысле, значении. Воспримешь какие-либо вещи, их расположение, размеры, начнёшь сопоставлять, думать, пытаться понять. И доберёшься до глубин, истинных смыслов.
Но можно и пытаться изобразить и свои мысли, воспоминания, представления, понятия, восприятия через сложные, многослойные и многоуровневые символы, связанные с реальным материальным миром опосредованно, через цепь ассоциаций. Такой подход - как бы ход от «обратного». От слов, когда они, как бы просто воспринимаются как красивый набор звуков, букв, абстрактных форм, мелодий, цвета как нечто тяготеющее к абстракционизму и символизму. Но использование, просто кажущихся безотносительными чему-либо, как бы нейтральных знаков и символов, должно не уводить нас от мира, от реальности, не разрушать и уничтожать форму существования предмета искусства, содержания, не восприниматься как затуманивание, размывание реальности. Нет, наоборот, через кажущееся отстранение от неё, это должно быть не просто попыткой увидеть её вдруг по-новому, свежо, как бы со стороны, с неожиданной точки зрения. Это должно стать построением модели этой реальности в виде сложных конструкций, которые должны апеллировать и к интеллекту, и опыту, и к эмоциям, и к памяти, и к исторической памяти, и к истории искусства, одновременно. Не так много на свете художников, которые смогли возвыситься до величайших общечеловеческих обобщений реальности. Это художники классики, их знают все. Это, например, - Шекспир, Чехов, Сервантес, Гёте, Гончаров, Гоголь, Булгаков. Живописцы - Гойя, Рембрандт, Босх, Вермеер, Врубель, Караваджо, Тициан, Эль Греко. Музыканты - Чайковский, Вагнер, Бах, Шопен, Григ и другие. Я бы поставил также в этот ряд ещё и художников В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо, А. Матисса, архитекторов - К. Мельникова, И. Леонидова, Я. Чернихова, Ф. Райта, А. Аалто. Режиссёров – С. Эйзенштейна, Дзигу Вертова, А. Довженко, Ф.Феллини, А. Тарковского, И. Бергмана. Поэтов - Г. Державина, Ф. Тютчева, Е. Боратынского, В. Хлебникова. Все они отвечали требованиям сверхнасыщенности ткани произведений ассоциациями, эмоциям, интеллектом, тонким пониманием души человека, опытом, знанием жизни, истории. Обладали умением философски обобщать, строя свои произведения. И их произведения вполне можно считать как бы философскими, мудрыми посланиями людям земли.
В данном рассуждении я не открываю чего-то слишком нового и доселе неизвестного. Оно является интерпретацией известных мыслей и фактов.
Просто хотелось обратить внимание на то, что произведения истинно талантливых, гениальных мастеров искусства отличаются именно бесконечной глубиной, сложностью, гармоничностью и, главное, высокой степенью благотворного воздействия на человека. У произведений «средней руки» есть некая композиция, представляющая и раскрывающая содержание вещи. Может быть несколько слоёв содержания. Первый, очевидный, лежащий на поверхности. Например, у Саврасова: «Грачи прилетели», в самом названии, и на полотне - очевидный сюжет. Но почему эта маленькая по размеру работа так волнует людей, притягивает внимание?.. Глубиной подтекста! Тоже – у ученика Алексея Кондратьевича, Исаака Левитана в картине «Март». Вроде бы ничего особенного: сугробы, лошадь у дома, ели, солнечный день. А волнует!.. И тут ищите глубины, слои, подтекст. И так всегда у всех «великих»! Душа, тонкое, чуткое восприятие жизни, знания, интеллект, кропотливый, вдохновенный труд! И, конечно, любовь к жизни и людям!
Я не искусствовед и здесь изложил лишь свои собственные мысли по поводу задач, строения, воздействия, существования и жизни произведений искусства.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2018. ***
  • 14.03.2018. ***