***

Юра Воронецкий: литературный дневник


"Однако, не взирая на столь массивный общественный пресс, военная субстанция не только не перестала существовать, но по интенсивности своего развития опередила все мирные отрасли народного хозяйства, нет ни одного крупного технического открытия, которое не было бы задействовано в военном деле. Размах и масштабы военных действий, то есть механизм кровопролития и разрушения, возрастал в истории пропорционально времени, скорость прогресса военного снаряжения, то есть совершенствование способов и видов сотворения отходов, просто пугает. Война была возведена в ранг искусства и военному искусству обучают, и военную идеологию вводят в состав мировоззренческого кодекса. В ведущих мировых державах военная каста занимает ведущие привилегированные слои общества. В общем и целом, несомненно, что сосуществование пацифизма и милитаризма образует самую примечательную отметину современной цивилизации, оттеняя противоречивость нашего времени. Прав русский генерал Михаил Драгомиров, который в споре с одним из пацифистов заявил: «Я первый говорю, что война дело отвратительное, бесчеловечное, жестокое, утверждаю только, что вместе с тем и неизбежное». .... Идеализм воззрения Вернадского делает установку «борьбы за мир» nons sens (нелепость), ибо бороться за мир нельзя, – это не только бессмысленно, но и кощунственно. Мир в виде мирного состояния дан всему существующему в качестве первоосновы исходной реальности. Мир существует как предназначение Провидения на веки вечные, то есть мир как мирная субстанция суть категория вечности, а бороться «за мир», то есть за вечное – более чем бесполезно, – это даже не Сизифов труд. Война противостоит миру именно в силу того, что она по своей природе величина временная, – любая война есть исторически преходящая инстанция, – и этим самым она нарушает традиционный мирный ход событий и явлений. Современная история пацифистской борьбы за мир воочию показывает, что эта борьба превращается в новую войну, в пульсацию войны – из «горячего» состояния в «холодное» и обратно. В речи, произнесённой при получении Нобелевской премии за 1954 год, Альберт Швейцер произнёс: «Наиболее показательным для положения, в котором мы очутились после Второй мировой войны, является тот факт, что за войной не последовало заключения мира. Её окончание нашло отражение в соглашениях, которые носили характер перемирий». Таким образом, бороться следует не за мир, а против войны. Война против войны, – такова целевая установка, предусматриваемая идеалистической потенцией системы Вернадского." ГЕНРИХ ГУЗМАН Литературно-философский журнал "ТОПОС"23.08.10.



Другие статьи в литературном дневнике: