Эффект сотой обезьяны

Два Паскаля: литературный дневник


Американский исследователь Друнвало Мелхиседек, ссылаясь на книгу "Сотая обезьяна" Кена Кайза-младшего и более раннюю книгу Лайалла Уотсона "Жизнепоток: биология бессознательного", приводит примеры мгновенного распространения информации при помощи кристаллических решёток.


Речь идёт о 30-летнем научно-исследовательском проекте с японской обезьяной Macaca fuscata.
На острове Косима в Японии обитала колония диких обезьян, и ученые давали им сладкий картофель (батат), разбрасывая его в песке. Обезьянам нравился батат, но не нравились песок и грязь на нем. Восемнадцатимесячная самка Имо обнаружила, что может решить эту проблему, вымыв батат. Она научила этому трюку свою маму.


Те обезьянки, которые играли с ней, тоже узнали этот новый способ и научили ему своих мам. Вскоре все молодые обезьянки мыли свой батат, но из взрослых такое поведение усвоили только те мамы, которые подражали своим детям. Ученые зарегистрировали эти события в промежутке между 1952 и 1958 годами.


Но вдруг, осенью 1958 года, число обезьянок, мывших бататы, на острове Косима достигло критической массы, которую доктор Уотсон произвольно определил как 100, и почти все обезьяны на острове начали мыть картофель без какого бы то ни было внешнего побуждения.


Если бы это случилось только на одном острове, ученые, возможно, объяснили бы это общением между обезьянами. Но обезьяны на всех близлежащих островах ОДНОВРЕМЕННО стали мыть картофель. Даже на главном острове Японии, в Такасакияме, обезьяны мыли картофель. У этих обезьян не было никакой возможности общения друг с другом каким-либо известным нам способом. Ученые впервые наблюдали что-либо подобное. Они предположили, что должна существовать некая морфогенетическая структура (или поле), охватывающая все острова, благодаря которой обезьяны могли общаться.


Много людей размышляло по поводу феномена сотой обезьяны. Потом, через несколько лет, группа исследователей из Австралии и Англии заинтересовалась, не обладают ли люди такой же способностью передавать информацию (общей кристаллической информационной решеткой), как обезьяны. Ученые провели эксперимент. Они сделали фотографию, на которой были сотни человеческих лиц, маленьких и больших. Вся фотография состояла из этих лиц, но при первом взгляде на нее можно было разглядеть только шесть или семь лиц. Требовалась тренировка для того, чтобы разглядеть остальные лица. Обычно кто-то сначала должен был показывать, где эти лица располагались.


Эту фотографию отвезли в Австралию и провели там исследование. Было отобрано некоторое количество людей из разных слоев населения, затем каждому из них была показана эта фотография и дано некоторое время, чтобы разглядеть ее. Ученые предъявляли людям фотографию и спрашивали: "Сколько лиц вы видите здесь?" За то время, которое давалось испытуемым, они, как правило, находили шесть - десять лиц. Некоторые люди видели большее количество.


Когда число опрашиваемых достигло несколько сот человек, и было точно зарегистрировано, ЧТО они видели, несколько исследователей поехали в Англию - на другой конец планеты, - и там они показали эту же фотографию по внутреннему кабельному телевидению Би-Би-Си, вещавшему только на Англию. Они тщательно показали телезрителям, где находятся эти лица на фотографии, все лица до единого.


Затем, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО МИНУТ после этой передачи, другие исследователи повторили эксперимент в первоначальном виде в Австралии с новыми испытуемыми. И вдруг люди начали легко находить большинство изображенных лиц.


***
Эффект сотой обезьяны работает. В самых разных ситуациях, от смешной до трагической. От научного открытия, одновременно совершаемого в разных концах планеты, до стихотворной темы, вдруг прорезающейся в стихах разных авторов в один и тот же миг.
Он работает даже здесь и сейчас. Но мы не задумываемся об этом. Хотя наверняка уже родился исследователь, который напишет книгу «Эффект сотой обезьяны и виртуальный мир».




Другие статьи в литературном дневнике: