Эффект Барнума (также эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) — когнитивное искажени
Выдача Яндекс с Яндекс-Нейро от 30.11.24 , цитирование :
«Эффект Барнума (также эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) — когнитивное искажение, проявляющееся в склонности людей доверять общим, неопределённым, расплывчатым характеристикам, как точному описанию их личности.
Сильнее всего эффект Барнума проявляется при наличии следующих факторов :
Используются абстрактные формулировки, применимые к большинству людей.
Даются позитивные характеристики и благоприятные прогнозы.
Источник является достаточно авторитетным.
Присутствует уверенность, что описание индивидуальное.
Примеры, где может проявляться эффект Барнума:
человек может не воспринимать всерьёз гороскопы, но охотно верить «психологическому портрету», полученному после прохождение какого-нибудь теста;
продавец в процессе примерки может сказать: «Вижу, что вы любите стильно одеваться. Примерьте вот эти туфли — это просто идеальный вариант для вас!».
Эффект Барнума может быть опасен, так как он создаёт иллюзию индивидуализации и применимости к каждому конкретному человеку. Это может привести к формированию ложного чувства самопонимания и повлиять на принятие важных решений. »
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.