об избыточной легковесности поэтического образа
о сравнении, как способе бегства от предмета
самый «добропорядочно-практичный реалист реальность
никогда всем сердцем не любит и не принимает.
Ребенком он залезает
под стол, и этим гениально простым приемом
придаеть комнате...
необычайный и фантастический вид;
мальчиком он мечтает
о часах; юношей с часами — о подходящей
к ним жене;
мужчиной с часами и женой — о высоком положении;
и когда он счастливо завершает
этот малый круг желаний
и спокойно качается в нем, как маятник,
похоже, что его запас несбывшихся мечтаний так и не становится
хоть сколько-то меньше. Ибо когда он хочет возвыситься,
он прибегает к сравнению, символу.
Явно по той причине, что снег иногда неприятен ему,
он его сравнивает
с белеющими женскими грудями,
а как только ему наскучат груди его жены, он сравнивает их с белеющим снегом;
он пришел бы в ужас, если бы ее губки
оказались однажды роговидным голубиным
клювом или вставными кораллами...
Он в состоянии превратить все во все —
снег в кожу, кожу в лепестки, лепестки в сахар, сахар в пудру,
а пудру снова в сыплющийся снег, — ибо, кажется, ничего ему так не нужно,
как превращать что-либо в то, чем оно не является,
а это, пожалуй, доказывает,
что, где бы он ни находился,
ему нигде долго не выдержать».
Р. Музиль. «Человек без свойств».
Другие статьи в литературном дневнике:
- 17.01.2022. об избыточной легковесности поэтического образа