Размышления
Перевод с английского:
X.Б. Номадов
Эта книга представляет собой сборник избранных высказываний, наставлений и наблюдений Идрис Шаха.
***
Смирение. С помощью пропаганды нельзя научить смирению, а вот рабству можно. Кричать о смирении есть форма высокомерия. Одно из моих наиболее частых воспоминаний – о священнике, который однажды на богослужении взревел самым угрожающим голосом, который только можно вообразить: «Господа Бога, со всем смирением просим!..» Истинное смирение не всегда то же самое, что внешнее смирение. Запомните, что борьба против самомнения является все еще борьбой, и что она – средство временного подавления самомнения. Она ничего не лечит.
Также запомните, что само смирение не приносит награды автоматически: это лишь средство достижения цели. Оно позволяет человеку действовать определенным образом.
***
Различное и одинаковое Предположите на минуту, что вы – не вы, а пришелец, не знающий манеры поведения людей и их тщательно разработанных привычек самообмана.
Одна из первых вещей, которые бы вы заметили, – это то, что большая часть времени у людей тратится на мышление и действия точно такие же, как у других, и в то же самое время люди энергично провозглашают, что они 'отличны' от других.
Вы бы заключили, что эта склонность коренится в деформированном мышлении и является серьезным барьером в использовании даже того, что они понимают.
Из этого вырастает один из главных обычаев человеческого рода: «Давайте притворяться, и давайте забудем, что притворяемся, чтобы затем с чистой совестью отрицать это».
***
Подчиненные. Почти каждый день мне вспоминается мысль Саади, что нет более бессмысленной тирании, чем тирания подчиненных.
***
Утопание. Тонуть в патоке так же неприятно, как и тонуть в грязи.
Люди сегодня находятся в опасности утонуть в информации; они желают погрузиться в информацию больше, чем это необходимо, так как их научили, что информация полезна.
Если бы они умели обращаться с информацией, им бы не пришлось тонуть вовсе.
***
Живописцы вывесок. Почему живописцы вывесок анонимны? Чтобы понять это, нам следует обратиться к истории.
Когда-то живописцы вывесок не были анонимными.
Люди привыкли уважать и одобрять их, а также использовали их вывески и плакаты для информации и указаний.
Но, со временем, роли людей, вывесок и живописцев вывесок перестали уравновешивать друг друга.
«Почему вы сделали эту стрелку такой большой?» – начали спрашивать люди, и «Эта вывеска выражает только индивидуальность художника – мне не понятно ее содержание». И так далее.
Что ж, так как люди стали больше интересоваться людьми, чем содержанием вывесок, не будучи способными углубить свое знание людей, следовало принять решение, что же является более необходимым и важным, – вывески или живописцы вывесок.
Именно поэтому художники в большинстве своем анонимны…
Сейчас они снова становятся более известными.
***
Первоначальное совершенство Он был желтым, округлым, мягким и взъерошенным, его движения были нескладными, он был полон неуверенности, жадности и голода.
Его главным желанием было достичь состояния, в котором бы ему ничего не хотелось, не нужно было делать никаких движений, хотелось быть гладким, ровным и тонко соответствующим миру.
Он не осознавал, что был цыпленком, который хотел стать яйцом.
***
Усовершенствование. Если вы хотите сделать обыкновенного человека счастливым или заставить его думать, что он счастлив, дайте ему деньги, власть, лесть, подарки, почести.
Если вы хотите сделать счастливым мудрого человека – усовершенствуйте себя!
***
Два демона. Молодой черт сказал старому: «Вот бы удержать человека от использования его высшего ума! Не разработать ли нам план, чтобы помешать его усилиям по саморазвитию?» Старый черт ответил: «Это уже сделано, дитя мое! Давным-давно человека убедили, что он обладает выбором и высшим умом как неким даром. Он уже давно – за исключением лишь немногих – перестал слушать кого-либо, кто говорит, что у него есть реальный ум, ожидающий развития».
***
Лиса подошла к норе, где, дрожа мелкой дрожью, сидел кролик, и спросила: «Боишься?» «В обычном смысле нет, – ответил кролик, – но я размышляю о пороках живых существ и моих собственных недостатках, моих грехах и необходимости поступать хорошо…» Он продрожал подобным образом еще какое-то время, ибо действительно убедил себя к этому моменту, что некая высшая сила оказала на него воздействие.
Лиса, которой это вконец надоело, ушла своей дорогой.
А что же кролик? Он стал отцом-основателем братства кроликов-богословов, проводящих время, пугая попеременно то каждый сам себя, то сообща друг друга.
***
Чтение книг. Люди говорят, что хотят учиться, но если они не знают как учиться и не хотят этому учиться, то все, что можно сделать для них, – проинформировать об этих фактах.
Помните о человеке, который, когда ему велели прочитать книгу, сказал: «Нет уж, однажды я попробовал, но это не сработало».
***
Предводитель коз. Козы на пастбище увидели в отдалении льва.
Некоторые напугались и бросились к вожаку за помощью и объяснением.
Лев подошел ближе, глянул на коз и зарычал.
«Не стоит беспокоиться, – сказал вожак, – и могу доказать почему. Посмотрите, какого скверного цвета у него мех! А что до его блеяния – по нему можно судить, что он так и останется полным ничтожеством».