Стили в искусстве словарь в. г. власов

Юра Воронецкий: литературный дневник

КИТЧ (нем. kitsch — безвкусица, дешевка) — в самом широком смысле слова подмена художественных ценностей утилитарными, истинной духовности — прагматизмом, тонких ощущений — грубыми эмоциями, красоты — красивостью, романтики — сентиментализмом, трагедии — фарсом, эстетики намека, аллюзии — откровенной пошлостью, любви — сексом и т. д. Китч — выражение мещанской психологии, тенденция вырождения культуры в цивилизацию, снижения эстетико-художественных критериев до уровня обывателя, ухода от духовных ценностей в дешевую «сублимацию чувств в неподлинном» 2, сфера «поддельности», суррогата. Появление китча объясняется обычно тем, что в силу особых социальных условий происходит не подъем эстетического вкуса публики до высокого уровня подлинных произведений искусства, а обратный процесс: снижение требовательности художника, приспособление его к расхожим потребностям широких масс людей. Понятно, что это наиболее легкий путь. Отсюда главное свойство китча: неприятие всего нового, необычного, подлинно оригинального, требующего определенных усилий восприятия. «Китч-мышление» предполагает известный всем
2Дмитриева Н. Китч. — В кн.: Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Сов. композитор, 1979, с. 18.
стереотип, обеспечивающий чувство легкости, доступности якобы сложных вещей. Новизна подменяется штампом, остроумие пошлостью, творческий поиск и художественные открытия — тривиальностью, банальностью. Но чтобы выдавать такую банальность за подлинное искусство, ее надо снабдить яркой, крикливой, обращающей на себя внимание «новаторской» формой. Преувеличенность, отсутствие чувства меры и есть примета дурного вкуса. Тривиальность содержания не требует никаких усилий от зрителя, а необычная форма создает у него ощущение причастности к чему-то исключительному, иллюзию соприкосновения с чем-то «ужасно смелым», часто «запретным», «подпольным», выходящим за пределы «серых будней».
Это и обеспечивает китчу небывалый успех. Его творцы доводят эту тенденцию до максимума, ничуть не опасаясь переборщить, выйти за границы эстетики. Они дают массовому потребителю то, что он в глубине души давно хочет увидеть, с полным набором штампов, хорошо испытанных атрибутов. «Требуется традиционная поэтичность — вот голая женщина, обвитая прозрачной вуалью, играет на скрипке на берегу моря... требуется страшное — вот дракулы и вампиры настолько чудовищные, что чудовищнее и быть не может... нужна красота природы — вот закат, конечно розовый... Требуется поэтичность нетрадиционная, смешанная с ощущением жути и загадочности — вот «живая картина» Дали: он сам со своими испанскими усами и застывшим взором возле ложа с обнаженной женщиной, сфотографированной в необычном ракурсе, которая в данном случае не играет на скрипке, зато по груди ее ползают скорпионы. Самый современный, но от этого не менее тривиальный китч. Его многозначность поддельная, сфабрикованная, за ней нет ничего, кроме трюизмов. Китч однозначен: он не ставит вопросов, а содержит только ответы, заранее приготовленные клише»2. Эти клише постоянны и неизменны, оттого они так хорошо сочетаются с внешне «новаторской» формой. Условные знаки подменяют художественные образы: религиозность —
2Дмитриева Н. Китч.— В кн.: Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Сов. композитор, 1979, с. 20-25.
распятие над головой, патриотизм — маковки церквей и малиновый звон...
Исторически закономерно китч появляется в искусстве переходных эпох, декаданса, кризиса художественных идеалов и мучительного поиска новых путей. В такие эпохи все неостили в известной мере утрачивали «чувство меры» в подражании оригиналу, делая его «чересчур стильным», слишком «ловко сработанным» с эффектными усовершенствованиями, модернизациями, обеспечивающими такой подделке широкую популярность. Поэтому с некоторой смелостью можно утверждать, что стилизация уже потенциально содержит в себе элементы китча.
Второе и третье рококо, Второй Ампир, «неоренессанс», необидермайер, Неоготика, «русский стиль» — предтечи современного китча. Различные стилизации «под модерн» и «красивую жизнь» Ар Деко — уже китч. Наиболее «массовые», мещанские проявления культуры Модерна начала XX в.— типичный китч. Китч может рядиться в авангардные одежды — значительная часть произведений сюрреализма, дадаизма, поп-арта, оп-арта и т. д.— китч. Но китч может быть и традиционным, окрашенным в реакционно-националистические тона. Искусство Третьего Райха, «советский ампир», соц-арт, советский андерграунд, арт-дизайн — это также китч. Многие произведения искусства социалистического реализма как результат нравственного компромисса художника, стремления «угодить и верхам и низам» представляют собой наиболее уродливые формы китча. В этом смысле понятие «китча» близко так называемой «массовой культуре». Китч это квинтэссенция массовой культуры, ее наиболее одиозное, пародийное выражение. Однако крайности всегда смыкаются. Некоторые проявления элитарного рафинированного искусства, именно вследствие его крайности, нарушающей чувство меры, становятся своеобразным «элитарным китчем». Представители элитарного искусства в поисках наиболее утонченных ощущений часто переходят грань, отделяющую искусство от «неискусства». Парадокс, но эстетство тяготеет к китчу.




Другие статьи в литературном дневнике: