Георг о тексте и гражданственностикак-то ты неверно обобщила: поросячий хвостик, особенно позолоченный, очень даже может быть поэзией. Я вообще не считаю, что о "поэзии" надо говорить с придыханием и шёпотом. Кто-то полагает, что "поэзия" - это то, что людей безумно трогает и останавливает дыхание? Так я вам скажу, что биржевые сводки, каталоги дорогих фирм женской одежды или описания редких вин производят на некоторых подобный же эффект. Значит они - "поэзия"? А почему бы и нет, собственно? Я воздержался от каких бы то ни было качественных оценок текста Чуни. Если бы он был принесен на какой-то из больших конкурсов ТМ, которые судит жюри, то шансов победить у него бы, думаю, не было. Но он писался не для этого. А вот на Тотализаторе победить у него были отличные шансы (хотя гарантий никто нигде не даёт, понятно). НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЮННИНГ - ЭТО ХОРОШО, А НЕ ПЛОХО, ОСОБЕННО ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ О СОРЕВНОВАНИЯХ. Я же именно об этом говорил выше, Алён. Если ты принесёшь на Тотал какой-нибудь из своих самых сильных стихов - он пролетит там С ТРЕСКОМ. Займёт одно из последних мест. И это закономерно при такой системе отбора. Такие вещи происходят иногда и на ТМовских конкурсах, которые судятся при помощи "народного голосования", хотя и не столь явно - поскольку число и разношерстность голосующих выше, а сами стихи не пишутся на заданную тему. Но вот на блицах - да, чаще всего побеждают именно стихи со "звоночками и колокольчиками". Бывают и исключения, но они лишь подчёркивают общее правило. Насколько я понимаю, многим здесь хочется знать, КАКИМ ИМЕННО должен быть текст, чтобы иметь отличные шансы на победу - на Тотализаторе или на блицах? Я могу выдать точный рецепт. Итак, ТЕКСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ: ВСЁ. Чёрный Георг 01.07.2008 11:47 а я тебе скажу, почему стих морковки не победил: он был СЛИШКОМ МОИМ. Он оказался слишком сложным и многоплановым. Не ПРОИЗВОДЯЩИМ ВПЕЧАТЛЕНИЕ многоплановости, а действительно многоплановым. И достаточно глубоким, кстати. И слишком серьёзным. Кроме того, в нём присутствовали термины, которых многие не знали (а это для Тотализатора плохая черта). И многие (ты в т.ч.) не проголосовали за него именно поэтому. Ты же на Тотализаторе других вещей от текста ждёшь, а вовсе не глубины. Если бы Мандельштам или Гумилёв принесли бы свои тексты (под масочками, понятно), то ты бы и за них не проголосовала. Потому что тебе (а равно и остальным) совсем не это нужно на ипподроме. НУЖНА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, зрелищность и звон бубенцов. Ну так вы их и получаете, - разве же нет? А я тебе скажу, что на Стихире вообще хорошие стихи (глубокие, серьёзные, многоплановые, действительно отлично технически сделанные) - НЕ ЦЕНЯТСЯ. Здесь публика не та, - слишком пустая, и читает на бегу. В хорошие смысловые стихи НАДОБНО ВНИКАТЬ. В них надо ПОГРУЖАТЬСЯ С ГОЛОВОЙ. Их надо ПЕРЕЧИТЫВАТЬ, чтобы текст полностью раскрылся и показал жемчужины, спрятанные на дне. Поэтому - сходи посмотри, что на Главной пользуется успехом, у каких текстов рейтинги максимальные. У НУЛЕВЫХ. Вот на Рифме, где обитают закоренелые графоманы с хорошим вкусом (среди них даже поэты встречаются нередко), такие стихи пользуются очень большим успехом (не надо далеко ходить, - загляни на стих морковки, который я туда на днях бросил - и всё сама увидишь). А Стихира - это не графоманский сайт, а сайт случайных людей, которые в большинстве своём ВООБЩЕ НИ ХРЕНА В ПОЭЗИИ НЕ СМЫСЛЯТ, вот поэтому и результаты налицо. Симон, ты прав, разумеется. Люди на Тотализатор приходят РАЗВЛЕКАТЬСЯ. Развлекаться, а не думать. И не за отличной поэзией туда ходят, а за РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПОПСОЙ. Если бы Плачидо Доминго пришёл на тусовочный концерт где-нибудь в Гластонбери - у него были бы нулевые шансы на победу (если бы там кто-то побеждал по рейтингам), - не то, что у какой-нибудь шведской Аси-Баси. Это закономерно. По-настоящему сильные и серьёзные (не в смысле шутливости, а в смысле намерения автора) тексты на Тотализаторе выиграть не могут, поскольку его формат - ЗАВЕДОМО ОПЕРЕТОЧНЫЙ, попсовый. Но ведь Настя его таким и задумывала. Для того введены и эти сертификаты, которые никакого смысла не несут, а привносят лишь элемент неожиданности, лихорадочности и азарта. Черный Георг 01.07.2008 12:25 ОК, Симон, лови разбор стиха Чуни. :) "из космоса осеменён наотмашь" - это хорошая фишка. Находка просто. Ну, последнее могу сказать: этот стих НЕ МОЙ, потому что не психоделика. Но как позолоченный поросячий хвостик с лавровыми листиками - он смотрится вполне здоровски. Потому и победил. Здесь надо помнить одну вещь: на Тотализаторе ещё ни разу по-настоящему серьезный стих не побеждал. Ни в одном из забегов, никогда. Для победы в стихе должна быть провокационность и позвякивание бубенчиков. Автор очень умело воспользовался пониманием этого принципа. Я и сам подобными вещами пользовался. На одном из наших маскарадов победил мой стиш - о красных птичках и зелёных окунях (взрослые игры), а другой мой же стих, намного более сильный (бремя имен собственных) - не имел никакого шанса победить. Вот вам - проявление того же принципа в действии. Смарагда уже откланялась и высказываться сегодня не будет. Но, думаю, ее подход во многим схож с моим. Предлагаю поговорить о проблематике текста на примере стихотворения "восемь". Публикуется с разрешения автора (Чушь Собачья Непоротая). сквозь тучу аббревиатур в сплошной телефонной книге, мне велено – обмывать младенцев, невест и мёртвых, как просто – остановить движение стрелок… пояс Гавс Ли 30.06.2008 19:00 способов написания стихов существует ужасно много. И нельзя сказать, что какие-то хуже, а другие лучше. У меня самого они чрезвычайно разными бывают, я просто никогда не старался раздумывать над ними, особенно с оценочных позиций - какие лучше, а какие хуже. Иногда большой довольно стиш пишется за 15 минут - и править его потом вообще не надо. А иногда что-то пишется, пара строф или пара строк - и откладывается на недели (или месяцы), а потом находится - и дописываются еще пара строф, - до следующего раза... Пока - в какой-то момент - вдруг не становится понятно, что стиш УЖЕ целиком написан. Сложнее всего, конечно, с сюжетными стихами... Кажется, дольше всего я писал одного из своих графов Куковыхольских, - именно из-за непременных условий бесшовности текста, его очень высокой смысловой плотности и требования последовательности сюжета. Вы замечали, что практически у всех (даже у классиков) сюжетные стихи хромают? Исключения крайне редки. Чаще всего, сюжетные стихи становятся скучными и размазанными тонким слоем, который после нескольких строф читать больше не хочется. Вот, скажем, стихирный Росков (Александр, кажется?) мне именно таким представляется. Из его чрезмерно затянутых и нудноватых стихов можно было бы понарезать много действительно удачных зарисовок, но он сам почему-то предпочитает скучно-поэмный формат. Другой пример - Алексей Королев. Его стихи Франк когда-то назвал граффити, и они, действительно, именно таковы, - их с любого места можно читать, и останавливаться тоже на любом месте. Не то, чтобы в них ничего интересного не было, но - энергетика у них искрящая, как и у вауса в его лучших стихах (таких, как "Алиса и слон" :)), - никуда не выстреливающая, а просто искрящая бестолково, как троллейбусные тролли в темноте. Но о таких стихах уже сложно сказать - сюжетные они или нет, поскольку сюжет в них такой раздробленный в щепки, что ни о какой внутренней последовательности или осмысленности архитектоники там даже речи не заходит... Если тебе действительно хочется гражданский стих написать, то - начинай его писать, как юмористический. А потом сделаешь разворот. В несмешную сторону. И будет самое ТО. И начинать тогда не страшно - ведь юмористические стиши можно начинать с чего угодно. И многослойность у него проявится, еще и какая. А конец просто закольцуй, приведя к началу - но уже с другой стороны. Так, чтобы вроде бы и забавно выглядело, но уже не только. Ты у меня не видела стишок из последних, Великолепный называется? Вот он именно по такому принципу построен. Кстати, я его именно в раздел "гражданской лирики" и засунул. :))) Только там юмор такой... неоднозначный. Мне самому он кажется смешным лишь наполовину. Или на треть. :) Черный Георг 01.07.2008 14:48 Твоё Шоу ангелов - это не гражданская лирика, потому что ты там общечеловеческих вопросов, или даже лучше - общефилософских, касаешься, а для гражданственности - нужна какая-то более узкая проблема. Общечеловеческие стихи гражданственными не бывают. Гражданственность - по природе своей УЖЕ чем общефилософское направление. Сначала идут общефилософкие стихи, затем религиозная лирика - и лишь после этого гражданская лирика. Если мы о постепенной заужаемости направления говорим. Черный Георг 01.07.2008 15:22 А гражданская лирика (в моем представлении) именно ярко-документальной и должна быть. Именно бесстрастная документальность делает ее такой "убивающей". Ну, а другой стиш ты у меня читала, - "встреча с Альцгеймером" называется (или как-то приблизительно так)? В моем представлении он - тоже чистой воды гражданская лирика. Хотя никакого моралите в нем тоже нет. Морализаторство я всегда оставляю читателю. Черный Георг 01.07.2008 15:25 Да, прочитал - и стал ездить медленнее. Именно так. Черный Георг 02.07.2008 12:56 О гражданственности Понимаешь, Ань, гражданская лирика пишется С КАКОЙ-ТО ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ (ну, у меня так, по крайней мере). Если это не пародия и не насмешка над чьей-то напыщенностью и надутыми щеками. Она прагматична по своим задачам. Она заставляет задуматься о чем-то таком, о чем задумываться неприятно, не хочется. Вот и с этой Памяткой водителя. Я сам всегда езжу слишком быстро. Но по автобанам можно летать быстро, намного быстрее, чем правила позволяют, - там это сравнительно безопасно. А по густонаселенным районам с ограниченной видимостью вдоль дороги быстро летать нельзя. И я сам себе это стараюсь напоминать. Потому что сбить кого-то там можно - как два пальца. Да, чаще всего это не дети, а животные, - кошки, собаки, белки, но - они ведь тоже живые. Я один раз чуть белку не задавил, - она как дура метнулась через дорогу прямо перед машиной, - я затормозил, но она уже под машиной была. Ну да, остановился, оглянулся, - смотрю - она уже убежала. А могла и не убежать. Занятная такая белка, толстенькая. Пушистая. Если бы я медленнее ехал, то успел бы остановиться ДО того, как она под машину залетела. Не всегда такие вещи хорошо заканчиваются, только когда они уже случились - ничего сделать нельзя. А вот ДО того - очень даже можно. И если после моего стишка хотя бы 10 человек станет ездить немного осторожнее и собьет меньше - кошек, белок, детей, - не важно, - то я буду считать, что мое время, затраченное на написание этого текста, уже сторицей оплатилось. А, насколько я знаю, на сайтах, где я этот стиш показывал, его многие запомнили. И многих он торкнул нешуточно. Но для меня здесь важно именно не МНЕНИЕ кого-то обо мне, как об авторе, или об этом тексте, а то, чтобы ЛЮДИ СДЕЛАЛИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, и чтобы эти выводы им запомнились. Вот именно такие вещи я и называю "гражданственными стихами". Стихи, которые в этом мире могут делать какую-то РЕАЛЬНУЮ РАЗНИЦУ. Только их очень мало бывает. У меня самого, скажем, - всего 3-4. Такие тексты тяжело писать, потому что не эмоции нужны и не заламывание рук, не истерики и не красивости, а именно ДОЛГОВРЕМЕННОЕ воздействие на читателя, запоминаемость. И отсутствие морализаторства - в любой форме. Потому что если ты попробуешь сделать вывод за читателя, то он (если не дурак) его сразу отторгнет и выплюнет с отвращением. Здесь именно кажущаяся БЕЗУЧАСТНОСТЬ автора важна, невмешательство его со своими советами или пояснениями в собственные ощущения читателя. Черный Георг 01.07.2008 15:42 С гражданской лирикой - ты права, между прочим. Есть два типа ее (может, даже больше). Один - прагматический, о котором я говорил. Другой - патетический. Я ко второму обычно с подозрением отношусь. ;) Относился бы с подозрением и к первому, но его так мало можно обнаружить, что можно не особенно им заморачиваться. Кстати, знаешь, патетика на музыку иногда очень удачно ложится. ;) Если соберешься ее писать - начинай с поисков талантливого композитора-песенника. ;) Черный Георг 02.07.2008 04:02 В куртуазно-истерич. рамках всё это арбайтен, понятно, но ЧТО ИМЕННО там арбайтен - вблизи не ясно, а на правильную перспекти-ву-ле-ву времени жизни может не высточить. Это, знаешь, совершенно та же ситьюэйшн, как и с вопросом свободы воли и предопределенностью. Предопределенность всегда работает, но чтобы ее увидеть - надо отодвинуцца так далеко, что... длины локтей может не хватить. Зато вблизи есть полное ощущение этой самой "фридман оф чойс".
© Copyright: Натэлла Климанова, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|