Александр Ханьжов. Стихи.

Юра Воронецкий: литературный дневник

Безумцы здравого смысла
создали бомбу и государства
и пугают соседей,
таких же безумцев здравого смысла.


Безумцы здравого смысла,
и тe и другие,
не подозревают, что они безумны.


Безумцы,
кого выдают за безумцев
безумцы здравого смысла,
не безумцы а душевнобольные.


Безумцы в системе безумцев
здравого смысла
имеют дело с душою,
с той самой химерой,
которой совсем лишены
безумцы здравого смысла.


1985



Утром проснусь чуть живой ;
вспомню, что должен я жить,
облик иметь деловой,
день имитировать прыть, ;


сразу расходится вдоль
всех моих жил и желез
всецепеняшая боль ;
бренности кислый мороз.


Волю сбираю в кулак,
кисть прижимаю к плечу,
но никого и никак
видеть н и к а к не хочу.


Ос-то-чер-те-ла игра
муки напрасные длить,
каждые сутки с утра
злость распалять, чтобы жить.


Но ; доведу ритуал,
дорастираю плечо,
всю эту рвань одеял
сброшу и встану еще...


Встал... но опять с головой
под одеяло в кровать...
Боже, пошли мне конвой,
чтоб о к о н ч а т е л ь н о встать!


1987


Меня шокировали в детстве
слова бардак, дурдом, ништяк.
Особенно ништяк!
Как я узнал позднее ; это
фуфайка без воротника.


Три слова,
три шаманских заклинанья,
горели на щите моей судьбы,
как Божий перст на стенах Валтасара.


И все сбылось
делирии белая горячка,
свелa меня в дурдом,
фуфайку без воротника
надел я в зоне,
бардак стал символом тех лет,
что ныне названы застоем
и царством соцбюрократии.


А это,
шипяще-бросовое слово,
ништяк,
в народе прижилось в значеньи
"все хорошо", "нормально", "все в порядке",
и мало кто подозревает,
какая в нем сквозит насмешка
над тем официальным оптимизмом,
что отравил недавно нашу юность.


Я и теперь
на праздные вопросы
о том, как мне живется,
как дела,
привычно отвечаю:
Ништяк, и машинально
вжимаю голову, чтоб спрятать
хронически-застуженное горло.


1987



...Душа, как скрипка, плачет от
прикосновения любого..,
Я в Липках средь пород и мод
увидел горбуна хромого.


Горбом ...............через
.................ныряя .............. шаг
он шел, и тень его. казалось,
его тащила, как бурлак,
то удлинялась, то сжималась.


Рубль двадцать правая клешня,
и шаг то кованый, то зыбкий...
Он взгляд такой метнул в меня ;
как рашпилем сыграл на скрипке.


И было мне понять дано
тем цепким взглядом исподлобья,
что состраданье рождено
из опасения подобья.


Я сам поймал себя на том,
что выражением участья
хотел прикрыться, как щитом,
от горькой участи несчастья.


Я всей упругостью хребта
почувствовал в момент сближенья,
как обнажилась нагота
инстинкта самосохраненья.


Но стыд сознания моего,
должно быть, выявился четко:
я видел злое торжество
он вылил в складки подбородка.


И, плащ одернув на горбе,
с такой насмешкою прокаркал...
Мне стало так не по себе,
что я чуть не бежал из парка.


- Обида, гордость, горб, клешня ;
все это навалилось разом,
все это, нервы леденя,
дезориентировало разум.


И свет белесых фонарей
карался холодом загробным,
и лишь хотелось поскорей
куда-нибудь,


к себе подобным


О Господи, какой экстаз,
какая сладкая отрада
нырнуть в тепло родного стада!


Толпа разъединила нас.


1976


СТАНСЫ


И снова (как и в оны дни
Нерона или Малатесты)
система гнета и грызни,
ярма и ярости за место
под солнцем... Так уж искони...


Я знаю: было б не грешно
уйти из этой жизни сучьей,
но пик отчаянья давно
преодолен судьбой ползучей,
и дно навек мне суждено.


С тех пор, как стадности устав
велит признать свои ошибки,
как вольно лгут мои уста,
как веет с вежливой улыбки
виляньем песьего хвоста.




Бывает встанешь поутру ;
и все так мерзко и погано:
и сон минувший ; не к добру,
и день мирской ; не по карману,
и мир дневной - не по нутру.


А если загадаешь впредь ;
от вещей жути стынет кровь вся:
и лучше б в детстве умереть,
а лучше б не родиться вовсе ;
не знать, не думагь, не иметь.


О вечный вопль, о времена!
о нравы! Истина все та же:
строптивость жить обречена
под стражей и всегда на страже,
сидеть на дне и пить до дна.


1984. ЛТП-4


Жизнь ; это чудо!
(Расхожая сентенция)


Заявляю, покуда
не исчез навсегда,
я не звал это чудо,
я не рвался сюда.


Предки жили и были,
и не верили в небыли,
и меня не спросили
сами спрошены не были.


Сколь пришлось им снести.
укрощая меня,
от нечаянности
до отчаяния.


Были благи их цели,
благородны порывы
от моей колыбели
до своей домовины.


Что вам видится, мать,
из-под сомкнутых вежд?
Я не смог оправдать
ваших лучших надежд.


Дар мои яр, но не ярок,
слог мои схож, но не вхож,
я и сам не подарок,
и не ангел, но все ж


я не хам, не иуда,
не лакеи, не приспешник,
моя жизнь ; это чудо
в этом смысле ; к о н е ч н о!


В этом смысле за все вам
по гроб жизни спасибо!
если там, за покровом,
слово значит что-либо.


Может каждый и всяк
убедиться раз сто
от гадания ; как ;
до сознания, ; что


все догадки ; усповны,
все поступки ; чреваты,
или все мы виновны,
или не виноваты.


Очевидны потери,
но и призрачны прибыли...
Пусчь воздается по вере
всем, кто были и выбьпи.


Ну а мне хоть погост,
хоть огонь, ; верить рад,
что за муки и рост
будет сладок распад.


1984. ЛТП-4


У смертных есть одна черта:
стремленье к самобичеванью.
Когда я с пеною у рта
ругаюсь непотребной бранью,
когда показываю вам
души изнанку кровяную,
не придерайтеся к словам ;
я сам себя бичую.


Смотрите, как остервенясь,
я отрываю вместе с плотью,
смеюсь и втаптываю в грязь
стыда и совести лохмотья.
Моя задерганная честь
трещит и лезется по ниткам...
Смотрите: вот я, весь как есть,
палач и жертва, смех и пытка.


Должно быть, это потому,
что средь зверей и джунглей мира
нельзя незрелому уму
прожить, не сотворив кумира.
А сотворив и возмужав,
и глядя пристальней и явней,
нельзя не видеть, как плюгав
и жалок идол твой недавний.


А сам ты немощней вдвойне:
затем, что ты уже вовеки
не примешь Бога, но и не
уйдешь от поисков опеки,
что, как ни рвись и ни кружись,
не вырвешься за круг заклятья...
И рабство проклинает жизнь,
глумясь над сладостью зачатья.


1978







Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.03.2014. Александр Ханьжов. Стихи.