Что значит ребенок... это должен знать каждый.

Оля Сентюрова Голомидова: литературный дневник

Особенности психического развития детей в период интенсивного роста
(от рождения до 7 лет)
Принципом психического развития детей дошкольного возраста является взаимосвязь структур психических процессов и их функций, структуры центральной нервной системы, включающей головной и спиной мозг, и ее функции. Основными компонентами головного мозга, участвующих в формировании высших психических функций являются: стволовые структуры, лимбическая система, большие полушария мозга и проводящие пути (которые включают в себя мозолистое тело). Основы нервной системы закладываются в первые пять лет жизни. Основные направления интерферентных путей составляют основу индивидуальности мышления, памяти, способностей, поведения.
Стволовые структуры определяют жизнедеятельность ребенка в первые 12-15 месяцев жизни. Продолговатый мозг контролирует сердцебиение, кровяное давление и дыхание, отвечает за глотание, чихание, смех. Дыхание, глотание и рвота, являются функциями стволовых структур мозга, имеют непосредственное отношение к развитию речи.
В стадии тактильного роста (3 мес до 1,5 лет) лимбическая система нервной сети соединяет сенсорные и моторные схемы с эмоциями и образует память. Так же она участвует в когнитивных и мотивационных процессах. Считается, что у 2-3 летнего ребенка нарушения речи вызвано,- нарушениями функционирования стволовых структур головного мозга лимбической системы.
В современных концепциях нейропсихологии дошкольного возраста выделяют три основных принципа:
-принцип взаимовлияния структуры и психики (основа навыка обучения);
-принцип обучения(овладение социальным опытом в сотрудничестве с окружающим мир);
-принцип формирования высших психических функций в предметной деятельности (по возрасту).
Л.С. Выготский пишет, о том, что «развитие мозговых функций идет нарашиванием пластов и надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый создавая его базис.»
В.Г.Каменская в исследования доказала, что «… 4 месяцам созревает система восприятия желто-синего цвета, к 4-5 месяцам красно-зеленого, следовательно с 4 месяцев проекционно-зрительные связи и кора мозга, могут осуществлять цветовые зрительные функции, которые должны быть сформированы окончательно к 5 годам.»
Впервые 2,5-3 года особое внимание необходимо уделить психомоторному развитию ребенка. Двигательное развитие является основой для психического, когнитивного, социального и эмоционально-волевого развития.
В 5лет преобладает наглядно-образное, чувственное правополушарное мышление. Воспитательно педагогические усилия должны быть направлены на развитие образности мышления. (Речевые игры на сопутствующие темы, проработка образа в составление рассказов и сказок, пантомимы руками). Малая забота о развитие образности как о свойстве мышления, проявляется в обеднении мышления в целом. В.С. Ротенберг пишет, что «даже овладение такой левополушарной фукцией, как чтение, на начальных этапах обучения требует активного участия образного мышления. Лишь в дальнейшем доминирует логико-знаковое мышление.»
От 3 до 7 лет происходит развитие мозолистого тела, формируется межполушарная асимметрия второго функционального блока мозга. Он обеспечивает прием, переработку и хранение информации. Нарушения развития приводят к несформированности сенсорной и моторной ассиметрии, низкому уровню мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического восприятия, артикуляции, пространственных и структурных – топологических представлений.
Основное в развитие речевой деятельности в дошкольном возрасте является фонематический слух, который формируется до 7 лет. Это функция относится к левому полушарию, но чтобы он был сформирован, в правом полушарии должно быть развито тональное звукоразличие. С начало развивается внешняя речь «…ребенок мыслит, когда говорит вслух», затем внутренняя речь с последующим созданным образом по заданной теме, и переводом его в изображение.
Развитие мелкой моторики руки сопутствует приобретаемым навыков в ходе обучения. Занятие строится по принципу заданной задачи, ссылаясь на опорные темы. В ходе которых прорабатывается речевая функция в виде скороговорок, поговорок, потешек, артикуляционной гимнастики, обсуждение и составление рассказов и сказок. Визуализация руками образа для создания воображения мышления объекта по теме. Проработанный материал перекладывается в творчество.
В.А. Сухомлинский сказал: «…ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для мелкой моторики руки по мнению М.М. Кольцовой является мощным средством повышения работоспособности мозга, создают почву для последующего формирования речи.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.03.2014. Что значит ребенок... это должен знать каждый.