Откель взялась профессия – «чернушная» поэзия? /Истоки/

Разрыхлитель Мозгов: литературный дневник

Владислав Ходасевич (1886 – 1939) в 1923 году написал символическое стихотворение, шлейф от которого в народном фольклоре остался спустя многие десятилетия (если не на века):


***
Было на улице полутемно.
Стукнуло где-то под крышей окно.
Свет промелькнул, занавеска взвилась,
Быстрая тень со стены сорвалась –
Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него хоть на миг – а иной.
***


Благодаря этому стихотворению Ходасевич стал основателем нового жанра – «чёрной поэзии» – лучшие образцы которого сегодня известны всем:


***
Маленький мальчик на стройке играл.
Тихо подъехал к нему самосвал:
не было слышно ни крика, ни стона –
только ботинки торчат из бетона...
***


Или:


***
– Мамочка-мама, дай мне конфетку!
– Милая детка, сунь пальчик в розетку.
...Быстро обуглились детские кости.
Долго над шуткой смеялися гости!
***


Или:


***
Маленький мальчик на складе играл.
В бочку с бензином малютка упал:
он, задыхаясь, высунул нос –
вовремя сторож спичку поднес!
***


А виной этому человеконенавистническому, жестокоcердному разгулу рифмованных песен и строк – является именно он – классик российской поэзии Владислав Ходасевич. :-) Я его вывел на чистую воду! :-)


А какая у этой басни мораль? – Если ты действительно народный поэт, то ты обязательно должен «попадать в струю», более того, эту «струю» обязан предчувствовать или формировать. Без этого нельзя. Без этого ты будешь интересен только узкой прослойке населения.


В духе лучших «чернушных» традиций серебряного века выдержено и моё недавнее стихотворение Эпизод в постели. Без вины виноватая, только оно, конечно, написано более талантливо, чем у Ходасевича. :-)



Другие статьи в литературном дневнике: