Не скучай, моя малютка!

Евгений Прохоров 6: литературный дневник

Рецензия на «Что же ты скучаешь?» (Колмаков Александр)
https://stihi.ru/2021/01/18/900 ..


Не скучай, моя малютка,
Моя радость, Незабудка!
Только вырвусь на минутку,
Прибегу погладить грудку!


Снова в стужу и в мороз -
Твой букет из белых роз!



Рецензия на «Про историческое наследие...» (Валерий Денисов)
https://stihi.ru/2021/01/17/339


Ухмыляясь, рыжий жулик,
Всем показывает дули,
Ведь никто не скажет вдруг:
"За тобой пришли мы, друг..."



Рецензия на «Как поднять с колен страну» (Виктор Дунаев 3)
https://stihi.ru/2019/08/13/7621 ..


Часто думаю: Вот гады,
Почему нам так вредят?
Врут про жизнь в своих докладах,
А народ совсем не рад!


Дайте власть и своей волей -
Возле стенки буду бить
Я ворюг, этих, до боли, -
В банке код чтоб получить.


После денежки все в дело,
В школы, ясли, детсады,
На заводы дам умело,
Прекращу разор войны.


Разберусь в делах России,
То Америкой займусь,
Есть мыслишки волевые,
Но секрет пока, клянусь...



Рецензия на «чтоб убедить себя...» (Ирина Скачкова Брызгалова)
https://stihi.ru/2021/01/18/5120 ..


К людям чума вдруг пришла из пробирки,
В ней ксенофобы * дарили микробы,
Мир превращая в арену для цирка
И разрушая с невиданной злобой.


*Ксенофобия. Википедия.


Дарт Мортис: «Возможно, проблема в том, что другие расы забыли
своё место.»
— Дарт Марр и Дарт Мортис (источник)


Ксенофобия (англ. Xenophobia), также известная как видовая
дискриминация (англ. Speciesism) или расизм (англ. Racism), —
это убеждение определённой расы в собственном превосходстве над
другой или другими разумными видами. Иногда это убеждение
сопровождалось страхом перед иными расами, а также ущемлением
их прав со стороны тех, кто его разделял.



Рецензия на «Сон рыбака 3» (Владимир Гельм)
https://stihi.ru/2021/01/18/283 ..


И сказала Света: "Вова,
Как бы встретиться нам снова!",-
Подморгнула тут хитро:
"Подарю рыбин ведро!"



Рецензия на «Ревную» (Сергей Лутков)
https://stihi.ru/2021/01/18/1379 ..


Красотку выбрал я - такую,
Живу с ней рядом и ревную!
Чего не взял соседку Нюру,
С её корявою фигурой
И, с очень глупой, красной рожей?
Так жил спокойно, не тревожась...





ИЗ ИСТОРИИ КОНДИТЕРСКИХ СТАРОЙ ОДЕССЫ
13 января 2020
Tweet


Когда возникли кондитерские в Одессе? На этот вопрос, наверное, не ответит даже самый знающий краевед. Одесса была городом мигрантов, с европейскими веяниями, поэтому лучшие кушанья в ресторане Цезаря Оттона вполне могли сопровождаться изысканными десертами. Достаточно сказать, что побывавший в Одессе американский писатель Марк Твен среди прочего очень нахваливал одесское мороженое. Уже в 1830-х гг. в Одессе было шесть кофеен и шесть кондитерских.
Сколько было кондитерских в Одессе?


Фанкони, Робина и Либмана – эти три фамилии известны каждому. Три владельца знаменитых кондитерских, о которых слагали легенды.


Кафе швейцарца Якова Фанкони было открыто ещё в 1872 году. По преданию он появился в Одессе, опасаясь преследования кредиторов на родине. Кулинарные познания будущий главный кондитер Одессы изучал в Варшаве.


«Первоклассная кондитерская, отпускающая, кроме превосходного качества кондитерских произведений, закуски, некоторые кушанья и крепкие напитки. Для дам – отдельное помещение, зимнее и летнее. Кафе очень усердно посещается изысканной публикой и коммерсантами. Место, где узнаются всякие злободневные новости. Огромная бильярдная», — так описывал знаменитую кондитерскую последний предвоенный путеводитель по Одессе (1914 г.).



Тут бывали многочисленные писатели и поэты, маклеры и аристократы, в период гражданской войны сюда захаживал и сам Мишка Япончик. Но более всего «Фанкони» прославили его знаменитые посетители. О ней писал Шолом-Алейхем, тут бывал Бунин, Куприн, Чехов, Маяковский.


После смерти Фанкони дело унаследовал его родственник Флориан Скведер.


В 1920-е гг. тут открылся советский клуб военных моряков, а позже обычная столовая. Нынешний ресторан решил взять название и продолжить традиции дореволюционного «Фанкони».


В доме на углу Преображенской и Садовой располагалась кондитерская Бернгарда Либмана. Трудолюбивый и упорный Либман более двадцати лет копил на свое собственное дело, работая в кондитерском магазине на Александровском проспекте. Его мечта осуществилась: кондитерская была построена по принципу французских кофеен, имела электрическое освещение, отдельную бильярдную залу. Помимо кофейни-кондитерской Либман имел хлебобулочное производство.



Здесь не только принимали заказы на торты и куличи, но и выпекали специальный хлеб для больных диабетом.


Кондитерскую Робина характеризовали следующим образом: «… во вновь выстроенном грандиозном доме со специально приспособленными зданиями для кафе. Отдельные помещения для дам. Излюбленное место фешенебельной Одессы. Бильярдная, летняя веранда».


По данным справочного издания «Вся Одесса» (1901 г.) в Одессе насчитывалось 11 кондитерских. Кондитерская Амбатьело находилась на Дерибасовской, кондитерская Амбарзаки на Греческой (напротив Русского театра), кондитерская Гетинга занимала угол улиц Еврейской и Ришельевской, кондитерская Дурьяна занимала первый этаж углового дома по ул. Преображенской, 11.



Купец 3-й гильдии Людвиг Дурьян встречается в «Списке одесских купцов» за 1859 г.


В целом самыми «сладкими» были Екатерининская и Преображенская улицы – на каждой насчитывалось по три кондитерских. Через два годы издание «Вся Одесса» дает все ту же картину, но появляется ещё павильон с мороженым в Городском саду К.И. Кочубея.



Конфетная фабрика Вайнгурта в Одессе, ул. Большая Арнаутская, 11.


Интересно, что попасть в путеводители уже было сложнее. Необходимо было заплатить за рекламу, поэтому в путеводителе по Одессе (1900 г.) указывается только три самые именитые кондитерские: Либмана, Робина и Фанкони. В путеводителе (1906 г.), который вышел несколько позже, уже есть новые кондитерские: Абрикосова, Печескаго, Распопова, Филиппова. Интересно, что все они расположены в пределах нескольких кварталов на Дерибасовской, в Городском саду или на Екатерининской. В последнем предвоенном путеводителе по Одессе (1914 г.) появляется только одно новое место – кондитерская Онипко на ул. Ришельевской, без дополнительных характеристик.



Общее же количество кондитерских в Одессе было несколько выше. По спискам последнего предвоенного года (1914 г.) их насчитывалось 17, причем некоторые проходили под именем владельца, а некоторые по названию.



Производство сладкого в Одессе началось ещё в начале XIX века. Аполлон Скальковский в своем произведении о торговых и промышленных силах Одессы (1839 г.) писал, что несмотря на то, что Одесса «далека от совершенства», в целом ряде ремесел есть примеры отличного качества. Среди прочего он приводит в пример производство мебели, одежды, макарон и конфет.


Производством кондитерских изделий занимались Цамбарини и Карута. Кстати, цех «хлебников и булочников» в 1836-1837 гг. был довольно многочисленным. В то время в Одессе насчитывалось 103 мастера и 98 подмастерьев этого цеха.


Что пишут о заведении Каруты современники? «Любимым местом студенческих кутежей был кафе-ресторан Каруты в Пале-Рояле», — писал Осип Чижевич в сборнике статей, приуроченных к столетию Одессы.


Прообразом по сей день существующей одесской кондитерской фабрики стало производство семьи Крахмальниковых. Производство возникло ещё в 1820 году. Австрийский подданный Абрам Крахмальников на Малой Арнаутской открыл пекарню и стал производить пряники. Семейное дело продолжили братья Лев и Яков. При них фабрика стала одним из крупнейших производств. В 1893 году они открывают «Одесскую паровую конфетную и пряничную фабрику», которая использовала паровые двигатели.



По данным на 1911 год производство братьев Крахмальниковых имело оборот 1,5 млн. рублей и обеспечивало работой 500 человек.


Среди ассортимента, производимого на фабрике, были: «шоколад, какао, конфеты, мармелад, пастила, пряники, халва, рахат-лукум, тахинное масло и кунжутное семя».


Братья были весьма успешными предпринимателями, они уделяли внимание не только производству, но и маркетингу, рекламе, красивые коробки значительно увеличили продажу конфет. На предприятии был установлен 9-10 часовой рабочий день и социальные гарантии, не характерные для большинства предприятий того времени. В начале XX в. производства были перенесены в район Чумки, а по городу открывались все новые точки сбыта сладкой продукции. Но смерть обоих братьев, Первая мировая война и революция поставили жирную точку в истории предприятия. Позже оно было национализировано и известно нам как Первая государственная кондитерская фабрика.


На углу Дерибасовской и Екатерининской улиц располагался большой магазин сладостей А. И. Абрикосова. Фабрика находилась в Москве, но в Одессе располагался большой фирменный магазин. Одесский филиал фабрики обеспечивал работу 20 сотрудникам по состоянию на 1912 г. Годовой оборот одесского предприятия составлял 85 тысяч рублей.



По состоянию на 1914 г. в Одессе было 35 мест, где осуществляли продажу кондитерских изделий. Причем часто это были разросшиеся семейные предприятия. Так, можно встретить разные кондитерские, принадлежащие владельцам по фамилии Амбатьелло (с разными инициалами), Криади — тут целых четыре представителя этой фамилии и три кондитерских магазина.


Как правило, все магазины, продающие сладости были сосредоточены в историческом центре города, в его самой богатой части в пределах улиц Старопортофранковской и Пантелеймоновской. Но встречаются и те, которые были на Молдаванке (магазин Фишера на Колонтаевской) и Пересыпи (владелец по фамилии Легантини).


Так, мадам Келбасинская, назвав свое предприятие Bonbons de Varsovie (в переводе с французского Варшавские сладости, – прим.ред.), разместила его в знаменитом Пассаже, самом современном на то время здании, первый этаж которого занимали богатые магазины.



Конфетная и пряничная фабрика Амбатьелло, ул. Тираспольская, 22.


Качество и посетители кондитерских


Каким было качество производимых в Одессе сладостей? На этот счет единого мнения быть не может, тем не менее, издание (1894 г.), выпущенное к столетию города, невысокого мнения о производимых в городе сладостях: «конфетных фабрик в Одессе 17; из них заслуживают внимания фабрики при кондитерских (Робина – 30 т.р.), товарищество Абрикосова и сыновей, открывшего отделение в Одессе (60 т.р.). Затем ещё есть фабрики Крахмальникова (56 т.р.), Двойриса (30 т.р.), Люлькимахера (30 т.р.), Шапошникова и других, но все они производят конфеты и шоколад низшего качества».


А вот мороженное в Одессе было отменное. В далеком 1867 году Одессу посетил знаменитый писатель Марк Твен, он пробыл в городе всего день, но оставил яркие воспоминания о той Одессе в записках, опубликованных после поездки: «… в довершение всех удовольствий до отвала наелись мороженым. В пути мы не часто лакомимся мороженым, и уж дорвавшись до него — кутим вовсю. Дома мы никогда не соблазнялись мороженым, но теперь взираем на него с восторгом, ибо в этих пышущих жаром восточных странах его не часто встретишь».


Через 22 года в Одессу впервые приедет Антон Чехов, в чем-то он был похож на Марка Твена, тоже литератор, тоже любитель сатиры. И оба они отметили превосходное качество Одесского мороженого.


И одной строкой добавим, что мороженое приносило в городскую казну солидную прибыль: в 1892 году город получил «4 978 рублей с павильонов в Городском саду для продажи лечебных молочных продуктов, лечебного винограда и мороженого».



Другие статьи в литературном дневнике: