Воспоминания старого кочегара арктического флота 2

Вита Грата: литературный дневник

«Любите ли вы театр так, как люблю его я?!» Да простит меня В. Г. Белинский, но, перефразируя его знаменитую цитату, восклицаю: «Любите ли вы … МОРОЖЕНОЕ так, как люблю его я!!!» Наверное, это не я его люблю. Это моя детская память самозабвенно возвращает меня в те дни, когда я с мамой и папой, гуляя по Невскому проспекту в довоенном Ленинграде, захожу в кафе-мороженое, названное мной «Зелёным». Папа говорил, что здесь лучшие пирожные в мире. На зеленых плюшевых овальных диванах стояли фарфоровые белые медведи. В холодное и дождливое время там всегда работал гардероб, а заказ принимали настоящие официанты. За цвет интерьера эту мороженицу потом прозвали “Лягушатник”. У дверей стоял колоритный швейцар с такими роскошными театральными усами, что мне всегда хотелось поозорничать и подёргать его за эти самые усищи.
У родителей была традиция – в редкие свободные выходные гулять по историческому центру города с обязательным обедом в каком-нибудь ресторане или кафе, а потом лакомиться мороженым и кофе-гляссе в любимой кофейне. Папа водил сюда маму ещё в их конфетно-букетный период. Он всегда заказывал порцию «Ассорти». Подавали её в серебряных креманках с мельхиоровой ложечкой. Это было блаженство! Целых четыре шарика неземного наслаждения: пломбир, крем-брюле, шоколадное и фруктовое. Такого пломбира я не пробовал больше никогда. А крем-брюле стало моим любимым мороженым.
Однажды, будучи глубоко семейным человеком, я привёл сюда жену и своих дочек-баловниц. И кто-то из наших друзей, коренных ленинградцев, рассказал нам историю, больше, конечно, похожую на легенду, что где-то здесь находилась маленькая кондитерская, куда А.С. Пушкин приглашал на свидание Натали Гончарову. Может это и есть та самая кондитерская? Интересно, но маловероятно, хотя всё возможно.
С тех пор прошло уже много лет. Однажды, в одну из поездок в Питер, младшая дочь попросила показать дорогие сердцу места уже взрослой внучке. Долго мы крутились около Дома книги на Невском, пытаясь найти наше «Зелёное» кафе. Кругом так много разных рекламных вывесок и неоновых надписей, что это получилось далеко не сразу. Зато крем-брюле и пломбир внучка ела, сидя на овальном плюшевом диване, возбуждённая от сознания того, что здесь она соприкоснулась с капелькой истории страны, города и СВОЕЙ СЕМЬИ.



Другие статьи в литературном дневнике: