24 мая 2010г.

Владимир Орлов 3: литературный дневник

26 апреля 2007г.


Прочитал стихи Р.М.Рильке.Хороший поэт.Есть что-то тонкое,что связывает его с миром и в то же время он, как бы, сам по себе.Присутствует необычность мышления,а это уже хорошо!Ну и перевод,конечно,ослабляет восприятие,делает стихи корявыми,а глубина мысли большая.В переводе нет самого главного в поэзии:в красоте звучания и мелодичности стиха выразить какое-то состояние души.


Читаю А.Ананьева об Иване Грозном.Да,уже оттуда потянулась ниточка превращения народа в быдло,какая-то странная жестокость ничем неоправданная.Что-то мне всё больше кажется,что в великих людей вселяются какие-то демоны зла,ибо простой человеческой натуре невозможно развить в себе столько тёмного.Ведь всё просто:жизнь решают великие государственные деятели,овладей их психикой незаметно - и вот уже зло торжествует!


Написал:Надежда;Стремится в тучах...;Выбирай,проверяй,сомневайся;Природа и человек;Чирикал воробей;Роботы будущего;Мираж;Количество тоже имеет значение;Слияние с вещами;Как жить;Чего хотим мы...


Вчера похоронили Бориса Николаевича Ельцина.Царство ему небесное.Трудный ему выпал путь.Эпоха перемен гладко не проходит.Хорошо хоть гражданской войны не было.Фундамент он заложил,а это главное.История каждому воздаст по заслугам.


СДЕЛАЛ ВЫПИСКИ ИЗ КНИГИ М.В.ЛОДЫЖЕНСКОГО "МИСТИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ".
***
Господь того только принимает,кто приходит к Нему в чувстве грешности.От того же кто приходит к Нему в чувстве праведности,Он отвращается. (Феофан Затворник).
***
Когда молишься,не придавай Божеству какого-либо облика и не попускай,чтобы ум твой преображался в какой-либо образ.(Нил Синайский,5-й век).
***
Не думай,что Божество качественно(занимает место,протяжённо,имеет части)тогда как Божество ни количества,ни вида не имеет.(Нил Синайский).
***
Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы,или Христа,чтобы с ума не сойти,приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам.(Нил Синайский)
***
Беме - 17в,протестант.Тоже говорит о том,чтобы запереть на замок воображение и внешние чувства.
***
Пламенное христианское сердце находит счастье в стяжании Духа Святого Божия.Познание же является потом как функция от этой достигнутой цели.(Варлаам Печорский,11 век,русский святитель).
***
И.В.Попов - автор книги "Святой Иоанн Златоуст и его враги".
"Только монашество сделало попытку провести в жизнь Нагорную проповедь,идеал самоотверженной любви и непротивления насилиям и обидам".(И.Попов).
***
Ф.В.Фаррар - "Жизнь и труды святых отцов".
***
Серафим Саровский(Прохор Мошнов) открылся Мотовилову,которого он излечил от болезни ног,что ему ведомы были иные миры и он там был,и что описать их красоту и сладость невозможно.
***
В православном символе веры Святой Дух исходит от Отца.
***
По мнению Плотина(неоплатоник),Бог всегда присущ душе,но она не всегда Его видит.
***
Христианство никогда не допускало и не допускает мысли,что Божество всегда присуще человеку по его природе,или,что то же,что душа человеческая заключает в себе элемент,единосущный с Божеством.По христианскому учению Бог остаётся Богом,человек - человеком.Единосущным Отцу является лишь Богочеловек Иисус Христос,Свет от Света Его,Бог несотворённый,но сам тот же Бог.По христианскому учению человек лишь может воспринимать благодать Божию Святого Духа,соединяясь с этой Божией Благодатью,но сам он в Бога не превращается.
***
По Плотину,чтобы душа почувствовала свою божественность,она должна "устранить от себя всякое зло,даже всякое добро".Это строгий аскетизм с отрешением от всего.Вообщем эта таже Самадха йогов.В христианстве наоборот религиозный экстаз лежит в эмоциональном движении любви к братьям-людям и к Богу.
***
Дары благодати у Серафима Саровского выражались также и в так называемой "прозорливости".Он знал о человеке всё.Но в минуту "прозорливости" вся душа Серафима Саровского уже принадлежала не ему,а высшему Началу-Логосу,творящему в человеке свет истинного разумения:"Как железо ковачу,так я передаю себя и свою волю Господу Богу",-говорил в объяснение своей прозорливости Серафим Саровский.
***
Сергий Радонежский обедал с братией,когда в восьми верстах проезжал Стефан Пермский,у которого не было времени заехать В Троицко-Сергиевскую лавру к Сергию.Он остановился у развилки,сотворил молитву "Достойно есть",поклонился со словами обращёнными к Сергию:"Мир тебе,духовный брат".Затем он сел в экипаж и поехал в Москву.
В этот момент Сергий трапезничал с братией за столом.Вдруг он встал,совершил молитву и сказал:Радуйся и ты,пастырь Христова стада и Благословление Господне да будет с тобою".Потом он сел и продолжал трапезу.Все были удивлены,но потом Сергий объяснил этот свой поступок.Некоторые из учеников поспешили к указанному месту нагнали святого епископа и убедились,что всё так и произошло,как сказал Сергий.
***
Афанасий Великий описывает случай ясновиденья у двух египтских подвижников Феодора и Поммона,когда они везли его в лодке.Он им стал жаловаться на преследования Юлиана Отступника и на то,что вынужден бежать от него,они,переглянувшись и улыбнувшись,сказали ему,чтобы он возвратился в лоно церкви,ибо Юлиан в сей час умервщлён в Персии(363г в 32г в него попала шальная стрела).
***
Во время служения Серафим Саровский увидел Сына Человеческого во славе,после этого он два часа не мог говорить и как бы оцепенел.
***
Смерть - это своего рода экзамен человеку,его религии,философии,мировозрению.У святых он проходил не только легко,но даже радостно,как у человека освобождающегося от тяжёлых пут.
Люди неверующие,материалисты,позитивисты и др. умирают смертью человека,в котором внедрено сознание,что смертью он совершенно уничтожается и для них главное умереть внезапно или бессознательно.Такая смерть - это ощущение ужаса или тупого отчаяния,скрытого под маской равнодушия.Такая смерть есть результат жизни бессмысленной.
***
Серафим Саровский умер запершись в келье,где нашли его коленопреклонённым,со скрещёнными руками на груди,т.е. он принял смерть в молитвенном настроении.К сожалению,никто не присутствовал при его последних минутах,да навряд ли он и хотел этого.
***
Василий Великий,архиепископ Кесарийский,когда умирал обратил в христианскую веру своего друга и врача еврея Иосифа и всю его семью.Произошло это следующим образом.В конце жизни Святой Василий серьёзно заболел и пригласил Иосифа осмотреть его.Иосиф после осмотра сказал близким,чтобы они готовились к погребению,ожидая смерти с минуты на минуту.Услышав это Св.Василий спросил врача:"А если я доживу до утра,до шестого часа?"."Пусть я умру тогда",-ответил врач.Но Св.Василий напомнил ему о своём давнишнем желании обратить его в христианство.Иосиф пообещал,что он примет христианство,если Св.Василий доживёт до утра.После его ухода Св.Василий стал усердно молиться о том,чтобы жизнь его продлилась до утра ради обращения его друга в христианство.
Утром,когда к Иосифу пришёл его слуга и сказал,что его зовёт к себе архиепископ Василий,тот не поверил слуге и пошёл,чтобы просто увидеть и проститься с умершим.Увидев же Василия живым,он объявил о своём желании креститься всей семьёй.Услыхав это,Св.Василий,несмотря на своё предсмертное состояние,сказал,что окрестит его сам.И он встал,оделся,пошёл в церковь,окрестил еврея и всю его семью,затем совершил литургию и,дав последнее целование,он умер в полном сознании со словами :"В руки Твои предаю дух мой".
***
Русский Святой Иосиф Каменский,вологодский чудотворец,умер 10 сентября 1457г.В день кончины преподобного вся братия собралась у него.Он велел читать правило(уставная молитва),по совершению его он встал с постели,взял кадильницу и велел игумену окадить все иконы и всю братию.Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери изливая в ней прошение не столько о себе сколько о всей обители и всей братии.После этого святой снова лёг в постель и молился о своём исхождении,нимало не печалясь,а более радуясь в надежде на будущее блаженство и с молитвой на устах тихо скончался.Лицо его было светло,как будто он не умер,а уснул.
***
Никон Радонежский,ученик Сергия Радонежского,игумен,который наследовал после смерти Сергия Троицкую лавру,чувствуя кончину,призвал к себе братию,обратившись к ней с последними словами.Он велел перенести себя в светлую храмину отца своего Сергия со словами:"Изыди, душа моя,туда,где тебе уготовано пребывать,гряди с радостью:Христос призывает тебя!".Никон,осенив себя крестным знамением,с молитвой,передал свою душу Господу 17 ноября 1428г.
***
Таких случаев описано много.Не может не поражать тот факт,что подвижники не только в спокойствии,но даже как бы с радостью переживали надвигающийся на них акт смерти - той самой смерти,которая для всех простых людей представляется жуткой.Наверно,у всех их была уверенность в блаженстве будующей жизни.И уверенность эту дала религия Христа.
***
Что есть по существу своему христианская религия?Это есть вера в личного Бога,вера в Христа,как Богочеловека,вера в благодать Духа Святого,дающего силу духовную людям для борьбы со злыми страстями,дающего им личное радостное бессмертие.Цель этой религии - Стяжание Духа Святого Божия,дающего предощущение блаженства жизни будущей.
"Человек,пока в нерадении(т.е.не в жизни во Христе) боится часа смерти,а когда приблизится к Богу...тогда поглощается сей страх."(Исаак Сириянин)
***
По Толстовскому учению человек непосредственно познаёт Бога своим сознанием в самом себе.Бог безличен,Толстой отвергает Христа как Бога,как лицо Святой Троицы,отвергает Божественное Откровение.По Толстому религия человека является его субьективным откровением,является произведением его духа.Он отрицает всю мистическую сущность христианства.Таким образом,у Толстого центр тяжести в его религии - в человеке.У христиан - в Божестве - Иисусе Христе.Толстой писал,что верование в будущую личную жизнь есть очень низменное и грубое представление,тогда как христианская религия основана на вере в благодать Божию и личное радостное бессмертие.Толстой говорит,что для разумного человека не может быть никакого представления о будущей жизни.Личность человека с физической смертью погибает.По всему видно,что Толстой был мало сведущ в нашей святоотеческой литературе и имел малую в этом отношении осведомлённость.
В книге "В чём моя вера" он пишет:"В том,что моя личная жизнь погибает,а жизнь всего мира по воле Отца не погибает,и что только одно слияние с ней даёт мне возможность спасения,в этом я уже не могу усомниться."Серафим Саровский говорил своим близким:"Для вас я живой есть и буду во веки".
Незадолго до смерти Толстого автор этой книги(Лодыженский) посетил Толстого(за три месяца до его смерти),писатель жил тогда ещё в кругу семьи.В 7ч вечера Толстой вышел из своего кабинета.На вопрос как его здоровье(незадолго до этого он болел) он ответил:"Да что здоровье,надо к смерти готовиться".
29 октября Лев Толстой приехал к своей сестре Марии в Шамордино,сказав ей,что хочет пожить близ неё.Но до этого он заезжал в Оптину Пустынь.Это ещё раз доказывает,что он не был удовлетворён своей религией.Мысль о смерти не оставляла его и эта смерть была не за горами.Но войти к старцу Толстой так и не решился.Вечером он занемог.Но тут приехала его дочь Александра и её подруга Феоктистова,сказав,что Софья Андреевна собирается приехать сюда.И они больного 80л-го старца в дурную погоду увозят из Шамордина.Они решили отправиться в Ростов-на Дону в колонию Толстовцев.4 ноября уже на станции в Астапово,где они сошли,не имея возможности из-за болезни Толстого продолжать путь.Толстой сказал Черткову,который к нему приехал 2 ноября:"Я,кажется,умираю".4-6 ноября сознание Толстого было ясным,хотя временами он бредил.7 ноября в 6ч.5 мин Толстой скончался.
***
Аллар - один из первых христианских историков.
***
Трофим,Савватий,Доримедонт,Киприан Карфагенский,Вонифабий - мученики-христиане за веру в 3 веке при римском императоре Пробе.
***
Подвижники христианской веры:Афанасий Великий,Василий Великий,Ириней Лионский,Тертулиан,Киприан Карфагенский,Климент и Ориген Александрийский,Мартин Турский,Григорий Богослов,Иоанн Златоуст,Амвросий Медиоланский.
***
Арий - создал движение,которое называлось АРИАНСТВО.Они считали Христа человеком и умаляли его значение,как Божества.Христианство у Ария является созданием духа человеческого,а не откровением Божественным.На Никейском соборе в 1325г сторонники Ария потерпели поражение и с небольшим перевесом голосов Иисус был признан Богочеловеком.Это было при императоре Константине Великом,который и сделал христианскую религию государственной.Позднее теософы,толстовцы под видом "христианского учения" создавали религию без живого личного Бога,прчём,обожествляется сам человек.Человек путём своих подвигов может раскрыть в себе Бога и стать единосущным Христу.Но религия христиан всегда была религией смирения,а не гордости.С арианским движением боролись Афанасий Великий и Василий Великий,которые отстаивали веру в Живого Личного Бога Иисуса Христа.
"Истинные праведники всегда помышляют сами в себе,что недостойны они Бога."(_И.Сириянин)
***
Афанасий Великий родился в 297г,за 15 лет до принятия знаменитого эдикта Константина прекратившего гонения на христиан.Вскоре он стал правой рукой митрополита Александра в Александрии.Вёл борьбу с Арием.На Никейском Вселенском соборе присутствовал сам император Константин.Вопрос шёл об учении Ария.Арий утверждал,что Иисус Христос,Сын Божий сотворён,что между Отцом и Сыном не могло быть тождества,а только подобие в природе,т.е. по сути ариане являлись атеистами в христианстве.Наоборот Афанасий настаивал на том,что Христос есть Бог Воплощённый,что Он Единосущ с Отцом.Собор признал Сына Божия "не сотворённым",а "единосущным Отцу" и это стало главным оплотом православной христианской веры.Был принят символ веры:"И во Единого Господа Иисуса Христа,Сына Божия,единородного,рожденного от Отца,то есть из Сущности Отца,Бога от Бога,Света от Света,Бога истинна от от Бога истинна рожденна,не сотворенна,единосущна Отцу".
Арий,Секунд,Феон были отлучены от церкви и сосланы в Иллирию.Но вскоре противники Афанасия стали строить различные козни против него,ложные наветы и Константин сослал его в Галлию в 336г,но в этом же году умер Арий,а в 337г скончался Константин.Новый император Констанций вначале возвратил Афанасия из ссылки,но против Афанасия начались новые козни.Сам же Констанций был ярым сторонником Ария.Далее был император Юлиан Отступник и Валентин,гонения на христиан то усиливались,то ослабевали.
В 362г. на Соборе вновь обрело влияние Афанасия.Он был епископом Александрийским 46 лет и из них 20 лет провёл в изгнании.Умер 2 мая 373г в 76 лет.В своей вере он был твёрд,как скала и в то же время кроток и терпелив.
После смерти Афанасия Василий Великий стал наиболее влиятельным защитником Никейского символа веры на Востоке.
В 378г при императоре Грациане прекратились,наконец,гонения на христиан,а на Константинопольском Соборе окончательно утвердился Никейский символ веры.Василий Великий умер в 379г.
***
В девятисотые годы во Франции усиливается влияние масонов и социалистов яро отвергающих христианство.Их преследуют в армии,не давая продвигаться по службе,на работе и пр.
***
В 1901г русский философ Владимир Соловьёв за три месяца до смерти писал своему другу В.Л.Величко:"Я чую близость времён,когда христиане опять будут собираться на молитву в катакомбах,потому что вера будет гонима - быть может,менее резким способом,чем в нероновские дни,но более тонким и жестоким:ложью,насмешкой,подделками - да мало ли ещё чем!Разве ты не видишь,кто надвигается?Я вижу,давно вижу!"
***
Христианство и социализм относятся друг к другу,как огонь к воде(Бебель).
***
Кто долго стоит на солнце,теплом согревается - одна из заповедей христианских подвижников.
***
Лев Толстой в последний месяц жизни видел сон,в котором он шёл под гору,цепляясь за ветки и потом упал вниз.
***
За 12 лет до своей смерти Л.Толстой беседовал со старцем Иосифом в Оптиной Пустыни.Старец после этого разговора говорил,что у Толстого очень гордый ум.


М.ЛОДЫЖЕНСКИЙ "СВЕРХСОЗНАНИЕ".
***
-Ты не можешь идти по пути,не сделавшись сам этим путём,-говорит в сознании своего могущества человеческий рассудок.-Чем больше будешь дерзать,тем больше получишь.
***
-Мы всегда должны быть твёрдо уверены,-говорят христианские подвижники,-что никак не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами...если Сам Господь не будет нам в этом содействовать.(Св.Кассиан Римлянин).
***
-Чада!Не давайте денег в рост.(Варлаам Хутынский).
***
-Принимать истинное учение и отвергать ложное может вера не простая,а только соединённая с изучением наук.(Климент Александрийский)
***
Религия должна быть согласована с разумом человека и подлежит проверке здравым смыслом(Конфуций).
***
Уныние,по мнению Анны Безант,есть следствие растущей чувствительности к сверхфизическим влияниям."От надвигающихся бедствий идут вибрации,вызывающие в нас бессознательный ответ и чем шире эти вибрации,тем легче для нас впасть в тяжёлое настроение"(Анна Безант).
***
"Любящий мир много имеет печалей,а презирающий всё,что в мире,всегда весел"(Добротолюбие,стр 255)
***
Зла нет в естестве человека(Диадох).
***
Борись с нечистыми мыслями ранее чем они одолеют тебя(С.Вивекананда).
***
Митрополит Фотий (Московский,умер в 1431г) увидел перед смертью святоносного мужа,который предрёк ему смерть через седмицу.Испуганный Фотий упал к его ногам,но тот стал невидимым.
***
Тихон Воронежский(умер в 1783г) за три года до смерти каждый день молился:"Скажи мне,Господи,кончину мою".И однажды на утренней заре тихий голос сказал ему:"В день недельный".
***
Для созерцательных в молитве бес производит некие фантазии,иногда окрашивая воздух наподобие света,а иногда производя огневые какие-либо образования(Каллист Патриарх).
***
...если после известных упражнений(медитация) вы увидите как бы маленькие светлые пятна,плавающие и становящиеся больше и больше - значит вы быстро продвигаетесь вперёд.(С.Вивекананда).
У христианских подвижников огоньки,свет - это наваждение злой силы("прелесть"),у индийских йогов это хороший знак.
Элементали - у теософов,демоны - у христиан.
***
Когда наступает полный гипноз испытуемый говорит о себе как о человеке постороннем.
***
В астральной форме много существ присутствие которых тяжело для человека,потому что они враждебны ему.(А.Безант).
***
Низшая степень сверхсознательного - астральное ясновидение.
***
Солнечное сплетение тесно связано с желудком.Тошнота и его сильные расстройства вызывают галлюционации,в которых человек может видеть мгновенным зрением существ населяющих астральную сферу.
***
Астральная сфера постигается путём гипнотического ясновидения.
***
Живой человек,по утверждению А.Безант,может покинуть своё физическое и эфирное тело и,не проходя через врата смерти,исследовать эти сферы.
***
Общий вид астрального мира весьма схож с земным миром,поскольку большую его часть составляют двойники физических объектов.В астральном мире всё прозрачно,его надо научиться правильно видеть.
***
Начинающие ясновидящие знают,что в первые посещения астрального мира перед ними возникают огромные толпы привидений с угрожающим видом,но они быстро исчезают,если им не поддаваться.
***
Йоги стремятся изучать астральный мир,христианские подвижники избегают его.
Множество всяких голосов стучится в человеческое сознание,как и разных видений,но страху не надо поддаваться.
***
Обитатели астрального мира обладают таким могуществом и средствами для обмана,что нельзя верить даже тому,что кажется неопровержимым.
***
...бес может явиться под маской ангела.(Ф.Гартман "Общение с миром духов")
***
С.Вивекананда говорит,что раджу-йогу надо изучать только с учителем.
***
"Жития святых" полнятся рассказами о гибели многих подвижников погибающих от "прелести дьявольской",от неумения сораизмерять свои силы.
***
7 лет - срок для ученика гуру,когда обнаружится его пригодность или непригодность учению.
***
Оптина Пустынь - в 7 км от г.Козельска в Калужской губернии.
***
Свет и цвета астрального тела у всех разные.Всё зависит от духовного созревания человека,его страстей мыслей и т.д.
***
Сон - одно из самых распространённых проявлений ясновиденья.Во сне органом ясновидения является солнечное сплетение.
***
Ментальное ясновиденье управляется мыслью человека.
***
Духовная материя делится на низшую ментальную,которой свойственна "форма" и высшую,не имеющей формы.
**
Христианин говорит:"Да будет воля Твоя",йог говорит :"Да будет воля моя".
***
Каждому из нас надлежит знать Бога,самого себя и демонов,что они суть тайные враги наши и что они воюют против нас посредством нас же самих.(Симеон Новый Богослов).
***
Живи так,как бы тебя не было в мире сем,и обретёшь покой(Св.Антоний Великий)
***
Отцы наши и лиц никогда своих не умывали,а мы ходим в мирские бани.(Св.Антоний Великий)
***
Не существует смерти чего-либо,за исключением внешности;и так же нет рождения чего-либо,кроме внешнего облика.То,что переходит из субстанции в природу,кажется рождённым,и то,что переходит из природы в субстанцию,кажется,подобным же образом,умершим;хотя в действительности ничего не рождается и ничто не исчезает;но лишь сейчас попадает в поле зрения и сейчас исчезает из него.Нечто появляется по причине плотности материи и исчезает по причине разряжённости субстанции;но это всегда одно и то же,различающееся только по движению и условиям.(Аполоний Тианский из книги Е.П.Блаватской "Скрижали астрального света").





Другие статьи в литературном дневнике: