Особенности психического развития детей в период интенсивного роста
(от рождения до 7 лет)
Принципом психического развития детей дошкольного возраста является взаимосвязь структур психических процессов и их функций, структуры центральной нервной системы, включающей головной и спиной мозг, и ее функции. Основными компонентами головного мозга, участвующих в формировании высших психических функций являются: стволовые структуры, лимбическая система, большие полушария мозга и проводящие пути (которые включают в себя мозолистое тело). Основы нервной системы закладываются в первые пять лет жизни. Основные направления интерферентных путей составляют основу индивидуальности мышления, памяти, способностей, поведения.
Стволовые структуры определяют жизнедеятельность ребенка в первые 12-15 месяцев жизни. Продолговатый мозг контролирует сердцебиение, кровяное давление и дыхание, отвечает за глотание, чихание, смех. Дыхание, глотание и рвота, являются функциями стволовых структур мозга, имеют непосредственное отношение к развитию речи.
В стадии тактильного роста (3 мес до 1,5 лет) лимбическая система нервной сети соединяет сенсорные и моторные схемы с эмоциями и образует память. Так же она участвует в когнитивных и мотивационных процессах. Считается, что у 2-3 летнего ребенка нарушения речи вызвано,- нарушениями функционирования стволовых структур головного мозга лимбической системы.
В современных концепциях нейропсихологии дошкольного возраста выделяют три основных принципа:
-принцип взаимовлияния структуры и психики (основа навыка обучения);
-принцип обучения(овладение социальным опытом в сотрудничестве с окружающим мир);
-принцип формирования высших психических функций в предметной деятельности (по возрасту).
Л.С. Выготский пишет, о том, что «развитие мозговых функций идет нарашиванием пластов и надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый создавая его базис.»
В.Г.Каменская в исследования доказала, что «… 4 месяцам созревает система восприятия желто-синего цвета, к 4-5 месяцам красно-зеленого, следовательно с 4 месяцев проекционно-зрительные связи и кора мозга, могут осуществлять цветовые зрительные функции, которые должны быть сформированы окончательно к 5 годам.»
Впервые 2,5-3 года особое внимание необходимо уделить психомоторному развитию ребенка. Двигательное развитие является основой для психического, когнитивного, социального и эмоционально-волевого развития.
В 5лет преобладает наглядно-образное, чувственное правополушарное мышление. Воспитательно педагогические усилия должны быть направлены на развитие образности мышления. (Речевые игры на сопутствующие темы, проработка образа в составление рассказов и сказок, пантомимы руками). Малая забота о развитие образности как о свойстве мышления, проявляется в обеднении мышления в целом. В.С. Ротенберг пишет, что «даже овладение такой левополушарной фукцией, как чтение, на начальных этапах обучения требует активного участия образного мышления. Лишь в дальнейшем доминирует логико-знаковое мышление.»
От 3 до 7 лет происходит развитие мозолистого тела, формируется межполушарная асимметрия второго функционального блока мозга. Он обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Нарушения развития приводят к несформированности сенсорной и моторной ассиметрии, низкому уровню мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического восприятия, артикуляции, пространственных и структурных – топологических представлений.
Основное в развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте является фонематический слух, который формируется до 7 лет. Это функция относится к левому полушарию, но чтобы он был сформирован, в правом полушарии должно быть развито тональное звукоразличие. С начало развивается внешняя речь «…ребенок мыслит, когда говорит вслух», затем внутренняя речь с последующим созданным образом по заданной теме, и переводом его в изображение.
Развитие мелкой моторики руки сопутствует приобретаемым навыков в ходе обучения. Занятие строится по принципу заданной задачи, ссылаясь на опорные темы. В ходе которых прорабатывается речевая функция в виде скороговорок, поговорок, потешек, артикуляционной гимнастики, обсуждение и составление рассказов и сказок. Визуализация руками образа для создания воображения мышления объекта по теме. Проработанный материал перекладывается в творчество.
В.А. Сухомлинский сказал: «…ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для мелкой моторики руки по мнению М.М. Кольцовой является мощным средством повышения работоспособности мозга, создают почву для последующего формирования речи.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.