04. 12. 10 г

Владимир Орлов 3: литературный дневник

2.12.09г
***
Наконец,опубликовал свои стихи в интернете на Сервере Современной поэзии:Стихи.ру
Здесь идёт регистрация читателей,можно обмениваться рецензиями и впечатлениями от прочитанного.Я думаю,это просто подарок для любителей поэзии.Ведь так мало рядом людей кому нужны стихи,да и вообще книги.Больше всего волнует бытовуха.А тут люди,которым небезразлична поэзия и литература,т.е. есть круг общения единомышленников.
Познакомился с поэтами Вадимом Скурихиным("Зона" - великолепно)Геннадием Брянским("Домовой" - чудо!),Константином Фёдоровичем Ковалёвым(потрясающее впечатление!)Анжеликой Миропольцевой(умница!),Васкиненом(спокойные и мудрые стихи),Лилией Юсуповой( мало того,что она пишет замечательные стихи и автор 12 книг,она ещё и художница со своим неповторимым ощущением мира!).К.Ф.Ковалёв и Лилия Юсупова выслали мне свои книги.Прочитал с большим удовольствием.К.Ф.Ковалёв - удивительный человек!В 1962г в Ростовской области шахтёры собрались на митинг и пошли к мэрии,чтобы потребовать от руководства выполнять свои обязательства,но были встречены огнём.Несколько человек погибло,сотни арестовали и отправили в лагеря.Среди них был и К.Ф.Ковалёв.Свои злоключения в лагере он описал в романе в стихах "Зона".Когда я это читал у меня выступали слёзы на глазах:до чего же бесправен простой человек перед властью!Такие стихи не могут оставить равнодушными любого,кто любит свою Россию(а тогда СССР!) и своих людей.Философская лирика у него очень высока,любовная - правдива и без всяких искусственных надрывов.Хорошая и чёткая рифма и ритмика,стихи не тяжеловесны,красивые и к месту подобранные метафоры.Пожалуй,из последних поэтов, кого я прочёл, наиболее сильное впечатление от Георгия Иванова и К.Ф.Ковалёва.
***
У Вадима Скурихина смешная сказка "Зона",с Иваном-дураком,бабой-ягой и прочими сказочными персонажами.Легко читается и со смешным сюжетом.Хорошие стихи о любви и философские.Плохо,что он пишет без знаков препинания,не нравятся мне эти нововведения.
***
Лилия Юсупова - уникальный человек!Вот уж не зря говорят,что коль человек талантлив,то он талантлив в разных сферах.У ней краткий,очень выверенный стих,простой и ясный для понимания,нет никаких ненужных усложнений и наворотов.Очень меткие четверостишия,глубокая философская лирика.Три великолепных Венка сонетов,особенно,последний - "Время".Её картины очень своеобразны,со своими сюжетами и композициями,чётким и точным рисунком.Она пишет правдивые воспоминания в прозе:рассказы о встречах с интересными людьми.Эти люди,помимо того,что талантливы,ещё и глубоко человечны.Лилия также танцует восточные танцы!Вообщем,я не удивлюсь,если она ещё и прекрасно готовит,поёт и пр.Одним словом:прекрасное дарование Алтая!
***
Анжелика Миропольцева помимо стихов о любви и философской лирики,пишет остроумные афоризмы.У ней очень гибкий ум и она может экспромтом выдать меткое выражение или четверостишие!Похвала её моих стихов мне важна.
***
Несколько дней назад наблюдал редкое явление:вокруг ещё не совсем полной луны был круг,как бы радуга.На расстоянии,примерно,25-30 метров(условно,на глаз) и толщиной 2-3 метра.Как будто,кто циркулем начертил:настолько ровный!А небо было ясным,без облаков и тумана.Время,примерно 23ч.
***
Сильное впечатление на меня произвела статья Окьтиса Белга:"Так кто же всё-таки распял Исуса Христа?".Очень умная,аргументированная,опирающаяся на различные источники,работа.Если уж русская история писалась под диктовку немцев-историков(с чем боролся и недоборолся Ломоносов,из всех историков выпущенных университетом за последние годы - только трое были русскими!И книга по истории России,так и не вышедшая при жизни Ломоносова,то же была "поправлена" его злейшими врагами и в таком кастрированном виде уже вышла в свет),которые,по указанию царей,искажали,зачастую, правду то что говорить о древней,когда всюду хозяйничал Рим и без его ведома и указаний книги не могли выйти в печать.Я согласен с его версией:Христа распяли римляне и они же и виноваты во всех его унижениях и избиениях.Евреи здесь ни при чем.Никогда те,кто завоевал страну,не будут спрашивать у порабощенного народа:что им делать!Я представляю:захватили немцы краснодонцев или Зою Космодемьянскую,созвали местное население,мол,что с ними делать?"Отпустить" - кричат!..И немцы - отпускают!Глупее ничего не придумаешь.
Вообще удивительно:евреи - богоизбранный,по Библии, народ,авторы Евангелий - евреи,апостолы - евреи,Христос,как человек,по матери - еврей...И евреи же виноваты во всем!Да чуть-чуть включить мозги и логически порассуждать и картинка встанет на своё место.
Я думаю книга русского путешественника Николая Нотовича,который в 1887г в одном из тибетских монастырей обнаружил рукопись об Иисусе Христе - наиболее верна.
***
Написал:Стоит девчонка и курит папиросу;Ночь подобна невесте;Шевельнул ветерок листву;Извивается дым над трубой;Изменяются наши слова;Краснодар - не город,а ловушка;Поэзия - всего лишь состояние;Когда в желудке очень пусто;Багровый шар катился к закату;Читая стихи другого поэта;Душа и тело - как крылья у птицы;Иисус никогда не смеялся;Начало истока;Грустная ирония.
***
Купил книги:Е.Б.Пастернак - "Борис Пастернак".Материалы для биографии.,Борис Поплавский - Стихотворения;С.Цвейг - Триумф и трагедия Эразма Роттердамского;Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон(составитель София Снессорева).


ВЫПИСКИ ИЗ "ПИСЕМ" Л.Н.ТОЛСТОГО:
***
В сентябре 1844г Толстой был зачислен студентом Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности.25 августа 1845г он подал прошение о переводе его на юридический факультет и в сентябре получил разрешение.
***
Живя в Казани Толстой был увлечён З.В.Молоствовой.
***
Толстой проиграл в карты некому ОРЛОВУ(надо же!).Вообще он много играл и много проигрывал.Чеченец Садо Мисирбиев,его кунак,отыграл его долг и отдал векселя Толстому.
***
Толстой,приехав с Кавказа,жил в Петербурге у И.С.Тургенева около месяца.
***
Толстой имел намерение жениться на Валерии Арсеньевой.
***
Тем-то и хорош человек,что иногда никак не ожидаешь того,что от него бывает,и старая кляча,иногда,закусит удила и понесёт и припёрдывает,так и мой теперешний дух есть неожиданное и странное,но искреннее припёрдывание.(И.С.Тургеневу)
***
Князь Н.А.Орлов собирался жениться на княжне А.В.Львовой,которой одно время был увлечён и сам Л.Н.Толстой,но брак не состоялся.
***
Дерево умирает спокойно,честно и красиво.Красиво - потому что не лжет,не ломается,не боится,не жалеет.(А.А.Толстой,бабушке)


У каждой души свой путь,и путь неизвестный,и только чувствуемый в глубине её.
***
Сестра Фета - Надежда Афанасьевна Борисова была душевнобольной.
***
Я знаю,что человек(то есть существо,которое живет свободно) в каждой вещи,в каждой мысли видит свое особенное,никем не видимое,и это только одно может привязать его до самопожертвования к делу.Я знаю,что такой человек знает по-своему свое место на свете и свою цену и цену своему делу;знаю,что иногда он не в силах рассказать всего,что знает,но знает твердо.Чтоы показать тебе только,как можно ошибаться,не допуская этого или забывая,скажу тебе только,в ответ на твои советы,что,по моему убежденью,в наши года и с нашими средствами,шлянье вне дома,или писанье повестей,приятных для чтения,одинаково дурно и неблагопристойно.В наши года,когда уж не одним путем мысли,а всем существом,всей жизнью дошел до сознанья бесполезности и невозможности отыскиванья наслажденья,когда почувствуешь,что то,что казалось мукой,сделалось единственной сущностью жизни - труд,работа,тогда неуместны и невозможны искания,тоски,недовольства собой,сожаленья и т.п. атрибуты молодости,не скажу нужно работать,а нельзя не работать ту работу,которой плоды в состоянии видеть настолько вперед ,чтобы вполне отдаваться работе.Кто пахать землю,кто учить молодежь быть честной и т.д.Самообольщение же так называемых художников,которое ты,льщу себя надеждой,допускаешь только из дружбы к приятелю(не понимая его),обольщение это для того,кто ему поддается,есть мерзейшая подлость и ложь.Всю жизнь ничего не делать и эксплуатировать труд и лучшие блага чужие,за то,чтобы потом воспроизвести их - скверно,ничтожно,может быть,есть уродство и пакость,которой я слишком много видел вокруг себя мерзких примеров,чтобы не ужаснуться...(Б.Н.Чичерину)
***
Прочел я "Накануне".Вот мое мнение:писать повести вообще напрасно,а еще тем более тем людям,которым грустно и которые не знают хорошенько,чего они хотят от жизни.Впрочем,"Накануне" много лучше "Дворянского гнезда",и есть в нем отрицательные лица превосходные - художник и отец.Другие же не только не типы,но даже замысел их,положение их не типическое,или уж они совсем пошлы.Впрочем,это всегдашняя ошибка Тургенева.Девица - из рук вон плоха...Вообще меня всегда удивляет в Тургеневе,как он с своим умом и поэтическим чутьем не умеет удержаться от банальности,даже до приемов...."Гроза" Островского же есть,по-моему,плачевное сочинение,а будет иметь успех.Не Островский и не Тургенев виноваты,а время.(А.А.Фету)
***
Сам И.С.Тургенев считал роман "Накануне" неудачным.
***
"Оставим мертвым хоронить мертвых",надо же куда-нибудь девать силы,которые еще есть,но нельзя уговорить камень,чтобы он падал наверх,а не вниз,куда его тянет.Нельзя смеяться шутке,которая наскучила,нельзя есть когда не хочется.К чему все,когда завтра начнутся муки смерти со всею мерзостью подлости,лжи,самообманыванья и кончатся ничтожеством,нулем для себя.Забавная штучка.Будь полезен,будь добродетелен,будь счастлив,покуда жив,говорят века друг другу люди да мы,и счастье,и добродетель,и польза состоят в правде,а правда,которую я вынес из 32 лет,есть та,что положение,в которое нас поставил кто-то,есть самый ужасный обман и злодеяние,для которого бы мы не нашли слов,ежели бы человек поставил бы другого человека в это положенье.Хвалите аллаха,бога,браму.Такой благодетель."Берите жизнь,какая она есть","Не бог,а вы сами поставили себя в это положенье".Как же!Я и беру жизнь,какова она есть,как самое пошлое,отвратительное и ложное состояние.А что поставил себя не я,в том доказательство,что мы столетия стараемся поверить,что это очень хорошо,но как только дойдет человек до высшей степени развития,перестает быть глуп,так ему ясно,что все дичь,обман,и что правда,которую все-таки он любит лучше всего,что эта правда ужасна.Что, как увидишь ее хорошенько,ясно,так очнешься и с ужасом скажешь,как брат:"Да что же это такое?"(А.А.Фету,после смерти брата Николая).
***
В мае 1861г между Толстым и Тургеневым произошла ссора.Причиной этой ссоры послужило резкое замечание Толстого в связи с рассказом Тургенева о том,как гувернантка заставляет его дочь(Полина,рождённая от связи с крепостной) с воспитательной целью заниматься благотворительностью,штопкой рваной одежды нищих.Толстой возразил,что "разряженная девушка,держащая на коленях грязные и зловонные лохмотья играет неискреннюю театральную сцену".Тургенев ответил резкостью,граничащей с грубостью.
После ссоры Тургенев тут же уехал в свое имение Спасское,а Толстой в имение П.И.Борисова - Новоселка.


"Надеюсь,что ваша совесть вам уже сказала,как вы не правы передо мной,особенно в глазах Фета и его жены.Поэтому напишите ине такое письмо,которое бы я мог послать Фетам.Ежели вы находите,что требование мое несправедливо,то известите меня."(И.С.Тургеневу)
***
Я не удержался,распечатал еще письмо от г.Тургенева в ответ на мое.
Желаю вам всего лучшего в отношении с этим человеком,но я его презираю,что я ему написал,и тем прекратил все сношения,исключая,ежели он захочет,удовлетворения.Несмотря на все мое видимое спокойствие,в душе у меня было неладно;и я чувствовал,что мне нужно было потребовать более положительного извинения от г-на Тургенева,что я и сделал в письме из Новоселок.Вот его ответ,которым я удовлетворился,ответив только,что причины,по которым я извиняю его,не противоположности натур,а такие,которые он сам может понять.Кроме того, по промедлению,я послал другое письмо довольно жесткое и с вызовом,на которое еще не получил ответа,но ежели и получу,то,не распечатав,возвращу назад.Итак,вот конец грустной истории,которая ежели перейдет порог вашего дома,то пусть перейдет и с этим дополнением.(А.А.Фету)


Не получив ответа на свое письмо и не дождавшись нарочного,Толстой написал новое письмо,не дошедшее до нас.По словам С.А.Толстой,Толстой в нем писал,что "не желает стреляться пошлым образом,т.е. что два литератора приехали с третьим литератором,с пистолетами,и дуэль бы кончилась шампанским,а желает стреляться по-настоящему,и просит Тургенева приехать в Богослов к опушке леса с ружьями".


Письмо Тургенева от 28 мая 1861г,в котором он повторил свои извинения и высказал согласие с решением Толстого об отказе от дуэли.
***
Милостивый государь,Вы называете в письме мой поступок БЕСЧЕСТНЫМ,кроме того,вы лично сказали мне,что вы "дадите мне в рожу",а я прошу у вас извинения,признаю себя виноватым - и от вызова отказываюсь.(И.С.Тургеневу,8 октября 1861г)


Этому письму предшествовало примирительное письмо Толстого к Тургеневу от 23 сентября 1861г,текст которого до нас не дошел.С.А.Толстая в своем дневнике рассказывает,что Толстой "написал Тургеневу письмо,в котором жалел,что их отношения враждебны,писал,что если я оскорбил вас,простите меня,мне невыносимо грустно думать,что я имею врага".
Это письмо было получено Тургеневым с большим запозданием,и,не зная о нем,он,в свою очередь,отправил резкое письмо от 26 сентября с обвинениями по адресу Толстого и требованиями удовлетворения.На это-то письмо отвечает Толстой.Кроме настоящего письма,им было послано еще одно,не дошедшее до нас,в котором содержалось утверждение,что обвинения Тургенева "вздор",а также отказ от дуэли.
***
Деятельность Толстого в качестве мирового посредника вызвала озлобление помещиков,так как во всех спорных случаях он защищал интересы крестьян.
***
Тургеневский роман меня очень занимал и понравился мне гораздо меньше,чем я ожидал("Отцы и дети").Главный упрек,который я ему делаю - он холоден,холоден,что не годится для тургеневского дарованья.Все умно,все тонко,все художественно,я соглашусь с вами,многое назидательно и справедливо,но нет ни одной страницы,которая бы была написана одним почерком с замиранием сердца,и потому нет ни одной страницы,которая бы брала за душу.Я очень жалею,что не согласен с вами и Ф.Тютчевым,но не согласен.Между прочим,во избежании недоразумений считаю нужным вам сообщить,что между мной и г-ном Тургеневым прерваны всякие личные сношения(П.А.Плетневу).
***
Как-то я писал вам о том,что нельзя искать тихого убежища в жизни,а надо трудиться,работать,страдать.Это все можно,но ежели бы можно было уйти куда-нибудь от этих разбойников с вымытыми душистым мылом щеками и руками,которые приветливо улыбаются.Я,право,уйду,коли еще поживу долго, в монастырь,не богу молиться - это не нужно,по-моему,а не видеть всю мерзость житейского разврата - напыщенного,самодовольного и в эполетах и кринолинах.Тьфу!Как вы,отличный человек,живете в Петербурге?Этого я никогда не пойму,или у вас уже катаракты на глазах,что вы не видите ничего(А.А.Толстой)
***
У Татьяны Андреевны Берс(сестры Софьи Андреевны,жены Толстого)был роман с С.Н.Толстым,братом Л.Н.Толстого,который не завершился браком потому,что у С.Н.Толстого была гражданская жена и дети.После разрыва с Т.А.Берс Сергей Николаевич официально женился на М.М.Шишкиной.
***
Я рад очень,что вы любите мою жену,хотя я её и меньше люблю моего романа,а всё-таки,вы знаете - жена.Ходит.Кто такой?Жена.(А.А.Фету)
***
Нет такого доброго дела,которое бы не было проиграно,как только рассердишься.(фр.посл.)
***
В "Дыме"(роман И.С.Тургенева) нет ни к чему почти любви и нет почти поэзии.Есть любовь только к прелюбодеянию легкому и игривому,и потому поэзия этой повести мне противна.Вы видите,- это то же,что вы пишите.Я боюсь только высказывать это мнение,потому что я не могу трезво смотреть на автора,личность которого я не люблю,но,кажется,мое впечатление общее всем.(А.А.Фету)
***
Знаете ли,что было для меня нынешнее лето?Неперестающий восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений,которых я никогда не испытывал.Я выписал все его сочинения и читал и читаю(прочел и Канта),и,верно,ни один студент в свой курс не учился так много и столь многое не узнал,как я в нынешнее лето.
Не знаю,переменю ли я когда мнение,но теперь я уверен,что Шопенгауэр гениальнейший из людей(впоследствии Толстой резко изменил свое отношение к Шопенгауэру и его философии,примечание).
Читая его,мне непостижимо,каким образом может оставаться имя его неизвестно.Объяснение только одно,- то самое,которое он так часто повторяет,что,кроме идиотов,на свете почти никого нет.(А.А.Фету)
***
Скоро после вас я на железной дороге встретил Тютчева,и мы 4 часа проговорили.Я больше слушал.Знаете ли вы его?Это гениальный,величавый и дитя старик.Из живых я не знаю никого,кроме вас и его,с кем бы я так одинаково чувствовал и мыслил...Мы одинаково видим то,что внизу и рядом с нами;но кто мы такие и зачем и чем мы живем и куда мы пойдем,мы не знаем и сказать друг другу не можем,и мы чуждее друг другу,чем мне или даже вам мои дети.Но радостно по этой пустынной дороге встречать этих чуждых путешественников.И такую радость я испытал,встретясь с вами и с Тютчевым.
***
Толстой очень высоко отзывался о "Повестях Белкина" А.С.Пушкина,неоднократно перечитывая их.
***
"Анну Каренину" Толстой написал в черновом варианте за неделю.
***
Сообществом с Тютчевым, я знаю,что вы довольны.Баратынский тоже не осрамит вас своей компанией;но Толстой - ужасен(А.К.Толстой,поэт).Я открыл его в разных местах,и одно хуже другого...
Баратынский настоящий,хотя мало красоты,изящества,но есть прекрасные вещи.Один стих:"Любить и лелеять недуг бытия" - стоит дороже всех драм Толстого.(А.А.Фету)
***
В жизни ложь гадка,но не уничтожает жизнь,она замазывает ее гадостью,но под ней всё-таки правда жизни,потому что чего-нибудь всегда кому-нибудь захочется,от чего-нибудь больно и радостно,но в искусстве ложь уничтожает всю связь между явлениями,порошком все рассыпается.(Н.Н.Страхову)
***
"Новь"(роман Тургенева) я прочел первую часть и вторую перелистывал.Не мог прочесть от скуки.Автор говорит:"Какое несчастье,что все здоровые дурны,а хорошие нездоровы".Одно,в чем он мастер такой,что руки отнимаются после него касаться этого предмета - это природа.Описания же людей,это все описания с описаний.(А.А.Фету)
***
Поэт Н.А.Некрасов умер 27 декабря 1877г.
***
Толстой навестил дочь Рылеева А.К.Пущину,жившую в родовом имении Пущиных - Кошелевке Тульской губернии.
***
Толстой опровергает одно из положений В.Соловьева в его лекциях по философии религии,напечатанных под заглавием "Чтения о богочеловечестве",согласно которому София есть премудрость божия,коллективная душа мира.
***
Иван Сергеевич!В последнее время,вспоминая о моих с вами отношениях,я,к удивлению своему и радости,почувствовал,что я к вам никакой вражды не имею.Дай бог,чтобы в вас было то же самое.По правде сказать,зная,как вы добры,я почти уверен,что ваше враждебное чувство ко мне прошло еще прежде моего.
Если так,то,пожалуйста,подадимте друг другу руку,и,пожалуйста,совсем до конца простите мне все,чем я был виноват перед вами.
Мне так естественно помнить о вас только одно хорошее,потому что этого хорошего было так много в отношении меня.Я помню,что вам я обязан своей литературной известностью,и помню,как вы любили и мое писанье и меня.Может быть,и вы найдете такие же воспоминания обо мне,потому что было время,когда я искренне любил вас.
Искренно,если вы можете простить меня,предлагаю вам всю ту дружбу,на которую я способен.В наши года есть одно только благо - любовные отношения с людьми.И я буду очень рад,если между нами они установятся.(И.С.Тургеневу)


Настоящее письмо - первое после ссоры между Толстым и Тургеневым.По свидетельству П.В.Анненкова,Тургенев плакал,читая это письмо.


Тургенев приехал в Ясную Поляну 2 сентября 1878г и пробыл до 4-го.Это было второе посещение Тургеневым Толстого после их примирения.
***
Как я ни люблю вас и верю что вы хорошо расположены ко мне,мне кажется,что и вы надо мной смеетесь.Поэтому не будем говорить о моих писаньях.И вы знаете,что каждый человек сморкается по-своему...В те 16 лет,которые мы не виделись,вы только сделались лучше во всех отношениях,даже в физическом.(И.С.Тургеневу)
***
Лунин(декабрист) дрался на дуэли с кавалергардом М.Ф.Орловым,будущим шефом жандармов.Лунин не стрелял,а Орлов первым выстрелом сбил шляпу Лунина,а вторым эполет,не ранив его.
***
Вы пишите,что трудно жить и работать в городе.Я даже не понимаю этого.Жить и работать в Петербурге или Москве - это для меня все равно,что жить в вагоне.(Н.Н.Страхову)
***
Тургенев провел в Ясной Поляне 2-4 мая 1880 г.Цель его приезда - убедить Толстого присутствовать при открытии памятника Пушкину в Москве.Толстой отказался участвовать в этих празднествах.
***
Страхов писал Толстому:"Видел я Достоевского и передал ему Вашу похвалу и любовь.Он очень был обрадован,и я должен был оставить ему листок из Вашего письма,заключающий такие дорогие слова.Немножко его задело Ваше непочтение к Пушкину...
***
Как бы я желал уметь сказать все,что я чувствую о Достоевском.Вы,описывая свое чувство,выразили часть моего.Я никогда не видел этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним,и вдруг,когда он умер,я понял,что он был самый близкий,дорогой,нужный мне человек.Я был литератор, и литераторы все тщеславны,завистливы,я,по крайней мере,такой литератор.И никогда мне в голову не приходило меряться с ним - никогда.Все,что он делал,было такое,что чем больше он сделает,тем лучше.Искусство вызывает во мне зависть,ум тоже,но дело сердца только радость.Я его так и считал своим другом,и иначе не думал,как то,что мы увидимся,и что теперь только не пришлось,но что это мое.И вдруг за обедом - я один обедал,опоздал - читаю:умер.Опора какая-то отскочила от меня.Я растерялся,а потом стало ясно,как он мне был дорог,и я плакал и теперь плачу.(Н.Н.Страхову)
***
10 июня 1881г Толстой вместе с учителем Яснополянской школы Д.Ф.Виноградовым и слугой С.П.Арбузовым пешком отправился в Оптину пустынь.19 июня они вернулись в Ясную Поляну.
***
9-10 июля 1881г Толстой провел у Тургенева в Спасском.
***
Единственный выход,который я вижу,-это жить хорошо - всегда ко всем поворачиваться доброй стороной.Но этого все еще не умею,как вы...я горяч,сержусь,негодую и недоволен собой.(И.Алексееву)
***
Письмо это читай одна.Никогда так,как теперь,не думал о тебе,так много,хорошо и совершенно чисто.Со всех сторон ты мне мила.
О Тургеневе всё думаю и ужасно люблю его,жалею,и все читаю.Я все с ним живу.(С.А.Толстой)
***
Мне кажется,вы были жертвою ложного,фальшивого отношения к Достоевскому,не вами,но всеми - преувеличения его значения и преувеличения по шаблону,возведения в пророка и святого,-человека,умершего в самом горячем процессе внутренней борьбы добра и зла.Он трогателен,интересен,но поставить на памятник в поучение потомству нельзя человека,который весь борьба.Из книги вашей я в первый раз узнал всю меру его ума.Чрезвычайно умен и настоящий.И я все так же жалею,что не знал его.(Н.Н.Страхову)
***
Очень сочувствую вашей работе и очень интересуюсь ей.Я ничего не пишу о Тургеневе,потому что слишком многое и все в одной связи имею сказать о нем.Я и всегда любил его;но после смерти только оценил его,как следует.Уверен,что вы видите значение Тургенева в том же,в чем и я,и потому очень радуюсь вашей работе.Не могу,однако,удержаться не сказать то,что я думаю о нем.Главное в нем это правдивость.По-моему,в каждом произведении словесном,есть три фактора:1)кто и какой человек говорит 2)как? - хорошо или дурно он говорит и 3) говорит ли он то,что думает,и совершенно то,что чувствует.Различные сочетания этих факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой.Тургенев прекрасный человек(не очень глубокий,очень слабый,но добрый,хороший человек),который хорошо говорит всегда то самое,то,что он думает и чувствует.Редко сходятся так благоприятно эти три фактора,и больше нельзя требовать от человека,и потому воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное.Он жил,искал и в произведениях своих высказывал то,что он нашел - все,что нашел.Он не употреблял свой талант(уменье хорошо изображать) на то,чтобы скрывать свою душу,как это делали и делают,а на то,чтобы всю ее выворотить наружу.Ему нечего было бояться.По- моему, в его жизни и произведениях есть три фазиса:1)вера в красоту(женскую любовь - искусство).Это выражено во многих и многих его вещах 2)сомнение в этом и сомнение во всем.И это выражено и трогательно,и прелестно в "Довольно"3)не формулированная,как будто нарочно из боязни захватать ее,не формулированная,двигавшая им и в жизни и в писаниях,вера в добро - любовь и самоотвержение,выраженная всеми его типами...Много ещё хотелось бы сказать про него.(А.Н.Пыпину)
***
Я утром прочел "Макбета"(Шекспира) с большим вниманьем - балаганные пьесы,писанные умным и памятливом актером,который начитался умных книг,- усовершенствованный разбойник Чуркин(в "Московском вестнике" печатался в то время роман "Разбойник Чуркин").(С.А.Толстой)
***
У меня есть семья,дети,друзья,к несчастью есть еще публика русская,которая интересуется моими взглядами на жизнь.Скажите,пожалуйста,что мне делать?Не высказывать своих взглядов,пока они не установились,пока я не знаю твердо,что я так верю и умру в своей вере и за свою веру?Я так точно и делал.Теперь же,когда я верю всеми силами души в то,что я считаю истиной,что мне делать,когда меня спрашивают,во что я верю?Скрывать свою веру?Скрывать потому,что моя вера несогласна с царствующей верой,потому что мне неприятно,тяжело и опасно высказывать ее?Ясно,что я обязан сказать,во что я верю,чтобы не было никаких недоразумений и чтобы не могли люди употреблять мой авторитет(который вы признаете) на то,чтобы поддерживать то,во что я верю.Я это самое и сделал.Теперь вы говорите,что я учительствую.Это несправедливо.Весь смысл моих писаний тот,что я высказываю свою,свою личную веру и не только не говорю,что помимо моей веры нет спасения,но признаю,что всякая вера хороша,если она искренна,и непременно соединяет нас в делах любви.Я говорю только то,чему я верю и чему не верю,и почему не верю.Я часто удивляюсь раздражению,которое вызывает мое исповедание веры.Почему протестантизм,унитарьянство,магометанство не вызывают такого раздражения.Я бы очень рад был,если бы вы были одной веры со мной;но если вы другой веры,то я очень понимаю,как сделалось то,что вы другой веры,и ваше различие со мной не может раздражать меня.Раздражение же против меня особенно жестоко.Вы вникните немножко в мою жизнь.Все прежние радости моей жизни,я всех их лишился.Всякие утехи жизни - богатства,почестей,славы,всего этого у меня нет.Друзья мои,семейные даже,отворачиваются от меня.Одни - либералы и естетики считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя;другие - революционеры,радикалы считают меня мистиком,болтуном;правительственные люди считают меня зловредным революционером;православные считают меня диаволом.Признаюсь,что это тяжело мне,не потому,что обидно,а тяжело то,что нарушается то,что составляет главную цель и счастье моей жизни - любовное общение с людьми:оно труднее,когда всякий налетает на тебя с злобой и упреком.И потому,пожалуйста,смотрите на меня,как на доброго магометанина,тогда все будет прекрасно.(А.А.Толстой)
***
Я 40 лет работал над собой,чтобы из тумана философских воззрений и религиозных ощущений выработать ясные и определенные взгляды на явления жизни - моей самой близкой,ежедневной моей жизни для того,чтобы знать,что хорошо и что дурно.А вы хотите меня уверить,что гораздо выгоднее напустить опять того тумана,от которого я 40 лет освобождался,- тумана философии и любви вообще,возвышенной христианской любви для того,чтобы не видать опять различия между добрым и злым,и спокойно пользоваться трудами других людей,есть плоть и кровь людей,утешаясь возвышенными словами.Нет,это не годится.Если христианское учение и любовь(которую я ненавижу,потому что это стало фарисейским словом) ведет к тому,чтобы спокойно курить папиросы и ездить в концерты и театры,и спорить о Спенсере и Гегеле,то пропади оно совсем такое учение и такая любовь...Простите за резкость.(Л.Е.Оболенскому)
***
Репину,если увидите,скажите,что я всегда любил его,но это лицо Христа связало меня с ним теснее,чем прежде.Я вспомню только это лицо и руку,и слезы навертываются(речь идет о литографическом переиздании в России картины французского художника Бугро "Бичевание Христа",в которой фигура Христа цензурой российской была запрещена,была просьба к И.Е.Репину переписать эту фигуру,что он и сделал;картина стала называться "Страдания Господа нашего Иисуса Христа").
***
В последнем письме я писал вам,что мне хорошо;а теперь,отвечая на 2-е письмо ваше из Англии,полученное вчера,мне нехорошо.Письменная работа нейдет,физическая работа почти бесцельная,то есть не вынужденная необходимостью,отношений с окружающими меня людьми почти нет,приходят нищие,я им даю гроши,и они уходят,и на моих глазах в семье идет вокруг меня систематическое развращение детей,привешиванье жерновов к их шее.Разумеется,я виноват,но не хочу притворяться перед вами,выставлять спокойствие,которого нет.Смерти я не боюсь,даже желаю ее.Но это-то и дурно;это значит,что я потерял ту нить,которая дана мне богом для руководства в этой жизни и для полного удовлетворения.Я путаюсь,желаю умереть,приходят планы убежать или даже воспользоваться своим положением и перевернуть всю жизнь.Все это только показывает,что я слаб и скверен,а мне хочется обвинять других и видеть в своем положении что-то исключительно тяжелое.Мне очень тяжело вот уже дней 6,но утешение одно - я чувствую,что это временное состояние,мне тяжело,но я не в отчаянии,я знаю,что я найду потерянную нить,что бог не оставил меня,что я не один.Но вот в такие минуты чувствуешь недостаток близких живых людей - той общины,той церкви,которая есть у пашковцев(секта созданная полковником Пашковым),у православных.Как бы мне теперь хорошо было передать мои затруднения на суд людей,верующих в ту же веру,и сделать то,что сказали бы мне они.Есть времена,когда тянешь сам и чувствуешь в себе силы,но есть времена,когда хочется не отдохнуть,а отдаться другим,которым веришь,чтобы они направляли.Все это пройдет.И если буду жив,напишу вам,как и когда это пройдет...Когда я сам себя жалоблю,я говорю себе:неужели так и придется мне умереть,не прожив,хоть один год вне того сумасшедшего безнравственного дома,в котором я теперь принужден страдать каждый час,не прожив хоть одного года по-человечески разумно,то есть в деревне не на барском дворе,а в избе,среди трудящихся,с ними вместе трудясь по мере своих сил и способностей,обмениваясь трудами,питаясь и одеваясь,как они,и смело,без стыда,говоря всем ту Христову истину,которую знаю.Я хочу быть с вами откровенен и говорю вам все,но так я думаю,когда я себя жалоблю,но тотчас же я поправляю это рассуждение и теперь делаю это.Такое желание есть желание внешних благ для себя - такое же,как желание дворцов,и богатства,и славы,и потому оно не божие.Это желание ставит палочку поперечную креста поперек(Толстой имеет в виду символическое толкование креста,согласно которому длинная палочка означает волю божию,а короткая - волю человека..Из несовпадения действий человека с божьей волей получается крест),это недовольство теми условиями,в которые поставил меня бог,это неверное исполнение посланничества.Но дело в том,что теперь я,как посланник,в сложном и затруднительном положении и не знаю иногда,как лучше исполнить волю пославшего..Буду ждать разъяснений.Он никогда не отказывал в них и всегда давал их вовремя.(В.Г.Черткову,июнь 1885г)
***
Причина моей тоски и физическая,должно быть,и нравственная:вчера был с детьми Таней и Левой разговор по случаю раздела.Я застал их на том,что они напали на Машу,упрекая ее в том,что она отказывается от своей части.И мне было очень грустно.Я никого не обижал,не сердился,но не люблю.И тяжело.(В.Г.Черткову)


В июле 1892г по требованию Толстого должно было состояться юридическое оформление раздельного акта,по которому вся его недвижимая собственность передавалась во владение С.А.Толстой и его детей.Все имущество было разделено между всеми детьми,за исключением Марии Львовны,отказавшейся от своей доли.
***
Всегда страшно,когда близок к смерти,я говорю это про себя,потому что все больше и больше чувствую это,что достанешь из мешка всякий хлам,воображая что это и это нужно людям,и вдруг окажется,что забыл и не вытряхнул забившееся в уголок самое важное и нужное.И мешок отслуживший бросят в навоз,и пропадет в нем задаром то одно хорошее,что было в нем.Ради бога,не думайте,что это какое-нибудь ложное смирение.Нашему брату,пользующемуся людской славой,легче всего подпасть этой ошибке:уверишься,что то,что люди хвалят в тебе,есть то самое,что нужно богу,а это нужное богу так и останется и сопреет.
Так вот это страшно всем нам,старым людям,я думаю,и вам.И потому жутко перед смертью и надо шарить хорошенько по всем углам.А у нас еще много там сидит хорошего.(Н.С.Лескову)
***
Очень рад,что вы цените деятельность Ге и понимаете ее.По моему мнению,это был не то что выдающийся русский художник ,а это один из великих художников,делающих эпоху в искусстве.Разница наших с вами воззрений на него та,что для вас та христианская живопись,которой он посвящал исключительно свою деятельность,представляется одним из многих интересных исторических сюжетов,для меня же,как это было и для него,христианское содержание его картин было изображение тех главных,важнейших моментов,которые переживает человечество,потому что движется вперед человечество только в той мере,в которой оно исполняет ту программу,которая поставлена ему Христом и которая включает в себя всю,какую хотите,интеллектуальную жизнь человечества.Это мое мнение отчасти и отвечает на ваш вопрос,почему я говорю о Христе.Не говорить о Христе,говоря о жизни,человечестве,и о тех путях,по которым оно должно идти,и о требованиях нравственности для отдельного человека,все равно,что не говорить о Копернике или Ньютоне,говоря о небесной механике.О боге же я говорю,потому что это,понятно,самое простое,точное и необходимое,без которого говорить о законах нравственности и добра так же невозможно,как говорить о той же небесной механике,не говоря о силе притяжения,которая сама по себе не имеет ясного определения.Так же,как Ньютон,для того,чтобы объяснить движение тел,должен был сказать,что есть что-то похожее на притяжение тела - как бы притягиваются(лат.),так и Христос и всякий мыслящий человек не может не сказать,что есть что-то такое,от чего произошли мы и всё,что существует,и как будто по воле которого всё и мы должны жить.Вот это есть бог - понятие очень точное и необходимое.Избегать же этого понятия нет никакой надобности,и такой мистический страх перед этим понятием вдет к очень вредным суевериям.(В.В.Стасову)
***
На днях я,чтобы поверить свое суждение о Шекспире,смотрел "Короля Лира" и "Гамлета",и если во мне было хоть какое-нибудь сомнение в справедливости моего отвращения к Шекспиру,то сомнение это совсем исчезло.Какое грубое,безнравственное,пошлое и бессмысленное произведение - "Гамлет".Все основано на языческой мести,цель одна - собрать как можно больше эффектов,нет ни складу,ни ладу.Автор так был занят эффектами,что не позаботился даже о том,чтобы придать главному лицу какой-нибудь характер,и все решили,что это гениальное изображение бесхарактерного человека.Никогда я с такой очевидностью не понимал всю беспомощность в суждениях толпы,и как она может себя обманывать.(Н.Н.Страхову)
***
Ужасно больно и унизительно стыдно,что чуждый совсем и ненужный и ни в каком смысле не интересный человек руководит нашей жизнью,отравляет последние года или год нашей жизни,унизительно и мучительно,что надо справляться,когда,куда он едет,какие репетиции когда играет.
Это ужасно,ужасно,отвратительно и постыдно.И происходит это именно в конце нашей жизни - прожитой хорошо,чисто,именно тогда,когда мы все больше и больше сближались,несмотря на все,что могло разделять нас.Это сближение началось давно,еще до Ванечкиной смерти,и становилось все теснее и теснее и особенно последнее время,и вдруг вместо такого естественного,доброго,радостного завершения 35-летней жизни,эта отвратительная гадость,наложившая на все свою ужасную печать.Я знаю,что тебе тяжело и что ты тоже страдаешь,потому что ты любишь меня и хочешь быть хорошею,но ты до сих пор не можешь,и мне ужасно жаль тебя,потому что я люблю тебя самой хорошей не плотской и не рассудочной,а душевной любовью.
Письмо это уничтожь...Зачем я пишу?Во 1-х,чтобы высказаться,облегчить себя,и,во 2-х и главное,чтобы сказать тебе,напомнить тебе о всем значении тех ничтожных поступков,из которых складывается то,что нас мучает,помочь тебе избавиться от того ужасного загипнотизированного состояния,в котором ты живешь.
Кончиться это может невольно чьей-нибудь смертью,и это,во всяком случае,как для умирающего,так и для остающегося,будет ужасный конец,и кончиться может свободно,изменением внутренним,которое произойдет в одном из нас.Изменение это во мне произойти не может:перестать видеть то,что я вижу в тебе,я не могу,потому что ясно вижу твое состояние;отнестись к этому равнодушно тоже не могу.Для этого - чтоб отнестись равнодушно,я должен сделать крест над всей нашей прошедшей жизнью,вырвать из сердца все те чувства,которые есть к тебе.А этого я не только не хочу,но не могу.Стало быть,остается одна возможность,та,что ты проснешься от этого страшного сомнамбулизма,в котором ты ходишь,и вернешься к нормальной,естественной жизни.Помоги тебе в этом бог.Я же готов помогать тебе всеми своими силами,а ты меня учи,как?(С.А.Толстой)


О своих сложных отношениях к композитору С.И.Танееву,который часто бывал в доме Толстых в Москве и лето 1895 и 1896гг прожил в Ясной Поляне,С.А.Толстая описала в неопубликованной автобиографии "Моя жизнь":"Отравившись музыкой и выучившись ее слушать,я уже не могла без нее жить;абонировалась в концерты,слушала ее,где только могла,и сама начала брать уроки.Но сильней ,лучше всех на меня действовала музыка Танеева,который первый научил меня своим прекрасным исполнением слушать и любить музыку...Личность Танеева во всем моем настроении была почти ни при чем".
Отношение С.А.Толстой к Танееву,ее повышенный интерес к нему как к музыканту,экзальтированное восприятие его музыки,потребность в его обществе были неприятны Толстому и вызвали у него тяжелые переживания.
***
Главное же то,что как индусы под 60 лет уходят в леса,как всякому старому религиозному человеку хочется последние года своей жизни посвятить богу,а не шуткам и каламбурам,сплетням,теннису,так и мне,вступая в свой 70-й год,всеми силами души хочется этого спокойствия,уединения,и хоть не полного согласия,но не кричащего разногласия своей жизни с своими верованиями,с своей совестью.
Если бы открыто сделал это,были бы просьбы,осуждения,споры,жалобы,и я бы ослабел,может быть,и не исполнил бы своего решения,а оно должно быть исполнено.И потому,пожалуйста,простите меня,если мой поступок сделает вам больно,и в душе своей,главное ты,Соня,отпусти меня добровольно и не ищи меня,и не сетуй на меня,не осуждай меня.
То,что я ушел от тебя,не доказывает того,чтобы я был недоволен тобой.Я знаю,что ты не могла,буквально не могла и не можешь видеть и чувствовать,как я,и потому не могла и не можешь изменять свою жизнь и приносить жертвы ради тог,чего не сознаешь.И потому я не осуждаю тебя,а напротив,с любовью и благодарностью вспоминаю длинные 35 лет нашей жизни,в особенности первую половину этого времени,когда ты,с свойственным твоей натуре материнским самоотвержением,так энергически и твердо несла то,к чему считала себя призванной.Ты дала мне и миру то,что могла дать,дала много материнской любви и самоотвержения,и нельзя не ценить тебя за это.Но в последнем периоде нашей жизни,последние 15 лет мы разошлись.Я не могу думать,что я виноват,потому что знаю,что изменился я не для себя,не для людей,а потому что не могу иначе.Не могу и тебя обвинять,что ты не пошла за мной,а благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то,что ты дала мне.Прощай,дорогая Соня. Любящий тебя Лев Толстой.(С.А.Толстой,июль 1897г)


Письмо не было передано Толстым жене,а спрятано под обивку одного из кресел,стоявших в его кабинете.Будучи опасно больным в 1901-1902гг.,он попросил Марию Львовну вынуть письмо и сделать на конверте надпись:"Вскрыть через пятьдесят лет после моей смерти,если кому-нибудь интересен эпизод моей биографии".Толстой выздоровел,и его поручение не было выполнено.В мае 1907г. Толстой изъял это письмо,сделал на нем собственноручную надпись:"Если не будет особого от меня об этом письме решения,то передать его после моей смерти Софье Андреевне",и передал его Н.Л.Оболенскому,который эту просьбу выполнил.
***
...Чем более живу,тем более убеждаюсь в несомненности того,что простота,бедность,одиночество,скука жизни есть всегдашний признак важности,серьезности,плодотворности жизни,и напротив,сложность,богатство,общественность,веселие жизни - признак ее ничтожности.Сижу здесь один:немного пишу,делаю пасьянсы,разговариваю с Александром Петровичем(Иванов,переписчик рукописей Толстого),и тем,кто зайдет,читаю пустяки,хожу один по комнате и знаю,чувствую,что жизнь моя оставляет след во мне,а потому,наверное,и в ком-нибудь другом.А в Москве,в Лондоне интереснейшие события,книги,собеседники,заседания,прения,полнота,как будто,жизни через край,а она пустая и дай бог,чтобы только пустая,а то еще и скверная.Жизнь та,которая в нас,такое великое,святое дело,что только не нарушать его святости,не мутить - быть как дети,- и жизнь будет плодотворна и удовлетворяющая.(П.А.Буланже)
***
Толстой весь свой гонорар отдал в помощь духоборам,которых жестоко преследовало правительство за их веру,которая преследовалась.Они были выселены на Кавказ и жили в ужасных условиях.(Духоборы,Менониты,Назарены - секты не признававшие военной службы).
***
Вы говорите про старость.Я тоже чувствую ее приближение,и мне кажется,что то ослабление жизнедеятельности,которое мы чувствуем здесь,не есть уменьшение жизни,а только начинающийся уже переход в ту жизнь,которой мы еще не сознаем.Когда же мы умрем,мы вдруг сознаем ее.(Я.П.Полонскому)
***
Ваше Высочество,Тот самый писатель Горький(настоящее имя его Алексей Максимович Пешков),о котором мы в прошлом году говорили с вами и писания которого вам особенно понравились,находится теперь в ужасном положении:он вырван из семьи,от находящейся в последней степени беременности жены,и,болной туберкулезом легких,посажен без суда в нижегородский,ужасный по своим антигигиеническим условиям,острог...Я уверен,что вы не упустите случая сделать доброе дело.(Принцу П.А.Ольденбургскому)


Принц П.А.Ольденбургский посетил Толстого в Москве в начале 1900г.26 мая 1901 г он сообщил письмом Толстому,что Горький освобожден из тюрьмы и находится под домашним арестом.
***
Сын Толстого Андрей пил,курил,кутил и не слушал наставлений отца.Он купил имение Таптыково в 18 км от Ясной Поляны.
***
Любезный брат,такое обращение я счел уместным потому,что обращаюсь к вам в этом письме не только как к царю,сколько как к человеку - брату.Кроме того еще и потому,что пишу вам как бы с того света,находясь в ожидании близкой смерти.Мне не хотелось умереть,не сказав вам того,что я думаю о вашей теперешней деятельности и о том,какою она могла бы быть,какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и вам и какое большое зло она может принести людям и вам,если будет продолжаться в том же направлении,в котором идет теперь.
Треть России находится в положении усиленной охраны,то есть вне закона.Армия полицейских - явных и тайных - все увеличивается.Тюрьма,места ссылки и каторги переполнены...
Цензура дошла до нелепостей запрещений,до которых она не доходила в худшее время 40-х годов.
Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки,как теперь,и становятся все жестче и жестче и чаще.
Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа.Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития,и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.
...народ нищает с каждым годом,так что голод стал нормальным явлением.
И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему.
И причина всего этого,до очевидности ясная,одна:та,что помощники ваши уверяют вас,что,останавливая всякое движение жизни в народе,они этим обеспечивают благоденствие этого народа и ваше спокойствие и безопасность.Но ведь скорее можно остановить течение реки,чем установленное богом всегдашнее движение вперед человечества.Понятно,что люди,которым выгоден такой порядок вещей и которые в глубине души своей говорят:"После нас хоть потоп",могут и должны уверять вас в этом;но удивительно,как вы,сободный,ни в чем не нуждающийся человек,и человек разумный и добрый,можете верить им и,следуя их ужасным советам,делать или допускать делать столько зла ради такого неисполнимого намерения,как остановка вечного движения человечества от зла к добру,от мрака к свету.
Из отчетов обер-прокурора синода вы можете видеть,что наиболее духовно развитые люди народа,несмотря на все невыгоды и опасности,которым они подвергаются,отступая от православия,с каждым годом все больше и больше переходят в так называемые секты.
Если справедливо то,что народу свойственно православие,то незачем так усиленно поддерживать эту форму верования и с такою жестокостью преследовать тех,которые отрицают ее.
Вас,вероятно,приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию и его представителю - царю то,что везде при встречах в Москве и других городах толпы народа с криками "ура" бегут за вами.Не верьте тому,чтобы это было выражение преданности вам,- это толпа любопытных,которая побежит точно так же за всяким непривычным зрелищем.Часто же эти люди,которых вы принимаете за выразителей народной любви к вам,суть не что иное,как полицией собранная и подстроенная толпа,долженствующая изображать преданный вам народ,как это,например,было с вашим дедом в Харькове,когда собор был полон народа,но весь народ состоял из переодетых городовых.
Мерами насилия можно угнетать народ,но нельзя управлять им.
...нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды,исполнить те из них,которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия,а большинству его,массе рабочего народа.
... И вот это-то уничтожение права земельной собственности и есть,по моему мнению,та ближайшая цель,достижение которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.
Как ни велика ваша ответственность за те годы вашего царствования,во время которых вы можете сделать много доброго и много злого,но еще больше ваша ответственность перед богом за вашу жизнь здесь,от которой зависит ваша вечная жизнь и которую бог дал вам не для того,чтобы предписывать всякого рода злые дела или хотя участвовать в них и допускать их,а для того,чтобы делать не зло,а добро людям.
Подумайте об этом не перед людьми,а перед богом и сделайте то,что вас скажет бог,то есть ваша совесть.
Простите меня,если я нечаянно оскорбил или огорчил вас тем,что написал в этом письме.Руководило мною только желание блага русскому народу и вам.Достиг ли я этого - решит будущее,которого я по всем вероятиям,не увижу.Я сделал то,что считал своим долгом.
Истинно желающий вам истинного блага брат ваш Лев Толстой.(Николаю-II,16 января 1902г)
***
Ник.Вас.Орлов,художник,прислал Толстому фотографию со своей картины "Недоимка".
***
Да,вероятно,мы уже больше в этом мире не увидимся;так богу угодно,стало быть,это хорошо.Не думаю тоже,чтобы мы увидались там так,как мы разумеем свидание,но думаю и вполне уверен,что и в той жизни все то доброе,любовное и хорошее,которое вы мне дали в этой жизни, останется со мною,может быть,такие же крохи от меня останутся и у вас.Вообще,приближаясь к неизбежному и хорошему пределу,я чувствую,что чем определеннее мои представления о том,что будет там,тем я менее верю в них,и,напротив,чем неопределеннее,тем вера в то,что жизнь не кончается здесь,а начинается новая и лучшая там,сильнее и тверже.Так что все сводится к вере в благость божью,- все,что у него и от него,все то благо.Что как я от него исшел,родившись,так к нему иду,умирая,и что,кроме хорошего,от этого ничего быть не может."В руки твои предаю дух мой".(А.А.Толстой)
***
Глубоко потрясенные совершенным в Кишиневе злодеянием,мы выражаем наше болезненное сострадание невинным жертвам зверства толпы,наш ужас перед этим зверством русских людей,невыразимое омерзение и отвращение к подготовителям и подстрекателям толпы и безмерное негодование против попустителей этого ужасного дела.(Н.И.Стороженко,27 апреля 1903г))


Стороженко просил подписать коллективную телеграмму городскому голове г.Кишинева,в котором произошел еврейский погром,вызвавший возмущение передовой России.
***
Дневники мои я не даю кому попало переписывать,потому что они слишком ужасны по своей мерзости.На зато особенно интересны,и я сообщу их вам.Среди бездны грязи там есть признаки стремления на чистый воздух.Я непременно сообщу их вам.Самый светлый период моей жизни дала мне не женская любовь,а любовь к людям,к детям.Это было чудное время особенно среди мрака предшествующего.(П.И.Бирюкову)
***
В.Г.Чертков ,по согласию Толстого,имел право после его смерти распоряжаться всеми его рукописями вместе с женой Толстого.
***
Так вот что я думаю:я радуюсь на революцию,но огорчаюсь на тех,которые,воображая,что делают ее,губят ее.Уничтожит насилие старого режима только неучастие в насилии,а никак не новые и нелепые насилия,которые делаются теперь.(В.В.Стасову)
***
Я совершенно согласен с вами относительно Шелли.Он не дал того,что мог бы дать,и,конечно,дал бы миру.У него были самые возвышенные стремления,и он был всегда искренен и смел.Рад был узнать,что вы согласны с моим мнением о достоинствах сочинений Шекспира.(Э.В.Эллису)


Толстой отвечает на письмо англичанина Э.В.Эллиса от 29 ноября 1906г, в котором тот писал:"Позвольте мне,незнакомому вам человеку,выразить свое восхищение вашей превосходной статьей о Шекспире...Я вполне согласен со всем,что вы говорите,и хотел бы,если вам угодно,переговорить с вами об этом вопросе.Лично я считаю Шелли величайшим поэтом Англии...
***
Судить о вкусных кушаньях,приятных запахах,вообще приятных ощущениях может всякий,но для суждения о художественных произведениях нужно художественное чувство,очень неравномерно распределенное.Определяет же достоинство художественных произведений толпа ,печатающая и читающая.В толпе же всегда больше людей и глупых и тупых к искусству,и потому и общественное мнение об искусстве всегда самое грубое и ложное.Так это всегда было и так в особенности в наше время,когда воздействие печати все более и более объединяет тупых и к мысли и к искусству людей..Так теперь в искусстве - в литературе,в музыке,в живописи - это дошло до поразительных примеров успеха и восхваления произведений,не имеющих никакого ни художественного,ни еще менее здравого смысла.Я не хочу называть имен,но если вы следите за теми дикими проявлениями душевной болезни,которая в наше время называется искусством,вы сами назовете имена и произведения.
И потому я не только не ожидаю того,чтобы могла уничтожиться ложная слава Шекспира и древних(не хочу их называть,чтобы не раздражать людей),но ожидаю и вижу установление точно такой же славы новых Шекспиров,основанное только на глупости и тупости людей печати и людей большой публики.Жду даже того,что этот упадок общего уровня разумности будет становиться все больше и больше не только в искусстве,но и во всех других областях:и в науке,и в политике,и в особенности в философии(Канта никто уже не знает,знают Ницше) - и дойдет до всеобщего краха падения той цивилизации,в которой мы живем,такого же,каково было падение египетской,вавилонской,греческой,римской цивилизации.
Психиатры знают,что когда человек начинает много говорить,говорить,не переставая,обо все на свете,ничего не обдумывая и только спеша как можно больше сказать слов в самое короткое время,знают,что это дурной и верный признак начинающейся или уже развившейся душевной болезни...Наш,так называемый, цивилизованный мир находится в этом опасном и жалком положении.(Е.Рейхелю)
***
Причина,почему декаденство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том,что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве.Это условие отсутствует в декаденстве.Их поэзия,их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей,каковы они сами.Истинное же искусство захватывает самые широкие области,захватывает сущность души человека.И таково было всегда высокое и настоящее искусство.(М.Лоскутову)
***
Просьба моя в том,чтобы вы прекратили этот затеянный юбилей,который, кроме страдания и хуже чем страдания - дурного поступка с моей стороны,не доставит мне ничего иного.Вы знаете,что и всегда,а особенно в мои года,когда так близок к смерти,-вы узнаете это,когда состаритесь,-нет ничего дороже любви людей.И вот эта-то любовь,я боюсь,будет нарушена этим юбилеем.Я вчера получил письмо от княжны Дондуковой-Корсаковой,которая пишет мне,что все православные люди будут оскорблены этим юбилеем.Я никогда не думал про это,но то,что она пишет,совершенно справедливо.Не у одних этих людей,но и у многих других людей вызовет чувство недоброе ко мне.А это мне самое больное.Те,кто любят меня,я знаю их,и они меня знают,но для них,для выражения их чувств не нужно никаких внешних форм.Так вот вам моя просьба:сделайте,что можете,чтобы уничтожить этот юбилей и освободить меня.Навеки вам буду очень, очень благодарен.(М.А.Стаховичу)


В связи с предстоящим 28 августа 1908г восьмидесятилетием Толстого предполагались большие торжества,которые должны были превратиться в национальное и всемирное торжество.Толстой отказался от них.Комитет почина этих торжеств сложил с себя полномочия,но продолжил их в качестве организатора впоследствии Общества Толстовского музея.
***
Мое отношение к тебе и моя оценка тебя такие:как я смолоду любил тебя,так я,не переставая,несмотря на разные причины охлаждения,любил и люблю тебя.Причины охлаждения эти были,во-первых, все большее и большее удаление мое от интересов мирской жизни и мое отвращение к ним,тогда как ты не хотела и не могла расстаться,не имея в душе тех основ,которые привели меня к моим убеждениям,что очень естественно и в чем я не упрекаю тебя;во-вторых,характер твой в последние годы все больше и больше становился раздражительным,деспотичным и несдержанным;в-третьих,главная причина была роковая та,в которой одинаково не виноваты ни ты ни я,-это наше совершенно противуположное понимание смысла и цели жизни.
Оценка же моя твоей жизни со мной такая:я,развратный,глубоко порочный в половом отношении человек,уже не первой молодости,женился на тебе,чистой,хорошей,умной 18-летней девушке,и,несмотря на это мое грязное,порочное прошедшее,ты почти 50 лет жила со мной,любя меня,трудовой,тяжелой жизнью,рожая,кормя,воспитывая,ухаживая за детьми и за мною,не поддаваясь тем искушениям,которые так легко могли захватить всякую женщину в твоем положении,сильную,здоровую,красивую.Но ты прожила так,что я ни в чем не имею упрекнуть тебя.За то же,что ты не пошла за мной в моем исключительном духовном движении,я не могу упрекать тебя и не упрекаю,потому что духовная жизнь каждого человека есть тайна этого человека с богом,и требовать от него другим людям ничего нельзя.И если я требовал от тебя,то я ошибался и виноват в этом.
Я бы мог продолжать жить так,если бы я мог спокойно переносить твои страдания,но я не могу.
...если ты не примешь этих условий доброй,мирной жизни,то я беру назад свое обещание не уезжать от тебя.Я уеду...уеду непременно,потому что дальше так жить,как мы живем теперь невозможно.(С.А.Толстой)


С.А.Толстая забрала у Черткова Дневники Толстого и была с ним в непримиримых отношениях,чем сильно растраивала Толстого,который хотел,чтобы В.Г.Чертков распоряжался его рукописями.
***
Разница жизни христианских народов от всех других людей только в том,что в христианском мире закон любви был выражен так ясно и определенно,как не был выражен ни в каком другом религиозном учении,и что люди христианского мира торжественно приняли этот закон и вместе с тем разрешили себе насилие и на насилии построили свою жизнь.И потому вяс жизнь христианских народов есть сплошное противоречие между тем,что они исповедуют,и тем,на чем строят свою жизнь:противоречие между любовью,признанной законом жизни,и насилием,признаваемым даже необходимостью в разных видах,как власть правителей,суды и войска,признаваемым и восхваляемым.Противоречие это все росло вместе с развитием людей христианского мира и в последнее время дошло до последней степени.Вопрос теперь стоит,очевидно,так:одно из двух:или признать то,что мы не признаем никакого религиозно-нравственного учения и руководимся в устройстве нашей жизни одной властью сильного,или то,что все наши,насилием собираемые,подати,судебные и полицейские учреждения и,главное,войска должны быть уничтожены.
Нынче весной на экзамене закона божия одного из женских институтов Москвы законоучитель,а потом и присутствующий архиерей спрашивали девиц о заповедях и особенно о шестой.На правильный ответ о заповеди архиерей обыкновенно задавал еще вопрос:всегда ли во всех случаях запрещается законом божиим убийство,и несчастные,развращенные своими наставниками девицы должны были отвечать,что не всегда,что убийство разрешено на войне и при казнях преступников.Однако,когда одной из несчастных девиц этих(то,что я рассказываю,не выдумка,а факт,переданный мне очевидцем) на ее ответ был задан тот же обычный вопрос:всегда ли греховно убийство?она,волнуясь и краснея,решительно ответила,что всегда,а на все обычные софизмы архиерея отвечала решительным убеждением,что убийство запрещено и в Ветхом Завете,и запрещено Христом не только убийство,но и всякое зло против брата.И,несмотря на все свое величие и искусство красноречия,архиерей замолчал,и девушка ушла победительницей!(Мохандасу Ганди)
***
Михаил Петрович,В связи с тем,что я говорил вам перед вашим уходом(в разговоре с ним Толстой сообщил о своем желании уйти из Ясной Поляны),обращаюсь к вам еще с следующей просьбой:если бы действительно случилось то,чтобы я приехал к вам,то не могли бы вы найти мне у вас в деревне хотя бы самую маленькую,но отдельную и теплую хату,так что вас с семьей я бы стеснял самое короткое время.Еще сообщаю вам то,что если бы мне пришлось телеграфировать вам,то я телеграфировал бы вам не от своего имени,а от Т.Николаева.
Имейте в виду,что все это должно быть известно только вам одним.(М.П.Новикову)
***
Отъезд мой огорчит тебя.Сожалею об этом,но пойми и поверь,что я не мог поступить иначе.Положение мое в доме становится,стало невыносимым.Кроме всего другого,я не могу более жить в тех условиях роскоши,в которых жил,и делаю то,что обыкновенно делают старики моего возраста:уходят из мирской жизни,чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни.
Пожалуйста, пойми это и не езди за мной,если и узнаешь,где я.Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение,но не изменит моего решения.Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем,чем я был виноват перед тобой,так же как и я от всей души прощаю тебя во всем том,чем ты могла быть виновата передо мной.(С.А.Толстой,28 октября 1910г)


Узнав об отъезде Толстого,Софья Андреевна покушалась на самоубийство.
Толстой в 7ч. 55м. утра поездом уехал к сестре М.Н.Толстой в Шамордино.
По пути он заехал в Оптину Пустынь,где пробыл один день.
***
Главное,чтоб они поняли(Таня и Серёжа,дети) и постарались внушить ей(Софье Андреевне),что мне с этими подглядыванием,подслушиванием,вечными укоризнами,распоряжением мной,как вздумается,вечным контролем,напускной ненавистью к самому близкому и нужному мне человеку(В.Г.Черткову),с этой явной ненавистью ко мне и притворством любви,что такая жизнь мне не неприятна,а прямо невозможна,что если кому-нибудь топиться(С.А.Толстая пыталась утопиться в пруду),то уж никак не ей,а мне,что я желаю одного - свободы от нее,от этой лжи,притворства и злобы,которой проникнуто все ее существо.Разумеется,этого они не могут внушить ей,но могут внушить,что все ее поступки относительно меня не только не выражают любви,но как будто имеют явную цель убить меня,чего ОНА И ДОСТИГНЕТ,так как надеюсь,что в третий припадок,который грозит мне,я избавлю и ее ,и себя от этого ужасного положения,в котором мы жили и в которое я не хочу возвращаться.
Видишь,милая,какой я плохой.Не скрываюсь от тебя.(А.Л.Толстой,дочери)


29 октября 1910г. в 6ч. вечера Толстой в сопровождении Д.П.Маковицкого и секретаря Черткова А.Сергеенко выехал в Шамордино.


Толстым было принято решение поехать к племяннице в Новочеркасск ,к Е.С.Денисенко,а затем достать заграничный паспорт и уехать в Болгарию.


Татьяна Львовна Сухотина-Толстая(дочь) не укоряла отца за его уход.
Сергей Львович(сын) писал,что "мама нервно больна и во многом невменяема,что вам надо было расстаться(может быть,уже давно)".
***
Вчера захворал,пассажиры видели ослабевши шел с поезда.Боюсь огласки.Нынче лучше.Едем дальше,примите меры.(В.Г.Черткову)


Телеграмма была вызвана болезнью Толстого,вынудившей его сойти с поезда и остановиться у начальника станции Астапово И.И.Озолина.Дальнейшая поездка оказалась невозможной.В тот же день по просьбе Толстого его дочь Александра по телеграфу вызвала Черткова в Астапово,и он до самой смерти Толстого находился там.


С.Л.Толстой прибыл в Астапово 2 ноября вечером в 8ч. и виделся с Толстым.
Этим же днем вечером экстренным поездом прибыли С.А.Толстая,Т.Л.Сухотина и сыновья Андрей и Михаил.3 ноября Татьяна Львовна увиделась с Толстым.С.А.Толстая была к нему допущена только утром 7 ноября,когда Толстой был уже без сознания.


В самом последнем варианте Завещания Толстой отдавал все права распоряжаться его сочинениями дочери Александре Львовне,а в случае ее смерти Татьяне Львовне.
Чертков имел право просмотра рукописей и их издания.







Другие статьи в литературном дневнике: