07. 02. 2011г.
07.02.11г.
Самое большое удовольствие за эти дни - прочтение всех стихов Варлама Шаламова из "Колымских тетрадей". Такая правда жизни, такая судьба человека( 17 лет лагерей), некоторые поистине заслуживают самых высоких слов и являются образцом лучшей русской поэзии, бесспорно это Большой Русский Поэт. Я прочел их по ссылке К.Ф.Ковалева - спасибо ему отдельное!
***
Читал на Стихире стихи Татьяны Костандолго и ее прозу о Марине Цветаевой(версия убийства М.Цветаевой), ее дневник - умный и познавательный, стихи ее тоже хороши.
***
Читал стихи Татьяны Цветковой, Людмилы Антиповой, Дмитрия Гавриленко, Татьяны Оручоглу, Татьяны Легкодимовой,Мишы Лапина, Егора Лобашова,Владимира Стречина,Елены Немоловской,Анфисы Фединой-Третьяковой,Галича,Николая Куко,Александра Колоска, Токаревой Анны,К.Ф.Ковалева, Светланы Байбородовой, Александра Чулкова, Поля Лани и др.
***
ВЫПИСКИ:
"Человек ты, помни это!
В той же мере ты и бог." - надпись на воротах В Афинах, которую увидел Помпей.
***
Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти.(Цезарь)
***
Где хорошо - там и Родина.(латинская поговорка)
***
Богатый - это не тот, кто приобрел много имущества, а тот, кто научился обходиться малым.(античная мудрость)
***
Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей.(А.С.Пушкин)
***
Сколько же надо выстрадать, чтобы устать даже от надежды.(Полин)
***
Смерть не стучись! Я отопру.(А.Шенье "Ямбы")
***
О смерть, запор последней двери.(В.Гюго "На дюне")
***
Капля точит камень, а время человека.(рим. поговорка)
***
Есть люди, которые много ходят, но никуда не приходят.(Евангелие от Филиппа)
***
Кто мыслит, тот всегда свободен.(из фильма "Не хлебом единым")
***
Думал - века измерить, а жизнь прожить не сумел.(Андрей Белый)
***
Суха, мой друг, любая теория, но вечно зелено дерево жизни.(Гете)
***
Писатель Юрий Трифонов однажды беседовал с одним из известных старцев-подвижников и когда они расставались, старец ему сказал:"Храни тебя, Господь", - на что Трифонов, смущаясь, ответил:"Да я неверующий", а старец ему на это сказал:"А этого вы знать не можете!"
***
Культура в объятия первого желающего не падает.(Б.Пастернак "Охранная грамота")
***
История это вторая вселенная "воздвигаемая человечеством в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти".(Б.Пастернак)
***
...Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.(Б.Пастернак)
***
Поэзия - высшая форма бытования языка.(И.Бродский)
***
Счастлив тот, кто постиг тайную суть вещей.(надпись в университете)
***
Великие разговоры ты ведешь только в тишине.(афоризм)
***
Все, что отдал - твое.
***
Женщины как автобус: пропустил одну - жди - придет следующая.(отец Териора)
***
Так темен обманный ход мысли человека.(девиз братства "Божье дело")
***
В 1911 году "Мона Лиза" была украдена, нашлась через два года в одной из гостиниц в сундуке с двойным дном.
***
Мода создает красоту, которая со временем станет уродством, искусство создает уродство, которое со временем станет красотой.( Коко Шанель)
***
Все мы - заложники жизни.(Владимир Орлов)
***
Искусство - это долготерпение, а жизнь так коротка.(Патрисия Хайсмит)
***
Свобода - главный дар природы.(Леонардо да Винчи)
***
Немыслимое для человеческого разума понятие: бесконечность - и есть понятие Бога!(Владимир Орлов)
***
Жизнь никогда не бывает безопасной.(Артур Рубинштейн)
***
Если очень сильно сосредоточиться на правильном исполнении то уходит искусство.(А.Рубинштейн)
***
Успех сопутствует тем, кто способен увлечь аудиторию.(А.Рубинштейн)
***
На концерте есть личность и есть антена(зритель).(А.Рубинштейн)
***
"Уже не могу читать - значит умираю", - сказал как-то своему другу Кантемир.
***
Меня не пугает мысль о смерти. Жизнь мне представляется большим заседанием. Оратору дают слово, чтобы он мог высказаться. Но поговорил, и хватит, дай высказаться другому. Какая была бы скука, если бы одни и те же ораторы выступали без конца.(Б.Пастернак)
***
Глядя вокруг себя, человек понимает свое величие, но, глядя на звёзды, он понимает свою ничтожность.(Владимир Орлов)
***
У смерти нет оправдания, но это единственный шанс узнать: а что там?! Ибо у земной жизни ответа на этот вопрос нет.(Владимир Орлов)
***
"Джозеф, ты вступаешь не вовремя!". "Я вступаю вовремя"."Ну может ты и вступаешь вовремя, но это не мое вовремя".(Джозеф Хейфиц - знам. скрипач; Миша Эльман - знам. пианист).
***
"Пожалуйста, сыграйте хоть несколько фальшивых нот, чтоб мы услышали, что вы живой человек", - писал Бернард Шоу Джозефу Хейфицу.
***
Правда и любовь составляют суть жизни человека.(Олег Погудин)
***
"Жизнь, столь ценная, ушла ни на что."(последние слова Ауренгзеба, сына шаха Джахала - строителя Тадж-Махала)
***
Долгая жизнь великим умам не свойственна, им надо желать благодарного потомства.(Словцов)
***
Париж - это праздник, который всегда с тобой.(Э.Хемингуэй)
***
Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда.(Анна Ахматова)
***
Скука есть одно из принадлежностей мыслящего существа.(А.С.Пушкин)
***
И вечный бой! Покой нам только снится.(А.Блок "На поле Куликовом")
***
Должно быть, угроза смерти размягчает душу, как сильный жар металлы.(В.Брюсов "Огненный ангел")
***
Одними личными удовольствиями не вычерпаешь жизни, как моря - кубками веселого пира.(В.Брюсов)
***
Так много думано, исполнено так мало.(В.Брюсов)
***
Я был, я мыслил, я прошел, как дым...(В.Брюсов)
***
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.(А.Блок)
***
"О себе только с царем, а о своей жене ни с кем, потому что всегда рискуешь говорить о ней с кем-нибудь, кто знает ее лучше, чем ты..."(г-жа де Валлуа - сыну,цитировал Пушкин)
***
Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан. Должно было мне довольствоваться независимостью.(Пушкин после ссоры с невестой,авг.1830г)
***
Женщина - слабое беззащитное существо от которого невозможно спастись!
***
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои.(Ф.Тютчев)
***
Всё, что неестественно - несовершенно.(Наполеон)
***
Во всех войнах суть заключается в грабеже.(Вольтер)
***
Прогоняйте природу - она все равно вернется.(лат.посл.)
***
Кто долго живет - видит много зла.(исп.посл.)
***
Бедность в старости - великое несчастье.(Шопенгауэр)
***
Платон считал старость счастливою, потому что она свободна от полового влечения, которое не дает нам покоя.
***
Жизнь каждого - это род вариаций на одну и ту же тему.(Шопенгауэр)
***
Нельзя уйти от самого себя.(вещание Сибилл)
***
Имеешь одно - будешь иметь и другое.(Петроний)
***
Чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне, тем меньше ему могут дать другие люди.(Шопенгауэр)
***
Всякая глупость страдает от своей скуки.(Сенека)
***
Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время; человек же талантливый стремится его использовать.(Шопенгауэр)
***
Карточная игра - мерило ценности человеческого общества, его умственного банкротства.(Шопенгауэр)
***
Источник счастья берет свое начало в самом человеке.(Шопенгауэр)
***
Красота - это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.(Шопенгауэр)
***
Внутренняя пустота - источник скуки.(Шопенгауэр)
***
ВЫПИСКИ: ПЛАТОН. ДИАЛОГИ.
***
Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Его философия пронизывает всю мировую культуру. Мировые религии, возникшие после Платона(427-347гг до н.э.), старались перетянуть его на свою сторону. Философы всех времен и народов постоянно спорили о нем, то вознося ему дифирамбы, то опуская до посредственности. Можно сказать, что Платон оказался какой-то вечной проблемой истории человеческой культуры, и пока нельзя себе представить, когда, как, при каких обстоятельствах и кем эта проблема будет окончательно разрешена.
Понять, где факт, а где вымысел в истории жизни этого философа уже не представляется возможным: все перемешалось.
Наиболее подробная биография его дана Виламовицем-Меллендорфом, где так же много фактов, которые нельзя проверить.
По отцу Платон был не просто высокого происхождения, но и потомком царя Кодра. Мать его происходила по прямой линии от брата знаменитого афинского законодателя первой половины шестого века до н.э. Солона, родовитого аристократа.
Платон презирал не только барыши, но и аристократические тюрьмы, смертные казни, изгнания. Он отдалялся от всяких политических дел.
Он был хорошим гимнастом, борцом и наездником, отличался высоким ростом и крепким телосложением.
Считается, что встреча его с Сократом произошла в 407г до н.э.
Он учился музыке и живописи, поэзии. И везде достиг высоких результатов. До нас дошли 25 стихотворений-миниатюр его.
Философии Платон учился у элейцев и их ЕДИНОЕ - было только первым шагом к его диалектике. Каждый, кто читал Платона и читал античную философию, находил близость взглядов Платона с пифагорейцами. Также доказана его связь с философией Демокрита, который был его современником. Демокрит называл свои атомы - идеями, а Платон не чуждался термина "атом". Многое Платон взял из старой натурфилософии, но разработал это на более высокой ступени.
Итак, к моменту встречи Платона с Сократом(407г) Платон молодой, талантливый во многих сферах искусства и физических упражнений человек, он уже изучил многих философов: Гераклита, Демокрита, Парменида, Пифагора и др. После встречи с Сократом уже не слышно больше ни о каких увлечениях Платона. Он полностью отдается философии. Сократ в этой юной душе перевернул все вверх дном. Началась новая эра: Сократ оказался для него незаходящим солнцем.
Когда Платон познакомился с Сократом тому уже было за 60. Он давно гремел по всей Греции - не столько своей философией и своим учительством жизни, сколько своей бытовой оригинальностью, философским чудачеством и необычным поведением. Он был сыном простого каменотеса-ваятеля, который едва ли мог дать сыну утонченное образование и окружить его последними новостями тогдашней цивилизации. Ни в наружности Сократа, ни в его поведении не было ровно ничего аристократического. Он был лыс, приземист, со своей прославленной шишкой на лбу, с приплюснутым носом и толстыми губами, с глазами навыкате. Его часто видели босиком на базарах и площадях. Одежда у него была одна и та же зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов. Специальности у него не было никакой, и трудно было сказать, чем он, собственно, занимался. Он, как и Платон, уклонился от деятельности в составе правительства 30-ти, куда его настойчиво приглашали, учитывая его популярность в народе. Но одно его занятие было известно всем: он постоянно задавал разные вопросы людям добродушные, но и в то же время каверзные. Как отмечают все историки в своих спорах Сократ всегда оставался добродушным и незлобливым. Его знаменитая ирония навсегда осталась в памяти поколений. Сократ своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательский представлений, но и ни на чем не основанную самоуверенность сторонников тогдашнего демагогического режима. В конце концов оказалось, что он решительно всем стоял поперек дороги. Его долго терпели и смотрели сквозь пальцы на его с виду добродушную, но по существу своему разрушительную деятельность. И вот случилось то странное и непонятное, что и по сей день удивляет всех, начиная с верного ученика Сократа - Ксенофонта: власти, считавшие себя демократическими, не выдержали этой добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор - такой, какого до сих пор еще никому не выносили в Афинах в случае отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить. Но Сократ остался верным своему мировоззрению даже здесь. Хотя негласно ему и была предоставлена полная возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание, он предпочел претерпеть казнь и выпить предназначенную ему чашу с цикутой. Последними его словами перед смертью были слова к его ученику Критону с просьбой не забыть принести в жертву Асклепию петуха в честь выздоровления, под выздоровлением он понимал свою смерть и уход в иную жизнь.
Сократ никогда и ничего не писал. Вопросы его касались на девять десятых морали и назначения человека, политики или эстетики. Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистики. Сократ всегда хотел добиться в своих вопросах-ответах истины, но что именно для него было истиной, не вполне понятно и теперь. Сократ говорил о боге, как о принципе некоей высшей справедливости, но никак не называя имени этого бога, но для обывателя это звучало дико и атеистично. Ясно и то, что Сократ не сочувствовал никакой государственной системе. Надо учитывать то, что он действовал в самый острый период разложения афинской демократии. Спрашивается: за что можно было ухватиться мыслящему человеку в такую катастрофическую годину? Славное прошлое погибало, а в иных областях и совсем уже погибло. Новая культура еще не возникла. Но переходы эпох часто создают гениев. Маркс назвал Сократа "олицетворением философии". Философия Сократа, имевшего своим учеником Платона, обусловила не только мировой платонизм, но, поскольку учеником Платона был Аристотель, то в какой-то мере - и аристотелизм. Учеником Сократа был и киник Антисфен, чья философия, переработанная в духе Гераклита, легла в основу стоицизма. Его же учеником был и Аристипп, философия которого, видоизмененная под влиянием Демокрита, обусловила собой эпикуреизм. В результате углубления сократо-платоновской теории идей, к которой присоединилось учение о мировом уме, в дальнейшем возник неоплатонизм, мировая роль которого общеизвестна.
Платон был учеником Сократа примерно 8-9 лет. В "Федоне", где описывается смерть Сократа, среди присутствующих там учеников Платона не было, по-видимому, он был болен. А скорее всего он не мог вынести смерти своего учителя и не пришел.
Множество источников указывают на то, что после смерти Сократа Платон сразу же уехал из Афин. Он много путешествовал. Начал с Мегары, где жил один из известных учеников Сократа - Евклид, возможно был в Италии, где учился у пифагорейцев и т.д.,хотя эти факты не имеют подтверждений. Известно, что он основал Академию в Афинах и преподавал там до самой смерти.
Платон был убежден, что существует абсолютная истина, и весь трагизм его положения заключался в том, что он верил в немедленное и всестороннее осуществление этой истины.
Он чрезвычайно любил жизнь. Это видно в сотнях и тысячах его выражений, художественных образов, в его философских концепциях и биографических данных. В этом смысле он чужд всякого аскетизма. Он непрестанно любуется красотой небесного свода, морями и реками, красотой тела и т.д. Он защищал ненасытную жажду человеческих знаний, влюбленность во все рациональное, восторг перед диалектикой, перед наукой.
"Законы" - единственное произведение Платона, где нет Сократа. Это произведение отчаяния, потеря им смысла жизни. Платон - одна из самых сложных и мучительных проблем в истории философии.
Он ввел ограничения для своего идеального мира не только сверху, в виде Единого, но и снизу, в виде Мировой Души. Если идеальный мир вечно неподвижен, а материальный вечно движется, то такое противопоставление возможно для Платона лишь потому, что существует начало одновременно и неподвижное и в то же время вечно движущееся. Это и есть Душа Космоса и Душа всего, что в него входит; она и есть то идеальное, которое одновременно дает способность двигаться и жить всему живому и неживому. Платон безусловный проповедник всевозможной гармонии - внутри человека, в обществе, в космосе. Он заставляет читателя продумывать так же различные концепции, как их продумывал он сам. Он не скрывает своих сомнений и неуверенности, своей слабости во многих вопросах, своих тяжелых усилий понять предмет, часто беспомощных и безрезультатных. Разве это не демократизм мысли, и разве могло это не быть привлекательным для многих тысяч читателей разных стран, эпох и народов. Излагать философскую систему Платона - истинное мучение, ибо ее приходится реконструировать из отдельных, разрозненных и часто противоречивых суждений. Платон менее всего догматичен. Его философский метод - это метод острейшего критицизма и никогда не кончающейся диалектики.
Совет - это святая вещь.(ант.поговорка,"Феаг")
***
Благодаря божественной судьбе с раннего детства мне сопутствует некий гений - это голос, который, когда он мне слышится, всегда, что бы я ни собирался делать, указывает мне отступиться, но никогда ни к чему меня не побуждает.(Сократ,"Феаг")
***
Сократ был сыном Софроникса и Фенареты.
***
...А что у многих возникло против меня сильное ожесточение, о чем я и говорил вначале, это, будьте уверены, истинная правда. И если что погубит меня, так именно это: не Мелет и не Анит, а клевета и недоброжелательство многих - то, что погубило уже немало честных людей и, думаю, еще погубит. Рассчитывать, что дело на мне остановится, нет никаких оснований. ("Апология Сократа")
***
...так что есть и у меня семья, афиняне, есть сыновья, даже целых трое, один из них уже подросток, а двое малолетних, но тем не менее ни одного из них я не приведу сюда и не буду просить вас об оправдании.(речь Сократа из "Апологии Сократа")
***
...Пожалуй, я мог бы уплатить вам мину серебра - столько я и назначаю. Но Платон, присутствующий здесь, афиняне, да и Критон, Критобул, Аполлодор - все они велят мне назначить тридцать мин, а поручительство берут на себя. Итак, я столько и назначаю, а поручители в уплате денег будут у вас надежные.("Апология Сократа")
***
Из-за малого срока, который мне осталось жить, афиняне, теперь пойдет о вас дурная слава, и люди, склонные поносить ваш город, будут винить вас в том, что вы лишили жизни Сократа, человека мудрого, - ведь те, кто склонны вас упрекать, будут утверждать, что я мудрец, хотя это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы это случилось для вас само собою: вы видите мой возраст, я уже глубокий старик, и моя смерть близка. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть.("Апология Сократа")
***
Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, а вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительней смерти...Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.("Апология Сократа")
***
А теперь, афиняне, мне хочется предсказать будущее вам, осудившим меня. Ведь для меня уже настало то время, когда люди бывают особенно способны к прорицаниям, - тогда, когда им предстоит умереть. И вот я утверждаю, афиняне, меня умертвившие, что тотчас за моей смертью постигнет вас кара тяжелее, клянусь Зевсом, той смерти, которой вы меня покарали. Сейчас, совершив это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, обратное: больше появится у вас обличителей - я до сих пор их сдерживал. Они будут тем тягостней, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В самом деле, если вы думаете, что, умерщвляя людей, вы заставите их не порицать вас за то, что вы живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Такой способ самозащиты и не вполне надежен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Предсказав это вам, тем, кто меня осудил, я покидаю вас...
А с теми, кто голосовал за мое оправдание(на 30 голосов было больше за казнь), я бы охотно побеседовал о случившемся, пока архонты заняты и я еще не отправился туда, где я должен умереть...Вам, раз вы мне друзья, я хочу показать, в чем смысл того, что сейчас меня постигло. Со мною... случилось нечто поразительное.В самом деле, ведь раньше все время обычный для меня вещий голос моего гения слышался мне постоянно и удерживал меня даже в маловажных случаях, если я намеревался сделать что-нибудь неправильное, а вот теперь, когда, как вы сами видите, со мной случилось то, что всякий признал бы - да так оно и считается - наихудшей бедой, божественное знамение не остановило меня ни утром, когда я выходил из дому, ни когда я входил в здание суда, ни во время всей моей речи, что бы я ни собирался сказать...Какая же тому причина? Я скажу вам: пожалуй, все это произошло мне на благо, и, видно, неправильно мнение всех тех, кто думает, будто смерть - это зло. Этому у меня теперь есть великое доказательство: ведь быть не может, чтобы не остановило меня привычное знамение, если бы я намеревался совершить что-нибудь нехорошее. Заметим еще вот что: ведь сколько есть надежд, что смерть - это благо! Смерть - это одно из двух: либо умереть значит стать ничем, так что умерший уже ничего не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно что сон, когда спишь так, что ничего не видишь во сне; тогда смерть - удивительное приобретение... С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого?
...И я сам ничуть не сержусь на тех, кто осудил меня...Все же я кое о чем попрошу, если, афиняне, вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же самым, чем я донимал вас...Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме бога.("Апология Сократа")
***
Таков уж я всегда: я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилучшим.("Критон")
***
Стало быть, друг мой, мы должны не столько заботиться о том, что скажет о нас большинство, сколько о том, что скажет о нас человек, понимающий, что справедливо и что несправедливо, - он один да еще сама истина.("Критон")
***
Подумай-ка вот о чем: считаем мы еще или не считаем, что всего более нужно ценить не жизнь, как таковую, но жизнь хорошую?("Критон")(Отказ Сократа бежать из тюрьмы, несмотря на доводы Критона, ибо этим бегством нарушалось бы самое главное для Сократа - Справедливость).
***
...душу тех, кто не просвещен разумом, он сравнил с решетом потому, что она дырява - не способна ничего удерживать по неверности своей и забывчивости.("Горгий")
***
Ксантиппа - жена Сократа, славилась сварливым характером. Сыновья: старший - Лампрокл, двое младших - Софроникс и Менексен.("Федон")
***
В "Федоне" сам Федон говорит о том, что Платон был нездоров и не присутствовал, но в "Апологии Сократа" сам Сократ среди присутствующих упоминает Платона - противоречие. Этот вопрос так до конца и невыяснен...
***
Сокровенное учение гласит(учение пифагорейцев), что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, - величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое.(Сократ, "Федон")
***
Так что никаких оснований для недовольства у меня нет, напротив, я полон радостной надежды, что умерших ждет некое будущее и что оно, как гласят и старинные предания, неизмеримо лучше для добрых, чем для дурных.(Сократ,"Федон")
***
Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!("Федон")
***
Четыре доказательства бессмертия души выдвинутые Сократом:
1.Аргумент первый: взаимопереход противоположностей. Противоположное возникает из противоположного. Существует и оживание, и возникновение живых из мертвых.
2. Аргумент второй: знание, как припоминание того, что было до рождения человека.
3.Аргумент третий: самотождество идеи души.
...когда душа пользуется телом, исследуя что-нибудь с помощью зрения, слуха или какого-нибудь иного чувства,- тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие, точно пьяная...
Когда же она ведет исследование сама по себе, она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому, то всегда оказывается вместе с ним, как только остается наедине с собою и не встречает препятствий...Это состояние мы называем размышлением...
Божественное создано для власти и руководства, а смертное - для подчинения; душа схожа с божественным, а тело со смертным...
Лебеди, как почуют смерть, заводят песнь такую громкую и прекрасную, какой никогда еще не певали: они ликуют от того, что скоро отойдут к Богу, которому служат.
...если кто будет настаивать на том, что душа есть сочетание телесных качеств и потому гибнет первою, что на это сказать, Сократ? И даже если душа износит много тел, покидая последнее из них, не погибнет ли сама, именно гибель души и есть, собственно, смерть, потому что тело отмирает и гибнет непрестанно?
...Ведь ты говоришь,-начал Сократ,- что душа существует до того, как воплотится в человеческом образе, а значит, она существует, сложившись из того, что еще не существует...
4.Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни.
...После того,- продолжал Сократ, - как я отказался от исследования бытия, я решил быть осторожнее, чтобы меня не постигла участь тех, кто наблюдает и исследует солнечное затмение. Иные из них губят себе глаза, если смотрят прямо на Солнце, а не на его образ в воде или еще в чем-нибудь подобном,- вот и я думал со страхом, как бы мне совершенно не ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами и пытаясь коснуться их при помощи того или иного из чувств. Я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия...Я хочу показать тебе тот вид причины, который я исследовал, полагая в основу, что существует прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все прочее. Если ты согласишься со мною и признаешь, что так оно и есть, я надеюсь, это позволит мне открыть и показать тебе причину бессмертия души...
...Сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность ни в нас, ни в природе...
...Я полагаю, что ни бог, ни сама идея жизни, ни все иное бессмертное никогда не гибнет,- это, видимо, признано у всех...Итак, поскольку бессмертное неуничтожимо, душа, если она бессмертна, должна быть в то же время и неуничтожимой...Значит, не остается ни малейших сомнений,Кебет, что душа бессмертна и неуничтожима.
Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на все времена, и, если кто не заботиться о своей душе, впредь мы будем считать это грозной опасностью. Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом избавлялись бы и от тела, и - вместе с душой - от собственной порочности. Но на самом-то деле, раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробном мир...
Когда человек умрет, его гений(ангел,демон), который достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место, где все, пройдя суд, должны собраться, чтобы отправиться в Аид с тем вожатым, которому поручено доставить их отсюда туда.
Выпив яд, Сократ сначала ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют и лег на спину. Действие яда шло от ног к сердцу...Когда стал коченеть живот, Сократ сказал свои последние слова:"Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же не забудьте."("Федон")
***
Зрение рассудка становится острым тогда, когда глаза уже начинают терять свою зоркость...("Пир",из слов Сократа, когда Алкивиад пытался совратить его соитием)
***
...до выпивки он не был охотник(о Сократе Алкивиад), но уж когда его принуждали пить, оставлял всех позади, и, что самое удивительное, никто никогда не видел Сократа пьяным.
Как-то утром он(Сократ) о чем-то задумался и, погрузившись в свои мысли, застыл на месте, и, так как дело не шло у него на лад, он не прекращал своих поисков и все стоял и стоял. Наступил уже полдень, и люди, которым это бросалось в глаза, удивленно говорили друг другу, что Сократ с самого утра стоит на одном месте и о чем-то раздумывает. Наконец вечером, уже поужинав, некоторые ионийцы - дело было летом - вынесли свои подстилки на воздух, чтобы поспать в прохладе и заодно понаблюдать за Сократом, будет ли он стоять на том же месте и ночью. И оказалось, что он простоял там до рассвета и до восхода Солнца, а потом, помолившись Солнцу, ушел.
В той битве, за которую меня наградили военачальники, спас меня не кто иной, как Сократ: не захотев бросить меня, раненого, он вынес с поля боя и мое оружие и меня самого...И он же ратовал потом, чтобы награду присудили мне, а не ему.("Пир",Алкивиад о Сократе)
***
Большинство людей и не замечает, что не знает сущности того или иного предмета: словно она им уже известна, они не уславливаются о ней в начале рассмотрения; в дальнейшем же его ходе это, естественно, сказывается: они противоречат и сами себе и друг другу.("Федр", Сократ)
***
Закон же Адрастеи(Немесиды или Неотвратимости) таков: душа, ставшая спутницей бога и увидевшая хоть частицу истины, будет благополучна вплоть до следующего кругооборота, и, если она в состоянии совершать это всегда, она всегда будет невредимой. Когда же она не будет в силах сопутствовать и видеть, но, постигнутая какой-нибудь случайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, а отяжелев, утратит крылья и падет на землю, тогда есть закон, чтобы при первом рождении не вселялась она ни в какое живое существо. Душа, видевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного Музам и любви; вторая за ней - в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья - в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая - в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой - быть ремесленником или земледевладельцем; восьмая будет софистом или демагогом; девятая - тираном. Во всех этих призваниях тот, кто проживет, соблюдая справедливость, получит лучшую долю, а кто ее нарушит - худшую.
Но туда, откуда она пришла, никакая душа не возвращается в продолжение десяти тысяч лет - ведь она не окрылится раньше этого срока, за исключением души человека, искренне возлюбившего мудрость...По окончании своей первой жизни души подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другие же, кого Дике(вершительница справедливости в тысячелетнем круговороте жизни души) облегчила от груза и подняла в некую область неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе. На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь - кто какую захочет. Тут и жизнь животного может получить человеческая душа, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; но душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа.("Федр")
***
Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.("Федр")
***
Повитуха берется за дело тогда, когда сама уже рожать не может.("Теэтет")
***
...Знание есть ощущение и каждая вещь для каждого такова, какой она ему кажется.
("Теэтет")
***
По Гераклиту, душа " прочно и соразмерно связана с телом", причем душу он сравнивает с пауком, а тело с паутиной. А Гиппократ считает, что душа, как высшая жизненная сила, устраивает "душу человека и равным образом тело". По Эмпидоклу, "определение судьбы" и "природа" "переменяют одеяние душ","облачая людей" "чужою одеждой плоти". По Демокриту, "первоначала" тела и души, "чередуясь" друг с другом, связуют "все члены". Однако "тело приводится в движение душою". Пифогореец Филолай считал:"Душа соединена с телом и как бы в могиле погребена в нем".("Федон",Примечания)
***
Между вынесением смертного приговора Сократу и его исполнением прошло 30 дней.("Федон",Примечания)
***
Клеомброт, по преданию, бросился в море, прочитав "Федона" Платона.("Федон",Примечания)
***
Платон в "Законах" осуждает самоубийц - тех, кто "насильно лишает себя того, что ему суждено судьбой", и "совершил это неправедное правосудие из-за своей слабости и отсутствия мужества". Платон называет таких людей "бесславными". В "Законах" предлагается хоронить их на пустырях, "не отмечая их места погребения ни надгробными плитами, ни именами".
Пифагорейцы, учившие о переселении душ, тоже отвергали самоубийство.("Федон",Примечания)
***
Мнения о недостаточности чувственных ощущений для познания придерживались Элеаты(Парменид,Эмпедокл,Гераклит,Анаксагор. Так Анаксагор писал: "Вследствие слабости ощущений мы не в состоянии судить об истине."("Федон",Примечания)
***
Чистые сущности - чистые идеи. Человек, по Платону, может их познать, только отрешившись от нечистого тела.("Федон",Примечания)
***
Эндимион - возлюбленный Селены(Луны) - был погружен в вечный сон на горе Латис.("Федон",Примечания)
***
Аид - в переводе "безвидный",т.е. "невидимый".
***
Макробий сообщает:"Пифагор и Филолай сказали, что душа есть гармония;"Говорят, что она есть некая гармония, ибо гармония есть смесь и соединение противоположностей, и тело состоит из противоположностей".("Федон",Примечания)
***
Эмпедокл говорил:"Мысль у людей есть не что иное, как омывающая сердце кровь". Анаксимен говорит, что "человек есть воздух", а душа "воздушна".По Гераклиту "огонь разумен".Гиппократ находит в огне место пребывания "души, ума, мышления, роста".
Алкмеон Кротонский считает, что "все ощущения соединяются некоторым образом в мозгу". Для него "мозг - переводчик разума".("Федон",Примечания)
***
О земле, держащейся благодаря воздушному водовороту, учил Эмпедокл, сравнивая ее по устойчивости с водой в кружке, которая не выливается при круговом вращении.("Федон",Примечания)
***
Гений, или демон, которого по мифологическим представлениям человек получал при рождении, сопровождает его всю жизнь до самой смерти.("Федон",Примечания)
***
Стесихор из Гимеры в Сицилии - лирический поэт. По преданию, сочинил хулу на Прекрасную Елену и за это был ослеплен, но во сне написал ей хвалебную песнь и вновь прозрел.
***
Хариты - три сестры дочери Зевса и Океаниды Эвриномы, богини вечной юности и дружеского расположения:Эвфросина(Благая радость),Аглая(Сияющая) и Талия(Цветущая).
***
Для понимания платоновской диалектики единого(одного) и иного надо понимать, что Платон различает три типа единого. Первый тип Единого настолько противоположен всякой множественности, что оказывается лишенным всякой раздельности. Он есть чистое "сверх" и о котором Платон говорит в "Государстве", что оно "по ту сторону сущности". Второй тип Единого - это то, что является объединением множественного - "единое сущее". Третий тип Единого - это та единица, с которой начинается счет и которая противопоставлена любому другому числу.("Парменид",Примечания)
Мойра - судьба.
***
"ТИМЕЙ"
Бог устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее. Итак, согласно правдоподобному рассуждению, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения.
Коль скоро это так, мы сейчас же должны поставить другой вопрос: что же это за живое существо, по образцу которого устроитель устроил космос? Мы не должны унижать космос, полагая, что дело идет о существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным...Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом.
Однако правы ли мы, говоря об одном небе, или вернее было бы говорить о многих, пожалуй, даже неисчислимо многих? Нет, оно одно, коль скоро оно создано в соответствии с первообразом...Итак, дабы произведение было подобно всесовершенному живому существу в его единственности, творящий не сотворил ни двух, ни бесчисленного множества космосов: лишь одно это единородное небо, возникши, пребывает и будет пребывать.
Из огня, воздуха, воды и земли родилось тело космоса...Тело космоса было искусно устроено так, чтобы получать пищу от своего собственного тления, осуществляя все свои действия и состояния в себе самом и через себя само...В его центре построявший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ее тело извне. Так он создал небо, кругообразное и вращающееся, одно-единственное, но благодаря своему совершенству способное пребывать в общении с самим собою...Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил ее он вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три начала, он слил их все в единую идею...Когда весь состав души(душа у Платона мыслится не абстрактно, а в связи с конкретным строением космоса) был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устроять внутри души все телесное и приладил то и другое друг к другу в их центральных точках. И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непреходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа - невидимой...Время возникло вместе с небом, дабы одновременно рожденные, они и распались бы одновременно, если наступит для них распад...И вот, чтобы время родилось из замысла и мысли бога, возникли Солнце, Луна и пять других планет, дабы определять и блюсти числа времени...Далее творец Вселенной создал богов и наставил их в том, чтобы они заботились о пропитании смертных, а после смерти принимали их обратно к себе...Каждой душе творец выделил свою звезду...Тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель соименной ему звезды и будет вести блаженную обычную для него жизнь, а тот, кто это не сумеет, во втором рождении сменит свою природу на женскую. Если же он и тогда не перестанет творить зло, ему придется каждый раз перерождаться в такую животную природу, которая будет соответствовать его порочному складу, и конец его мучениям наступит лишь тогда, когда он сможет вновь вернуться к идее прежнего и лучшего состояния...
...Приходится признать,во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя - ощутимое, рожденное, вечно движущиеся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть еще один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно...Итак, согласно моему приговору, краткий вывод таков: есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения неба...
При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил.("Тимей",рассуждения Тимея)
***
"Критий"
Посейдон, получив в свой удел Атлантиду, населил ее своими жителями, зачатыми от смертной женщины Клейто.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 07.02.2011. 07. 02. 2011г.