Ценности чтения салаватов Пророку... мир ему...Хасан Хильми Салават на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - врата совершенства «Если кто желает встретиться с Аллахом так, чтобы Он был доволен им, тот пусть больше читает салават за меня». Хадис Как удивительна и прекрасна жизнь того человека, который подчиняется Аллаху, поминая Его и читая салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)!
Вместо предисловия Сущность и достоинства салавата Салават – это милость от Аллаха, связанная с возвеличиванием Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)1, а от всех творений, т.е. от людей, ангелов, джиннов и неживой природы, - это дуа для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Могут спросить: разве неживая природа делает дуа?. Да, и это подтверждает предание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отдаляясь от людей для справления нужды, слышал, как каждый камень и каждое дерево произносили: «Ассалату вассаламу ‘алайка я расулюллаh»2. Салават, если он от Аллаха, означает «рахмат» (милость), а по отношению к остальным – дуа. Слово «Ассалам» означает благополучность, безопасность, возвеличение и почтение, соответствующее степени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вот это все и просят для нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), читая салават. При чтении салавата желательно добавить и слово «саййидина». Это слово в переводе с арабского языка означает «руководящий». Нам приказано следовать за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), подчиняться его требованиям, так как это и есть подчинение Всевышнему. Поэтому нашим истинным руководителем является Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). По мнению других алимов, «сейид» - это командир в армии, у которого много подчиненных, или тот, к кому обращаются люди в трудных ситуациях, или такой кроткий человек, который никогда не сердится. Конечно, всеми этими и многими другими прекрасными качествами в совершенстве обладал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому произнести в салавате слово «саййидина» более чем желательно, это будет проявлением уважения к нему. Целью нашего салавата является просить для любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) милости и возвеличивания сверх того, что было дано ему Аллахом до этого. И при чтении салавата Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получает большую пользу. Точно так же ему приносит пользу чтение Корана и зикра за него или раздача садака. Хотя он совершенен, это его совершенство может возрастать без конца1. При этом Аллах возвышает его в степени при каждом чтении салавата за него или других хороших деяниях, совершенных ради него. У Аллаха есть бесконечный рахмат, чтобы возвеличивать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Во многих хадисах говорится о достоинстве и ценности чтения салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). К ним относятся и следующие высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто напишет салават в книге, ангелы не прекращают просить прощения для него, пока мое имя останется написанным». «Если кто желает встретиться с Аллахом так, чтобы Он был доволен им, тот пусть больше читает салават за меня». «Кто увеличит чтение салавата на меня в жизни, то Аллах повелевает всему сотворенному, чтобы они просили прощения его грехов после его смерти». «Ко мне пришел архангел Джабраил и сказал: «О Мухаммад, если кто-нибудь прочтет за тебя салават, то 70000 ангелов прочтут салават за того человека. А тот, за кого ангелы прочтут салават, является обитателем Рая». «Кто прочтет за меня салават один раз, то за него Аллах прочтет салават 10 раз, если он прочтет 10, то Аллах за него 100, если тот прочтет 100 раз, то Аллах 1000 раз. А за кого Он 1000 раз прочитал салават, для того Ад делается запретным, и он будет твердо стоять на истинном слове в этом мире и в Ахирате при допросе, и его отправят в Рай, и прочтенный за меня салават придет к нему как нур, освещая мост Сират, длина которого 500 лет ходьбы, и Аллах даст ему за каждый салават дворец в Рае». Есть и другие хадисы об этом. Некоторые сказали, что в салавате 10 караматов (милостей), которые получает читающий его: 1. Салават от Властелина миров (Аллаха). 2. Шафаат (заступничество) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – избранника Аллаха. 3. Следование за пречистыми ангелами. 4. Противостояние мунафикам и кафирам. 5. Избавление от грехов и проступков. 6. Помощь в удовлетворении желания. 7. Освещение нуром тела и души. 8. Спасение от Ада. 9. Получение дома радости – Рая. 10. Салам от Всемилостивого и Прощающего Аллаха. Один из праведных людей рассказывал, что у него был сосед-ткач. Когда он умер, этот праведный человек увидел его во сне и спросил его: «Что с тобой сделал Всевышний?». И тот ответил, что Он простил его за то, что он всегда, когда писал имя пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), произносил салават. Аллах дал ему такие блага, которых не видели глаза и не слышали уши и о которых люди даже не могли мечтать. Есть много различных форм салавата, и самыми ценными являются те, о которых есть хадисы. Среди них «салаватул Ибрахимия», который желательно читать и после «Аттахияту» в намазе. Вот этот салават: «Аллаhумма салли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин Кама ссалайта ‘ала Ибраhима ва ‘ала али Ибраhима ва барик ‘ала саййидина Мухаммадин кама баракта ‘ала Ибраhима ва ‘ала али Ибраhима фил ‘аламина иннака хамидун маджид».
Для читающего салават важно, чтобы он был в самом лучшем виде, чистым телом и одеждой, на чистом месте, в омовении, обращенным в сторону киблы, в размышлениях о пречистом Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) с целью получения ни‘матов и безопасности, чтобы он читал выразительно, не спеша, как и сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда вы читаете за меня салават, читайте его красиво, вы не знаете, это (салават) могут принести мне, и вы скажите: «Аллаhуммадж‘ал салаватука ва баракатука ‘ала саййидил мурсалина ва имамил муттакъина ва хатами ннабиййина, саййидина Мухаммадин ‘абдика ва расулика, имамал хайри ва каидал хайри ва расули ррах1мати. Аллаhуммаб‘асhул макамал махмуда ягбитуhу фиhил аввалюна вал ахируна».
Этот достоверный хадис передал аль-Дайлами от Ибну Мас‘уда. Смысл салавата: «О наш Аллах, Ты сделай Твой салават и баракат сейиду всех посланников, имаму богобоязненных людей, печати пророков, нашему сейиду (господину) Мухаммаду, Твоему рабу и посланнику, имаму и предводителю всего хорошего и посланнику милости. О Аллах, ниспошли ему похвальную степень, которой завидует все человечество от начала до конца». Вот а то пишет по поводу чтения салавата великий алим, шейх Мухаммад Абдуллах Джарданию в своей знаменитой книге «Фатхул аллам»: «Опомнитесь, люди, и давайте начнем читать салават больше и лучше, соблюдая адабы, главный из которых – читать его из любви и ради возвеличивания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посланного как милость ко всем мирам». Достопочтенный шейх Накшубандийского и Шазалийского тарикатов Саид-афанди из Чиркея говорит: «Так как основой Рая является нур нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Рай расширяется соответственно прочитанному салавату. Козни шайтана, который как всегда гуляет в человеке, делающем ибадат, тоже сжигает салават. В салавате не бывает ни ужбу, ни рия‘, которые уничтожают хорошие деяния. Поэтому салават можно читать вслух, даже лучше читать его вслух нараспев, этому будет радоваться Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). В Судный день, когда отчитываются перед Всевышним, салават скрывает плохие деяния, перевесившие хорошие. Ибадат без хузура будет бесполезным, но салават на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) поможет и без хузура. Зикру без хузура приносит мало пользы, а чтение салавата приносит пользу и без хузура. Давайте совершим за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) такой ценнейший ибадат. Его очень легко читать, но вознаграждение за него такое великое, что невозможно получить даже за целый мир». (Из книги Саида-афанди «Назмаби»). Почему же салават имеет такое великое вознаграждение? Для этого есть особая причина. Аллах велел нам совершать ибадат, но Сам этого не сделал. И только лишь салават Аллах прочитал Сам, а потом велел читать ангелам и людям. Из-за того, что в отличие от другого ибадата салават прочел и Всевышний, он является наиценнейшим. Давайте прочтем салават за любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в подарок ему, чтобы он радовался и чтобы Аллах ради него простил нас и одарил Своей милостью.
Салават - врата совершенства
Значимость салавата за пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Ты знай, о мой сын, что значимость салавата за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) общеизвестна. Об этом сказано во многих хадисах. Автор книги «Афзалу ссалават» со ссылкой на слова Сейида Ахмада Дахлани говорит, что салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приносит пользу в любой его форме1 . Нет ничего более полезного для освещения сердец (очищения душ) и достижения мюридами Всевышнего Аллаха2 , чем салават. Действительно, от усердного чтения салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) мюрид получает много нура. С помощью его бараката он связывается с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) или встречается с теми людьми, которые доводят его до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), особенно если он придерживается истинного пути Ислама. И это особенно важно в наше время, когда очень мало истинных наставников и людям трудно различать истинное и ложное. Человек, который хочет наставлять людей на истинный путь, должен повелевать всем без исключения (и простым людям, и ученым) чаще совершать истигфар (тавбу), т.е. просить у Аллаха прощения грехов, и многократно читать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). В книге «Хашияту ал-Бажури», в которой даются комментарии к книге «Ас-Суллам», хадисов о достоинствах салавата приводится так много, что невозможно полностью пересказать их. Вот некоторые из них: Чтение салавата помогает в удовлетворении нужд, оказывает поддержку в затруднительном положении, становится поводом для ниспослания милости Всевышнего. Оно приносит большую пользу в освещении сердец. Сказано даже, что салават играет роль шейха на пути Аллаха. Так пишут Сейид Ахмад Зарук и шейх ас-Санусию в комментариях к книге «Сугра Ссугра». На это указывает и шейх Абул Аббас Ахмад бину Муса аль-Ямани. Однако шейхул Малавию сказал: «Салават может заменить шейха только в освещении сердца, а чтобы дойти до степени вилаята (степень познания Аллаха), обязательно нужен шейх, как это известно людям тариката». Салават стал особенным среди разных поминаний Аллаха, потому что он снижает жар тела (т.е. высокую температуру) в отличие от других зикру, которые повышают температуру. В книге «Такрибул усул» также есть подобное утверждение. И еще в ней говорится: «Действительно, все деяния могут быть приняты или отвергнуты Аллахом, кроме салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Это принимается безоговорочно из уважения к нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Сказано, что с этим решением согласились все алимы. На этом остановились и аль-Имам аш-Шатибию и ас-Санусию. Мусульманин получает вознаграждение за салават даже тогда, когда он читает его напоказ, так и написано в книге «Афзалу ссалават». Но умный человек, читая салават, не будет иметь другие цели, кроме как возвеличивание и глубочайшее почтение к Аллаху и Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и подчинение повелению Аллаха. Действительно, я прочитал в книге «Римаху Хизби Ррахим», что тому человеку, который произнес салават с таким чистым намерением, однократного чтения салавата хватило бы для искупления в сто тысяч раз большего количества грехов, чем грехи всех людей всего мира». (См. часть 2, стр. 145). Я подробно рассказал об этих достоинствах салавата в своей книге «Танбихул ссаликин», в самом тексте и комментариях. Если хочешь знать больше, то прочитай эту книгу. В книге «Джавахирул маани» написано: «Знай, что Аллах берет на Себя обязанность читать десять раз салават для человека, который прочтет один раз салават Его любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). В каждом салавате, которым Он облагодетельствовал Своего раба, есть две тайны.
Первая тайна. Того, кто читает салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обязательно вознаградит за это, так как он великодушный и щедрый. Хороший поступок по отношению к великодушному человеку не пропадает. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обладает великой щедростью, поэтому он обязательно отблагодарит того, кто прочтет ему салават. И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратится ко Всевышнему, Аллах вместо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) даст подарок тому, кто прочтет ему салават. Этим подарком будет то, что Всевышний прочтет этому человеку (благословляя его) по десять салаватов за каждый салават, прочитанный им за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Вторая тайна. Всевышний Аллах заботится о своем посланнике Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) и любит его. Поэтому, если человек из любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) будет поминать его чтением салавата, то Аллах будет заботиться о нем, благословляя его (т.е. читая салават) за то, что он любит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Такой заботой и любовью Аллаха будет окружен тот, кто усердно читает салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), даже если он совершит такое количество грехов, которое намного превышает грехи всех людей от сотворения мира до конца света. Все эти грехи Аллах бросает в море Своего прощения и щедрости1 . И Аллах будет заботиться о нем, подняв его на том свете на высокую степень Своего довольства. Когда ангелы с листком, заполненным плохими деяниями такого человека, поднимаются к Аллаху, Он говорит ангелам: «У него особое внимание к Моему любимцу пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), его плохие деяния не похожи на плохие деяния других. Ему не будет наказания за его плохие деяния, как другим». Все это свидетельствует о значимости и ценности салавата. Салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в наше время в некотором смысле даже лучше, чем чтение Корана. Это не потому, что салават выше Корана по степени. Коран – это самое лучшее из того, что приближает ко Всевышнему, но только для человека, у которого чистые деяния и искреннее отношение к Аллаху. Поэтому читающий Коран будет самым передовым и преуспевающим из-за довольства Аллаха. Но в наше время мало кто обладает такой искренностью, поэтому многим чтение Корана может обернуться таким гневом Всевышнего, который трудно представить. Всевышний Аллах очень ревнив к Своей книге, так как Коран является средством приближения к Аллаху и признаком близости к Нему. Кто будет читать Его Книгу без должного уважения к ней, Он разгневается и прогонит его. Когда ты поймешь это, то поймешь связь и разницу между салаватом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и чтением Корана». (Конец цитаты из «Джавахирул маани»). В другом месте этой книги сказано: «Тебе стало ясно, что салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для грешных людей намного полезнее, чем чтение Корана. Действительно, чтение Корана – это степень пророков. Он требует от тех, кто его читает, чистоты, искренности и такого выполнения адабов, чтобы Аллах был доволен ими, а также обладания ценными духовными качествами, постоянного самосовершенствования. Поэтому простым, неподготовленным людям чтение Корана приносит вред, так как они далеки от этих условий. А что касается чтения салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то в нем нет других условий, кроме произнесения слов салавата с уважением и почтением к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в соответствующем состоянии (видимая чистота тела, одежды и места) и чтения его словами, традиционными в Шариате, и без ошибок, приводящих к изменению смысла. И действительно, Всевышний Аллах обещает прочитать салават тому, кто таким образом помянет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а тот, на кого Аллах прочтет салават один раз, будет избавлен от мучений». Перед Аллахом нет способа, приносящего большую пользу и дающего больше надежды на Его довольство Своим рабом из простых людей, чем благословение Пророка (т.е. чтение салавата), хотя есть несоответствия во мнениях алимов категоричности принятия Всевышним салавата. Некоторые говорят, что салават не принимают безоговорочно, как и другие деяния. А мы согласны с теми, кто говорит, что салават принимают безоговорочно. Доказательством тому являются слова Аллаха, обращенные к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто прочтет для тебя салават, Я тоже буду читать салават, а тому, кто прочтет тебе салам, Я тоже прочту салам». Этот договор Аллаха – истина, и он будет выполнен. Это не связано с рабами, это забота Всевышнего о Своем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует). И Аллах Сам берет на себя обязательство дать вместо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вознаграждение тому, кто прочитал салават на его любимого пророка Мухаммада. Он не оставит салават Своего раба без награды. В этом и есть смысл принятия салавата раба. От Аллаха вся помощь». (Часть 2, стр. 355). Имамул Хаммам Шейхул Ислам, муфтий шафиитского мазхаба в святом городе Аллаха ас-Сайид Ахмад ибн ас-Сайид Зайни Дахлан в своей книге «Такрибул усул» привел рассказ Абул Мавахиба Шазилийи: «Я увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, десять салаватов тому, кто прочтет один салават тебе - это тому ли, кто прочтет его с хузуром?»1. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, это для каждого человека, прочитавшего салават даже с отвлеченным от Аллаха сердцем. И Аллах придаст ему таких великих ангелов, похожих на горы, которые будут делать дуа для него и просить прощения его грехов». А если человек сделает это с хузуром, величину награды за это знает только Всевышний». Один из людей, познавших Аллаха, сказал: «Кто пропустил много намазов и постов, пусть чаще читает салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тот, кто прочтет ему салават один раз, Аллах прочтет тому салават десять раз. Если человек будет делать ибадат и прочтет салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то вознаграждение за один такой салават будет больше того служения, которое он совершил за всю жизнь. Так же как ты прочитаешь салават, исходя из своих возможностей, Аллах читает на тебя салават, т.е. смилуется над тобой, как подобает Богу. Как говорят, дары людей соответствуют их положению1 . Это в том случае, когда салават, прочитанный Аллахом, один. А какова же будет награда, когда Он прочтет тебе десять салаватов за каждый прочитанный тобой салават? Как удивительна и прекрасна жизнь того человека, который подчиняется Аллаху, поминая Его и читая салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)! Сколько же занятий создано для твоей пользы, а ты их просто не замечаешь!». В книге «Джавахирул маани» написано, что самым великим из поминаний и имеющим самую большую выгоду и пользу является чтение салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с хузуром в сердце. И тот человек, который усердствует в этом деянии, будет из самых почетных избранников Всевышнего. (Часть 1, стр. 144). Достоинств салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень много, об этом говорится в многочисленных хадисах, и из всего этого следует, что читающий салават получает огромную пользу. Вот некоторые из этих достоинств: 1. Чтение салавата является подчинением приказу Всевышнего, который гласит: «Вы читайте ему салават». Это самая большая польза, чистый убудият1 для Аллаха, потому что это самая высокая из степеней раба. 2. Читая салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), раб делает то же, что и Аллах, хотя нет сходства в смысле чтения салавата Аллахом и рабом. 3. Ангелы читают салават рабу, пока он занимается чтением салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). 4. Читающий салават получает десять воздаяний и очищение от десяти плохих деяний, и его повышают в десять степеней. 5. Читающий салават получает воздаяние, как освободивший от рабства десять человек. 6. В Судный день Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет заступником и свидетелем для читающего салават. 7. Ангелы записывают прочитанный салават золотыми перьями на серебряных листах и говорят читающим салават: «Вы увеличивайте чтение салавата, да увеличит Аллах вам». 8. Читающие салават получают чистоту от лицемерия и убережение от Ада. 9. В Судный день Аллах поселит читающего салават вместе с шахидами. 10. В Судный день он будет стоять плечом к плечу с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). 11. Салават станет для него закатом и кафаратом от его деяний. 12. Ангелы будут просить для него прощения грехов, и это возрадует его. 13. Когда он умрет, салават станет у его могилы и будет просить прощения его грехов. 14. За каждый салават он получит воздаяние величиной с гору Ухуд. 15. Ангелы доставляют салават к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он (да благословит его Аллах и приветствует) отвечает на него. Каждый прочитанный салават предстает перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). 16. Салават будет сабабом (поводом), выгодным мерилом для вознаграждения прочитавшего. 17. Салават будет сабабом для получения важного на этом и на том свете, для удовлетворения нужд, избавления от горя и прощения грехов. Кто постоянно читает салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), тот не будет переживать за мирские дела и дела Ахирата, и ему простят грехи. 18. Чтение салавата лучше, чем освобождение рабов и газават (священная война). 19. Не дадут ангелам-писарям записать грех читающего салават. 20. Он будет убережён от Ада. Говорят даже, что один салават очищает грехи 80 лет. 21. Чтение салавата является способом достижения довольства Аллаха, а также погружения раба в рахмат (милость). 22. Ангелы, найдя круг читающих салават, окружают и покрывают их милостью. 23. Чтение салавата защищает от гнева Всевышнего, сделает тяжелее чашу весов с благими деяниями и убережет от жажды в Судный день. 24. Салават будет держать раба за руку на Сирате, чтобы он не споткнулся. 25. Тот, кто прочтет салават тысячу раз в день, не умрет, пока не увидит свое место в Раю и пока ангелы не поздравят его с получением Рая. 26. Салават приравнивается к участию в двадцати священных войнах. 27. Это способ увеличения количества жен в Раю. 28. Чтение салавата будет как садака для того, у кого нет возможности раздавать милостыню. 29. Тому, кто каждый день читает салават по сто раз, исполняют сто нужд: 70 из Ахирата и 30 мирских. 30. Проявление усердия в чтении салавата подобно постоянному ибадату в течение дня и ночи. 31. Это самое любимое занятие для Аллаха, это украшение собраний, и нур в Судный день, и нур на Сирате. 32. Салават не оставляет никаких нужд. 33. Он будет самым достойным для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Судный день. Люди, больше читающие салават, будут обладать большим нуром в Судный день. 34. Когда раб больше читает салават, он становится самым любимым и самым близким к Аллаху. 35. Того, кто старается больше читать салават, не будут спрашивать о других обязанностях. 36. Кто будет читать салават по 50 раз каждый день, в Судный день Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожмет ему руку. 37. Салават очищает сердце (душу) от ржавчины и от лицемерия (нифака). 38. Увеличение салавата является средством для прихода на хавз1 Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Судный день. 39. Это является поводом для принятия дуа Всевышним и средством спасения верующих от заблуждений по дороге в Рай. 40. Это сабаб для бараката, чтобы в жизни читающего все было хорошо. 41. Это постоянно увеличивающаяся и умножающаяся любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). 42. Это сабаб для победы над врагами. 43. Салават не дает людям делать гибат на читающих его и прививает людям любовь к ним. 44. От его бараката улучшается материальное состояние, и благодаря ему раб сможет совершить много выгодных сделок. Все вышеперечисленное есть в хадисах, эти хадисы приведены в книгах алимов. Многие из познавших Аллаха (шейхи) добавили и то, что салават заменяет шейха в воспитании и утоляет жажду вообще, особенно при повышенной температуре. Шейх Абдул аль-Гани ан-Набалси сказал, что салават утоляет жажду, если в нем не будет зикра, так как зикр повышает температуру. Например, такой салават:
«Ассалату вассаламу ‘ала саййидина Мухаммадин хайрил анам». Ты настойчиво увеличивай салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сделай это вирдом каждого дня и ночи, тогда ты получишь все хорошее в этом мире и в Ахирате. Я прошу у Аллаха помощи нам и всем мусульманам и мусульманкам, верующим мужчинам и женщинам, Аллах может это и только Он достоин отвечать на просьбу. Ва салла ллаhу ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва саллим. (См. стр. 94). В книге «Ал-Икдул самин» говорится, что сподвижник Али t1 передал следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто совершит обязательный хадж и после этого примет участие в газаватах, тому пишется за каждый газават вознаграждение как за 400-кратное совершение хаджа». Услышав это, асхабы, которые не имели возможность совершить хадж и участвовать в газавате, печально опустили головы. Тогда Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) вахью: «Тому, кто прочтет за тебя салават, пишется вознаграждение как за участие в газавате 400 раз, каждый из которых приравнивается к 400 хаджам». Этот хадис привел Абу Хафс аль-Маяфаши в книге «Ал-Мажалису ал-Макия» (стр.30). Еще Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочтет за меня салават, возвеличивая и уважая меня, Аллах создаст из этих слов ангела с крыльями, которые простираются от востока до запада, ноги его в самой низине земель, а шея согнута под Аршем. Аллах говорит этому ангелу: «Ты прочитай салават за Моего раба также, как он прочитал его за Моего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». И ангел будет читать салават тому человеку до Судного дня». В другом предании говорится: «Когда раб Аллаха читает салават за меня из любви ко мне, тот ангел, которого сотворят из его салавата, погружается в воду и потом встряхивается. Аллах создает из каждой капельки брызг ангелов, которые будут просить о прощении грехов читавшего за меня салават до Судного дня». (См. книгу «Кашфул гуммат», часть 1, стр. 27). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто будет читать за меня салават по три раза днем и ночью, Аллах взял на Себя обязательство простить тому грехи в эту ночь и в этот день». (Стр. 276). Там же написано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Чтение за меня салавата больше уничтожает грехи, чем вода гасит огонь; давать салам мне лучше, чем освободить рабов; и любовь ко мне лучше, чем драгоценная душа». Он также сказал: «Аллах приказал ангелам, записывающим деяния, чтобы они не записывали грехи в течение трех дней тем, кто участвовал в священной войне с мечом в руках, и тем, кто прочитал мне один салават из сильной любви ко мне». (Часть 1, стр. 27). В книге «Манахижул саадат» сказано, что передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Увеличивайте салават мне в ночь на пятницу и в день пятницы. Кто сделает это, тому я буду свидетелем и заступником в Судный день». Еще передали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто сто раз прочтет мне салават в пятницу, тому прощаются грехи восьмидесяти лет». Имеются в виду маленькие грехи. («Далаилул хайрат»).
Салават помогает умершим Аль-Хафизу Ссахавию передал, что одна женщина пришла к Хасанул Басри и сказала ему: «О шейх, моя дочь умерла. Я хочу увидеть ее во сне». Хасанул Басри велел ей: «Ты соверши намаз-суннат в 4 ракаата и прочитай после каждого «Суратуль Фатиха» 1 раз суру «Аль-hакум», и это после ночного намаза. После этого ложись спать и, пока не уснешь, прочитай салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Она сделала это и увидела во сне свою дочь, пребывающую в мучениях и наказаниях. На ней была одежда из катирана1, руки ее были в кандалах, а ноги были связаны адскими цепями. Проснувшись, эта женщина отправилась к Хасану и рассказала ему обо всем, что увидела. Хасан сказал ей: «Ты раздай за нее садака, может, Аллах простит ее». В эту ночь Хасан уснул и увидел во сне, будто бы он находился в одном из райских садов, и там стояла кровать, на которой лежала красивая девушка. На ее голове была корона из нура. Она его спросила: «Ты не узнаешь меня, Хасан?». Он ответил, что не узнает. Она сказала: «Я дочь той женщины, которой ты велел прочитать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Хасан сказал: «Твоя мать рассказывала о твоем состоянии не так, как я тебя вижу. Как же ты достигла такого состояния?». Она ответила: «Нас было 70 тысяч человек в мучениях и наказаниях, как и описала тебе моя мать. Потом мимо нашего кладбища прошел один праведный человек. Он прочитал салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) один раз и отдал вознаграждение за него нам. Аллах принял это и освободил нас от этих мучений и наказаний благодаря баракату того праведного человека. Таким образом я дошла до этого состояния, в каком ты меня видишь». Об этом же упомянул и аль-Куртуби в книге «Аль-Тазкирату», но другими словами. («Афзалу ссалават»). Аль-Сахавию сказал: «В некоторых преданиях рассказывается, что среди сынов Израилевых (бану Исраил) был один раб, совершающий чрезмерное множество грехов. Когда он умер, его не похоронили, а просто выбросили. Тогда Аллах послал вахью пророку Мусе (мир ему), чтобы он обмыл его, совершил над ним намаз и похоронил, так как Он простил его. Муса (мир ему) сказал: «О Господь, отчего это?». Всевышний ответил: «Он открыл в один день Таврат и нашел в нем имя пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и тогда он прочел ему салават. Поэтому Я простил ему все его грехи». Так написано в книге «Афзалу ссалават» на стр. 77. Один из алимов рассказал: «Поистине, увидели одного человека, который в обрядах хаджа, в том числе и в тавафе1, много читал салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Его спросили: «Почему ты не используешь лучшие молитвы, которые пришли от Пророка?». Он ответил: «Я взял на себя обязательство, чтобы ни в какой обстановке не оставлять чтение салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Причиной этому послужило то, что я открыл лицо своего умершего отца и увидел, что оно стало похожим на ослиную морду. Я очень переживал из-за этого. Затем я увидел во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Я попросил его о помощи для своего отца и спросил, что же является причиной такого превращения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что мой отец занимался риба (ростовщичеством). А состояние того, кто занимается ростовщичеством, на этом и на том свете бывает таким. «Но твой отец, - продолжал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), - по сто раз каждую ночь перед сном читал мне салават, и я помогу ему за это». Этот человек проснулся и увидел, что лицо отца стало похожим на полную луну. После похорон он услышал чей-то голос: «Причиной такого внимания к твоему отцу является салават, прочитанный Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)». Рассказ привел аль-Харири в книге «Канзул иддихар», а также в книгах «‘Икдул самин», «Рримаху хизби ррахим». О мой сын! Ты посмотри, какова польза от салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он помог даже тому, кто совершил такой большой грех, как риба, который является худшим, чем прелюбодеяние со своей матерью. Часть достоинств салавата я привел и в своих книгах «Хуласатул адаб» и «Танбиху ссаликин». Если ты захочешь узнать о нем побольше, прочитай эти книги. В книгах «Адаллул хайрат», «Далаилул хайрат» и «Кашфул гуммат» написано об этом намного больше. Пусть Аллах поможет тебе постоянно читать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сделает тебя из наследников чистых, приближенных к Нему людей.
О достоинствах некоторых форм салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), которые привели шейхи в своих книгах Шейхи говорят о многочисленных достоинствах салавата и огромных вознаграждениях за его чтение. На первом месте из всех форм салавата стоит «салаватул фатиха»:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадинил фатихи лима углика вал хатими лима сабака ва насирил хакки бил хакки вал hади ила сиратикал мустаким салла лаhу ‘алайhи ва ‘ала алиhи ва асхабиhи хакка кадриhи ва микдариhил ‘азим». Сказано, что тот, кто прочтет этот салават один раз в жизни, не войдет в Ад. Некоторые говорят, что однократное его чтение приравнивается к 10 тысячам, другие говорят, что к 60 тысячам . Так сказано в книге «Афзалу ссалават» (стр. 142). Трактовка этого салавата, приведенная автором книги «Римаху хизби ррахим», такова:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадинил фатихи лима углика вал хатими лима сабака насирил хакки бил хакки вал hади ила сиратикал мустаким ва ‘ала алиhи хакка кадриhи ва микдариhил ‘азим». (Эта форма является наиболее распространенной среди людей. Выучите ее и читайте многократно ред.). В книге «Джавахирул маани» написано: «Что касается достоинства салавата «Фатиха», то я из уст моего шейха слышал: После возвращения из хаджа в Талмасан «я увлекся чтением салавата «Фатиха», увидев большое его достоинство, состоящее в том, что его однократное чтение приравнивается к чтению салавата 600 тысяч раз, как и сказано в книге «Вардатул джуюб». Действительно, автор этой книги сказал что Мухаммад аль-Бакри Ассидикию, проживающий в Египте, был кутбом. Он сказал: «Тот, кто произнесет его (салават «Фатиха») один раз и не войдет в Рай, пусть взышет с меня перед Аллахом». И я оставался упоминающим его до тех пор, пока не вернулся из Талмасана к Абу Сам‘уну. И услышал там салават, однократное чтение которого приравнивается к 70-тысячному чтению книги «Далаилул хайрат». И тогда я оставил чтение салавата «Фатиха» и начал читать этот салават:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи салатан та‘дилу джами‘а ссалавати аhли махаббатика ва саллим ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи саламан я‘дилу саламаhум». Я стал читать этот салават, когда узнал о его многочисленных достоинствах. Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мне вернуться к салавату «Фатиха». Тогда я спросил его о достоинстве этого салавата. Вначале он рассказал мне, что однократное чтение этого салавата приравнивается к шестикратному перечитыванию Корана, а потом сказал, что однократное его чтение приравнивается ко всем тасбихам, дуа и зикру большому и малому, которые делают во всей Вселенной, и 600 раз прочитанному Корану, потому что салават - тоже зикр». В той же книге после этого написано: «Потом наш сейид (пусть Аллах будет доволен им) сказал: «А что касается салавата «Фатиха», я спросил об этом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он мне рассказал вначале, что он приравнивается к 600 тысячам салаватов. Я спросил его, имеет ли этот салават такое же вознаграждение, как от чтения одного обычного салавата 600 тысяч раз, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, он получает в каждом случае вознаграждение, равное чтению отдельного обычного салавата 600 тысяч раз». И я спросил его, создается ли из каждого из 600 тысяч салаватов по одной птице, о которой было сказано в хадисе. Это та птица, у которой 70 тысяч крыльев и которая делает тасбих до Судного дня, и вознаграждение от ее тасбихов дается прочитавшему этот салават. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да, выходит из него каждый раз по 600 тысяч таких птиц». И я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о хадисе, в котором говорится, что каждый салават приравнивается к 400 газаватам (джихад), каждый из которых приравнивается к 400 хаджам, правда ли это. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что это правда. Потом я спросил о количестве газаватов, будет ли однократное чтение салавата «Фатиха» равным 400 газаватов или для каждого из 600 тысяч салаватов будет по 400 газаватов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «В действительности салават «Фатиха» приравнивается к 600 тысячам салаватов, и каждый из этих 600 тысяч приравнивается к 400 газаватов».
Ценность «Салаватул фатиха» После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто прочтет салават «Фатиха» один раз, получит такое вознаграждение, которое получили бы за салаваты, прочитанные всеми джиннами, людьми и ангелами, если бы каждый из них прочитал по 600 тыс. салаватов. Т.е. такое вознаграждение, будто он читал с каждым прочитанным ими (людьми, джиннами, ангелами) салаватом 600 тыс. салаватов, каждый из которых приравнивается к 400 газаватам. За каждый из этих салаватов он получит райскую гурию, и чтение одного салавата ему запишется как 10 благих деяний, он очистится от 10 плохих деяний и получит возвышение на 10 степеней». Шейх сказал: «Подумав, я понял, что если с однократным чтением этого салавата никакой ибадат не сравнится, каким же будет человек, который читает его многократно, и как велико будет почтение ему от Всевышнего Аллаха». Потом шейх сказал: «Мне рассказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), что автором этого салавата является не аль-Бакрию. Он долгое время обращался к Аллаху с просьбой дать ему салават, вознаграждение за который равно вознаграждению за все салаваты и в котором есть тайны всех салаватов, и об этом он просил непрестанно. Аллах ответил ему и отправил ангела с этим салаватом, написанным на листе нура». Потом шейх сказал: «Затем, когда я размышлял над этим салаватом, я обнаружил, что не приравнивается к этому ибадат всех людей, джиннов и ангелов. Объяснение этого прочти в книге «Римах», в которой много удивительного. Также и в книге «Джавахирул ма’ан». Знай, если ты исполнишь все упомянутые азкары, салаваты и дуа 100 тысяч раз и ежедневно будешь повторять их по 100 тысяч раз, вознаграждение за все это не приравнивается к однократному чтению этого салавата. Если ты желаешь пользы для себя в Ахирате, то займись чтением этого салавата. Это огромное сокровище Аллаха тому, кто будет читать его». (См. часть II, стр. 157). Таким является и салават, называемый «Салаватул ‘Али»:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадини ннабиййил уммийил хабибил ‘алил кадрил ‘азимил джаhи ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва саллим». Шейх Ассави в объяснении к салавату ад-дардир и Мухаммад аль-Амирул Сагир от имама Суюти говорят: «Поистине, того, кто постоянствовал на его чтении каждую ночь на пятницу хотя бы один раз, в могилу положит только Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)». Сайид Ахмад Дахлан в своем сборнике объяснил это еще лучше, сказав следующее: «Из лучших изречений, высказанных познавшими Аллаха, является то, что, когда умирает тот, кто читал его постоянно в пятничную ночь хотя бы один раз, при погребении перед ним появляется образ души Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он увидит, что его в могилу опускает сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)». Один из арифинов сказал: «Тому, кто постоянно читает этот салават, следует повторять его 10 раз каждую ночь, а в пятничную ночь – 100 раз, чтобы получить эту огромную пользу, иншаАллах». («Афзалу ссалават», стр.153). В книге «Фатху ррасул» говорится: «Тот, кто прочтет его после ночного намаза 7 раз, подобен человеку, проводившему всю ночь в ибадате». («Жавазиб»). Таким же является и салават, называемый «салаватул са’адат» (салават счастья):
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ‘адада ма фи ‘илмиллаhи салатан даиматан бидавами мулкиллаh». Сайиди Ахмад ас-Сави рассказал, что этот салават приравнивается к 600 тысяч салаватов. От шайхул Мансура бину Юсуфа говорится: «Произнесение этого салавата один раз приравнивается к 600 тысячам салаватов. Тот, кто будет читать его ежедневно по 70 раз, будет защищен от Ада, и это следующее:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ‘адада ма фи ‘ильмиллаhи салатан даиматан бидавами мулкиллаh». Мой сайид Али аль-Вафаи сказал: «Тот, кто читает его ежедневно по 1000 раз, будет счастливым на этом и на том свете». О таком же салавате рассказал мой сайид Абдул Му‘ти, автор книги «Аль-Захират». Это книга в 77 томов, написанная о салавате Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Вот этот салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик “ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи ‘адада камали ллаhи ва кама ялику бикамалиhи, субхана-ллаhи ва бихамдиhи субхана ллаhил ‘азим алфа марратин». Тому, кто произнесет его после ночного намаза 10 раз, АЛЛАХ прощает 1000 больших грехов. («Икдул явакит», часть I, стр. 174). Еще одна форма салавата - салаватун шарифатун:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин бикулли салатин тухиббу ан юсалла биhа ‘алайhи фи кулли вактин юхиббу ан юсалла биhи ‘алайhи. Аллаhумма саллим ‘ала саййидина Мухаммадин бикулли саламин тухиббу ан юсаллама биhи ‘алайhи фи кулли вактин юхиббу ан юсаллама ‘алайhи салатан ва саламан даимайни бидавамика ‘адада ма ‘алимта ва зината ма ‘алимта ва мильа ма ‘алимта ва аз‘афа аз‘афа залика. Аллаhумма лакал хамду ва лакал шшукру казалика ‘ала залика фи кулли залика ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва ихваниhи». Этот салават привел автор «Итхафа». Он утверждает, что тот, кто повторит его 100 раз, обеспечит безопасность страны, в которой он живет, благодаря баракату этих благородных изречений. (См. часть III, стр. 290). Автор «Итхафа» также сказал: «Поистине, мне внушили это выражение, и я нашел в нем такой баракат и такие особенности, за которые я благодарен Аллаху. Я об этом рассказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он разрешил мне читать, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) улыбнулся. Вот этот салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ‘ала набиййика ва хабибика саййидина Мухаммадин ва ‘ала ихваниhи ва алиhи салатан ва саламан накра‘у биhима абваба джинаника ва настажлибу биhима асбаба ризваника ва нуадди биhима хакаhу ‘алайна бифазлика, амин». (См. стр. 29). Автор книги «Манахижул Са‘адат» приводит следующую форму салавата:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва саллим». Передано, что поистине, тому, кто произнесет это выражение стоя, прощаются грехи до того, пока он не сядет. Если он произнесет его сидя, то ему прощаются грехи до того, пока он не встанет. Салават, который называется «Камалият», - это одна из ценнейших форм салавата. Сказано, что однократное его чтение приравнивается к 70 тысячам салаватов, другие говорят - к 100 тысячам. Его нужно читать между вечерним и ночным намазами, чтобы улучшить память, как говорится в книге «Афзалу ссалават»:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи кама ла ниhаята ликамалика ва ‘адада камалиhи». О следующем салавате автор книги «Афзалу ссалават» сказал, что вознаграждению за него нет конца и он приравнивается к 14 тысячам салаватов. Вот этот салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи ‘адада камалиллаhи ва кама ялику бикамалиhи». Наш шейх Шихаб Ахмад аль-Малавиюл Мисрию (к.с.)1 упомянул о салавате, о котором сказал кутбу аль-Шазили (к.с.), что он приравнивается к стотысячному произнесению салавата и что он освобождает от печали. Вот этот салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадини ннури ззатиййи ва сирри сариййи сирруhу фи джами‘ил асмаи ва ссифати». Этот салават привел автор книги «Икдул явакит джавхарияти». (См. часть 1, стр. 87). В книге «Фатхул маликил мажид» сказано, что многократное повторение этого салавата усиливает видение как глаз так и сердца. (См. стр. 28). Есть еще салават:
«Аллаhумма салли ‘ала ззатил муталсими вал гайбил мутамтими лаhутил джамали насутил висали тал‘атил хакки касуби инсанил азали фи нашри ман лам язал фи каби насутил висалил акраби Аллаhумма салли биhи минhу фиhи ‘алайhи ва саллим». Авторство этого салавата приписывают Мухидину аль-Араби. Он сказал: «Кто прочтет этот салават один раз, тому будет вознаграждение большее, чем за чтение 70 тысяч салаватов и ежедневное чтение книги «Далаилул хайрат»». Это приведено из «Джами‘ул азхара»1 от мисриюнов Шафиул Сугури. Следующий салават:
«Аллаhумма салли ‘ала рухи саййидина Мухаммадин фил арвахи ва ‘ала жасадиhи фил ажсади ва ‘ала кабриhи фил кубури ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва саллим». Имам аль-Ша‘рани передал сказанное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) об этом салавате: «Кто повторит эти слова, тот увидит меня во сне. Тот, кто увидит меня во сне, увидит меня и в Судный день. А тот, кто увидит меня в Судный день, тому я помогу. Тот, кому я помогу, выпьет из моего хавза (водоема), и его тело будет запретным для огня Ада». Об этом вспомнил и толкователь «Далаила» от Факахани, также сказав об увеличении вознаграждения в 70 раз. Я пробовал читать этот салават перед сном до тех пор, пока не заснул, и я увидел лицо достопочтенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) внутри луны, а когда я побеседовал с ним, а затем он исчез. Я прошу Великого Аллаха ради величества Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дать мне и остальные ни‘маты, обещанные Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в этом хадисе. («Афзалу ссалават», стр. 58). Большим достоинством обладает этот салават:
«Ва салла ллаhу ‘ала Мухаммадин ‘адада ма закараhу ззакируна ва гафала ‘ан зикриhил гафилуна». В книге «Афзалу ссалават» приводится переданное от Абдуллаха ибн Хакима: «Я видел во сне имама Шафии и спросил его: «Что сделал с тобой Аллах?». Он сказал, что Аллах помиловал и простил его грехи, украсил для него Рай, как украшают невесту, и его самого тоже украсили как жениха. Я спросил его, благодаря чему он достиг такого состояния. Кто-то мне ответил: «Благодаря выражению, которое приведено в твоей книге «Ар-Рисалат»:
«Ва саллаллаhу ‘ала Мухаммадин ‘адада ма закараhу ззакируна ва гафала ‘ан зикриhил гафилуна». Когда наступило утро, я посмотрел в книгу «Ар-Рисалат» и обнаружил все так, как было сказано мне во сне». (Смотри объяснения на стр.77). О следующем салавате автор книги «Кунузу асрар» на 33-й стр. написал, что его чтение приравнивается к 100 тысячам салаватов:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ‘абдика ва набиййика ва расулика набиййил уммиййи ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва саллим таслиман бикадри ‘азамати затика фи кулли вактин ва хинин». Есть и другой салават: Чтение следующего салавата приравнивается к 100 салаватам, как говорится на 30-й стр. книги «Кунузул асрар»:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи салатан тазинул арзина вассамавати ‘адада ма фи ‘илмика ‘адада джаваhири афради курратил ‘алами ва аз‘афа залика иннака хамидун маджид». Есть и салават: Есть еще салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ‘ала саййидина Мухаммадинил камили салатан ла ниhаята лаhа кама ла ниhаята ликамалика ва ‘адади камалиhи». Рассказали, что его чтение приравнивается к пятистам салаватов и будет искуплением от адского огня, как сказано на 30-й стр. книги «Кунузул асрар». Другой салават:
«Аллаhумма салли ва саллим ва барик ва каррим ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи ва сахбиhи ва азваджиhи ва зурриятиhи ‘адада ма фи ‘илмика салатан даиматан бидавами мулкика». Кто прочтет этот салават, тот будто бы прочел «Далаилул хайрат» 40 раз. (См. в книге «Кунузул асрар», стр. 33). Однократное чтение следующего салавата приравнивается к 500 салаватов:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала али саййидина Мухаммадин маттасалатил ‘уюну бинназри ва тазахзафатил арзуна бил матари ва хаджа хаджун ва‘тамара ва лабба ва халака ва нахара ва тафа бил байтил ‘атики». Если его произнести 5 раз, это спасет от адского огня. (Смотри в книге «Фатхул расул», стр. 47). Однократное чтение следующего салавата приравнивается к I2 тысячам салаватов:
«Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘ала алиhи салатан анта лаhа аhлун ва hува лаhа аhлун». (Из книги «Кунузул асрар», стр. 30). Огромную пользу несет салават, достойный большого почитания и приведенный автором книги «Фатхул расул» (да смилостивится над ним Аллах). Он сказал: «Этот салават, прочитанный один раз, приравнивается к десяти тысячам, как приводится в «Кавлул Бади‘». Нашли написанное почерком Шихабуддина Ахмада ибн Абдурахмана ибн Абу Бакра Алавию следующее: «Я слышал, как выдающийся ученый Джамалуддин Мухаммад ибн Али аль-Искандари говорил, что его вирдом было чтение салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) тысячу раз и тысячи раз, и сто тысяч раз каждый день и каждую ночь, пока его дни и ночи не прошли в чтении этого салавата. Однажды он увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал ему: «Я научу тебя словам, произношение которых будет равным твоему вирду, и за них ты получишь такое же вознаграждение. Ты скажи:
«Аллаhумма свалли ‘ала сайидина Мухаммадини ссабики лил халки нуруhу ва рахматан лил‘аламина зуhуруhу ‘адада ман маза мин халкика ва ман бакия, ва ман са‘ида минhум ва ман шакия салатан тастагрикул ‘адда ва тухиту бил хадди, салатан ла гаята лаhа ва ла интиhаъа, ва ла амада лаhа ва ла инкизаъа, салатан даиматан бидавамика, бакиятан бибакаика ва ‘ала алиhи ва сахбиhи казалика, валхамду лиллаhи ‘ала залика, Аллаhумма я рабби свалли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ваджзи Мухаммадан, ‘анна ма hува аhлуhу, аллаhумма свалли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин ‘адада ма ‘алимта ва зината ма ‘алимта, ва мальъа ма гьалимта аллаhумма свалли ва саллим ва барик ‘ала саййидина ва мавлаана Мухаммадин, ва ‘ала кулли набиййин, ва ‘ала Джабраила, ва ‘ала кулли малакин, ва ‘ала Аби Бакрин, ва ‘ала кулли валиййин». Повторяй это десять раз». (См. стр. 31). Шейх ‘Абдулму‘ти аль-Малики (да снизойдет на нас его баракат) привел еще один салават и сказал, что однократное его чтение приравнивается к стотысячному, как сказано в «Фатхул расуле» на стр. 30. Вот это салават:
«Аллаhумма свалли ва саллим ‘ала саййидина Мухаммадин салатан ва саламан анта лаhума аhлун ва hува лаhума аhлун. ‘адада ма ‘алимта ва зината ма ‘алимта, ва мильа ма ‘алимта, ва адим залика абадан бидавамика ва ‘ала алиhи ва сахбиhи казалика вал хамди лиллагьи ‘ала залика». В книге «Фатхул расул» на стр. 59 сказано: «Кто хочет увидеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во сне, пусть скажет:
«Аллаhумма свалли ‘ала Мухаммадин ва ‘ала али Мухаммадин кама амартана ан нусаллия ‘алайhи» семьдесят один раз». Другой салават: Салават ал-кутб ул-арифи Ахмада Бадави (куддиса сирруhу):
«Аллаhумма свалли ва саллим ва барик ‘ала саййидина ва мавлана Мухаммадин шажаратил асли ннуранияти ва лам‘иhу кабзати рахманияти ва афзалил халикатил инсанияти ва ашрафи ссуварил джисманияти ва ма‘данил асрари раббанияти ва хазаинил ‘улуми истифаияти свахибил кабзатил аслияти ва баhжатил санияти ва руттабил ‘алияти ман индаражатил набиййюна тахта ливаиhи фаhум минhу ва илайhи, ва салли ва саллим ва барик ‘алайhи ва ‘ала алиhи ‘адада ма халакта ва разакта ва аматта ва ахяйта ила явмин таб‘асу фиhи ман афнаита ва саллим таслиман касиран, валхамдулиллаhи раббил ‘аламина». Я нашел в сборнике алима Мухаммада Тахира аль-Карахи1 выражение со следующим смыслом: “Мой сайид Мухаммад аль-Талмасанию прочитал “Далаилул хайрат” 100 тысяч раз и увидел во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал ему: “Если бы ты прочел салават сайида Ахмада аль-Бадави, то это заменило бы тебе восьмитысячекратное повторение «Далаилул хайрат». Я слышал выражение, смысл которого заключается в том, что стократное чтение этого салавата способствует достижению любой цели. В книге «Афзалу ссалават» мой сайид Ахмад ас-Сави пишет, что некоторые читают этот салават семь раз после каждого фарз-намаза и что 100-кратное произнесение его приравнивается к 33-кратному чтению книги «Далаилул хайрат». В ней также приведено выражение, согласно которому этот салават является средством для приобретения многочисленных нуров и прояснения многих тайн, что этот салават – самое большое средство связи с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) во сне и наяву. Он является средством приобретения многочисленных степеней кутбанията (степени приближения к Аллаху). В нем есть тайны, облегчающие получение видимого пропитания и подготовку для пропитания тайного и скрытого. Это и есть пропитание души, то есть приобретение наук и знаний, которые помогают в борьбе против нафса, шайтана и других врагов. Этот салават имеет еще много особенностей, которые невозможно перечислить. Сказано, что трехкратное его повторение приравнивается к чтению книги «Далаилул хайрат». Во время чтения важно представить перед собой нур Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и думать о его величии. Это величайший способ приобретения всего хорошего. Его нельзя читать человеку без омовения. Тот, кто постоянно читает его по 100 раз в течение сорока дней, соблюдая эти условия и находясь на истинном пути, он получает столько нура, о количестве которого знает только Всевышний. А тот, кто будет читать его ежедневно по три раза после утреннего и три раза после вечернего намаза, тот увидит в нем много сокровенного. Аллах – помогающий в праведном деле. (Стр. 84).
Салават, читаемый в ночь на пятницу Есть еще салават, который наши шейхи и мюриды коллективно читают каждый пятничный вечер. Абдурахман-хаджи из Асаба и хафиз Шуайб-афанди из Багини повелевали своим мюридам читать его в эту ночь постоянно, не пропуская. В книге “Нахжу ал-муттакин” приведено высказывание сподвижника Али: “Если человек ежедневно по три раза и каждую пятницу по сто раз читает за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) этот салават: Как же хороши эти два шейха (да осветит Аллах их могилы), которые стали причиной чтения этого превосходного салавата у нас. Читать этот салават у нас собираются в пятничную ночь, и не секрет то, что в нем очень большой баракат. В книге “Матали‘ул мусиррат” приводятся переданные от некоторых сподвижников слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Нет такого места, где упоминают о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и читают за него салават, откуда бы не исходил приятный запах, который распространяется на небеса и достигает Арша. Этот запах чувствуют все творения Всевышнего, кроме джиннов и людей. Если бы они могли почувствовать этот запах, то они отвлеклись бы от своих дел. Почувствовав этот запах, ангелы и другие создания Аллаха просят прощения грехов собравшихся для чтения этого салавата, и в зависимости от количества собравшихся им записывается вознаграждение и возвышают их степень”. Будь на том маджлисе один человек или сто тысяч, в таком же количестве им воздается вознаграждение, ведь у Всевышнего самое хорошее и неисчезающее. То же самое написано и в “И‘анатул талибин”. Покойный Дибир Мухамамад из Кахиба (да осветит Аллах его могилу и простит его грехи) мне сказал: “Мой устаз Абдурахман-хаджи спросил меня, как часто я посещаю маджлисы, где читается этот салават. Я ответил ему: “О мой устаз! Я посещаю салават только тогда, когда днем успеваю заканчивать свое тарикатское задание (вирд). Если же я пойду на этот маджлис, то мои вирды останутся неисполненными. Поэтому я не могу постоянно посещать маджлисы салавата”. Устаз (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Посещение этого маджлиса лучше, даже если остаются вирды”. Он побуждал нас и повелевал нам читать этот салават и предупреждал, чтобы мы не оставляли его. Я спросил его: “О мой устаз, есть ли разница в его чтении в одиночестве или в маджлисе?”. Он сказал: “Да, в чтении джамаатом есть баракат”. Салават, называемый “Джавhаратуль камал”, читается так:
Автор книги “Римаху хизби ррахим” (пусть будет доволен им Аллах и да будет Он доволен нами) сказал: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал мне салават, называемый “Джавхаратуль камал”. Кто прочтет его 12 раз и скажет: “Это подарок тебе от меня, о Посланник Аллаха”, тот будто посетил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в его почетной Равзе и словно он посещал авлия Аллаха и свалихинов1 с самого рождения до этого времени”. (См. стр. 53, том 2). Там же он сказал: “Кто будет постоянно читать его ежедневно более семи раз, того Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет любить особой любовью, и не умрет тот, пока не станет валием”. (Стр. 53). Там же приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): “Кто прочтет его семь или более раз, тому будут являться Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и четыре его праведных халифа до тех пор, пока он будет поминать их”. (Т.2, стр. 53). В “Римахе” также сказано: “Кто будет постоянно читать его в полноценном омовении и в чистой постели семь раз перед сном, тот увидит во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)”. В той же книге говорится: “Вы не читайте салават “Джавхаратул камал” без омовения и очищения тела, одежды и места нахождения водой, и будьте при этом в сидячем положении. Если не будет соблюдено хоть одно из этих условий, его не считают как “вазифа” (задание шейха), в таком случае вместо него читают “Салаватул фатиха” 20 раз”. Автор книги “Римах” упомянул: “А что касается выражения
“Ассаламу ‘алайка аййюhаннабию ва рахматуллаhи ва баракатуhу”, кто будет постоянно читать его один раз в день, тот не испытает предсмертных мук”. Рассказал мне Мухаммад аль-Гали (пусть Аллах будет доволен им), когда я был вместе с ним в лучезарной Медине, что его шейх постоянно побуждал своих мюридов произносить «Ассаламу алайка айюха ннабию ва рахматуллахи ва баракатуху» и призывал усердствовать в этом, говоря: “Кто будет постоянно говорить это, тот не вкусит трудности смерти вообще”. Я увидел в одной книге, что один из праведных людей постоянно повторял это и умер при совершении намаза, когда он находился в саджда (земном поклоне). (См. на полях книги “Джавахирул маани”, стр. 105). О любимый сын, надеюсь, что ты получишь благополучие и добьешься правильного пути. Поистине, я собрал в этой книге много полезного для тебя, и я надеюсь, что ты будешь крепко придерживаться этих наставлений и будешь относиться к ним как к тарикатским вирдам и заданиям, и есть надежда, что ты добьешься этим высоких степеней и получишь высшую степень приближения ко Всевышнему из-за бараката салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) ему самые лучшие почитания и благополучия. Ты остерегайся, о мой сын, упущений и еще больше - полного оставления чтения салавата Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Действительно, салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) имеет огромную пользу и великое значение. Это врата совершенства, это наиважнейший вход, и тот, кто пройдет мимо него, не найдет другие врата, чтобы войти через них. О мой сын! Я завещаю тебе, чтобы ты усердствовал в чтении салавата, и надеюсь, что ты благодаря этому встретишься с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) во сне или наяву. Я читал в книге “Римах” выражение, имеющее такой смысл: тот, кто много будет читать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), встретится с ним наяву, авлия (приближенные к Аллаху) видят его наяву, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит на каждый маджлис или в другое место, куда он захочет, телом и душой. Он ходит и распоряжается своим телом и душой по своему усмотрению во всех частях земного шара и в небесном царстве. Он выглядит так же, каким был до смерти, без никаких изменений. Он невидим для человеческого глаза, как и ангелы, хотя они живы и телом и душой. И когда Аллах желает, чтобы раб увидел его, Он поднимает завесы, и раб видит Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Пусть Аллах даст нам возможность видеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и встречаться с ним и да не лишит нас его бараката и заступничества. Прими нашу мольбу, о Отвечающий на просьбу! (из «Хуласатуль адаб») Абу Хурайра передал от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Призывайте благословение1 на меня, и Всевышний будет благословлять вас». В другой версии говорится: «Призывайте благословение на меня, поистине, слова благословения для меня – это ваш закат, и он увеличивается многократно». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поведал: «Поистине, Аллах посмотрит на того, кто призовет благословение на меня». В другой версии добавлено: «…Аллах запишет ему десять благих деяний и простит ему 10 грехов». Еще в одной версии сказано: «Аллах и ангелы 70 раз благословляют того, кто призовет благословление на меня один раз». Другой хадис гласит: «Тому, кто прочтет салават на меня сто раз, Аллах впишет между его глаз спасение от лицемерия и Ада и воскресит его вместе с шахидами. Увеличивайте слова благословения для меня, это смоет ваши грехи». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Когда верующий раб упоминает меня и призывает благословение на меня, то его благословение дойдет до меня, и я также благословлю его. Помимо этого ему запишется десять благих деяний». Еще он говорил: «Кто один раз произнесет салават для меня, то для него это будет равносильно освобождению 10 рабов». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангел, который способен слышать всех людей, и он будет находиться у моей могилы, когда я перейду в иной мир. И когда человек призовет благословение на меня один раз с искренностью в сердце, ангел скажет мне: «О, Мухаммад! Благословил тебя такой-то». И Аллах благословит такого человека 10 раз, и ангелы будут благословлять его, пока он будет призывать благословение на меня». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил: «Кто, возвеличивая меня, прочтет салават на меня, то Аллах создаст из этого салавата ангела, одно крыло которого на западе, а другое на востоке, ноги в недрах земли, а шея согнута под Аршем». Аллах скажет этому ангелу: «Призывай благословение на Моего раба так, как он призывал на Моего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». И ангел будет читать салават на него до судного дня. В другой версии говорится что, когда человек прочтет салават с искренней любовью ко мне, тогда тот ангел погрузится в воду и встряхнется, и Аллах из каждой капли воды создаст ангела, который до Судного дня будут просить у Него прощения грехов этого раба». Вот еще несколько хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах сделал для моей общины наилучшие степени в чтении салавата». «Тому, кто днем и ночью по три раза призовет благословение на меня, Аллах обязался простить грехи этого дня и этой ночи». «Салават на меня смывает грехи больше, чем вода уничтожает огонь. Приветствие меня ценнее, чем освобождение рабов, любовь ко мне ценнее, чем самопожерствование или участие в сражении на пути Аллаха. Аллах повелевает ангелам, чтобы они в течение трех дней не записывали грехи того, кто один раз призовет благословение на меня, страстно любя меня». «Поистине, быстрее всех спасется от бед и страхов Судного дня тот, кто на этом свете прочтет мне много салаватов. Поистине, Аллах и ангелы не нуждаются в вашем благословении, вам повелено призывать благословение, чтобы вы получали за него вознаграждение». Некоторые алимы отметили, что под словом «много» имеется в виду 700 благословений днем и 700 ночью. Другие считают, что «много» означает 350 днем и 350 ночью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто желает встретить Аллаха довольным им, пусть часто призывает благословение на меня». А вот еще слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно его приветствия и благословения: «Непременно придут к моему колодцу (хавзу) те, кто увеличивал благословение». «Я в прошлую ночь увидел удивительного человека, который иногда призывал благословение на меня, а иногда нет. К нему явилось прочитанное им благословение, оно укрепило его на мосту Сират и, взяв его за руку, перевело на другую сторону». «Кто 1000 раз призовет благословение на меня, не умрет, пока не увидит свое место в Раю». «Имеющий наибольшее количество райских гурий – это призывавший наибольшее количество раз благословения на меня». «Тому, кто в день сто раз прочтет на меня салават, Аллах исполнит сто нужд, самая малая из которых – спасение от Ада». «Украшайте ваши собрания чтением салавата на меня. Поистине, это для вас нур в Судный день». «Наиболее близко ко мне вы бываете тогда, когда призываете благословение и вспоминаете меня». «Кто призовет благословление на меня, сердце того очистится от лицемерия, подобно одежде, очищающейся водой». «Кто произнесет слова: «Саллаллаhу ‘ала Мухаммад», тот откроет для себя 70 ворот милости, и Аллах вложит в сердца людей любовь к нему. И не рассердится на него никто, кроме того, у кого в сердце лицемерие». Все перечисленные хадисы взяты из книг «Кашф-уль-гумма» и «Аль-Бажури» (стр.14). В книге «Аль-Бажури ‘ала сулламин мантики» на странице 14 сказано: «Салават заменяет шейха в освещении сердца». Эти слова привел великий алим Мухаммад Али из селения Чох в своей книге «Фатави». Подробно об этом говорится в книгах «Матали‘ – уль-масиррат» и «Манахидж-ус-са‘ада». Почаще читайте салават на любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Для нас, грешных рабов Аллаха, это самый подходящий и ценный ибадат. Это велено нам и Всевышним Аллахом. Почаще читайте салават на любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Да сделает Аллах эту книгу полезной для рабов, направляющей их на Его путь! Поистине, Он Одаривающий и Щедрый, Всемилостивый и Милосердный! Надеюсь, что прочитавший эту книгу попросит прощения моих грехов и попросит для меня истикама от Аллаха. Хвала и признательность Аллаху! О Аллах, ниспосылай свою безграничную милость на тех, кто работал над этой книгой. АлхIамдулиллаhи раббил ‘аламин, ва саллаллаhу та‘ала Мухаммадин ва ‘ала алиhи ва асхабиhи аджма‘ин. Ввиду отсутствия идентичных букв в русском алфавите нужно быть очень внимательным при чтении транскрипции:
х - (хI) к - (къ) ‘ - (гI) h - (гь) г - (гъ) з - (зв) Хасан Хильми родился в высокогорном дагестанском селении Кахиб во второй половине 19 века. С молодых лет он стал на путь познания истины и духовного самосовершенствования под руководством шейхов - тарикат. Все великие люди того времени признали его способности и доверили ему продолжение великого дела - духовного воспитания народа, наставления на истинный путь Ислама. Он стал официальным наместником таких великих шейхов начала 20 века, как тайный кутбу Сайфулла-Кади Башларов, Шуайб-афанди из Багини и Абдурахман-хаджи из Асаба. Благодаря его стараниям и благодати в Дагестане сохранился Ислам даже во времена массовых преследований и репрессий. А то, что Дагестан является одним из мест, где Ислам сохранился в первозданном виде, признают все, даже люди, не исповедующие Ислам. Это и способствовало успешному противодействию такому экстремистскому течению, как ваххабизм. Даже те, кто не питает симпатии к Исламу, признают, что в Дагестане сохранился Ислам в наиболее чистом виде. Все это результат кропотливой работы шейхов тариката и истинных ученых, которыми прославлен наш Дагестан. В этом ряду особое и главенствующее место занимает Хасан-афанди из Кахиба. Он написал около двадцати прекраснейших книг на арабском и аварском языках. Большинство из них изданы в Дагестане и за рубежом, другие сейчас готовятся к изданию. По этим книгам училось не одно поколение прославленных алимов. Одной из его удивительных книг является "Талхисуль маариф" - книга, написанная специально как завещание для нас, чтобы мы руководствовались ею. Об этой книге достопочтенный шейх современности Саид-афанди из Чиркея пишет: "Читать книгу "Талхисуль маариф" необходимо каждому, только тогда он поймет ее красоту и величие". © Copyright: Сахиб Мамедов, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|