***Все предки Марины Ивановны Цветаевой по отцовской линии были священниками, кроме самого Ивана Владимировича, который, хоть и закончил семинарию, и даже академию, но батюшкой не стал. Духовное звание в России долгое время было почти кастовым. Так что, когда вышло послабление, многие тут же сменили профессию, пополнив революционные ряды. Формальное, внешнее благочестие, конечно, сохранилось. Но Цветаева не принимала его с детства. Однажды, вместо иконы Марина поставила в святой угол портрет Наполеона. В ответ на требование отца немедленно убрать это, она схватила со стола тяжёлый подсвечник, готовясь физически защищать своё право на свободу выбора. Наверное, мягкому Ивану Владимировичу стоило бы хорошенько её выпороть, но… Вспомяните: всех голов мне дороже Это последнее стихотворение из сборника «Подруга». Цветаева никогда не публиковала эту книгу и почти никому не давала её читать при жизни. Но вся Москва и так всё знала. Неизвестно, что именно: жалость к опозоренному мужу, любовь к дочке, жажда творчества, а может быть, все вместе, но только что-то разбудило в Марине Ивановне острое чувство вины перед Богом и покаяние. Она впервые ощутила присутствие Живого Христа, стала целовать иконы в храме и Распятие, чего никогда раньше не делала, и бросалась к другим поэтам, чтобы понять, что происходит в её собственной душе. Уехав в деревню, в Александровскую слободу, она буквально штудирует духовную поэзию Ахматовой и Гумилева, но особенно – Блока. На Пасху 16-го она пишет ему (или всё-таки Другому?) посвящение. Ты проходишь на запад Солнца, «Раз и навсегда – все мои такие стихи, все вообще такие стихи обращены к Богу. – Поверх голов – к Богу! Так: все мои стихи – к Богу если не обращены, то возвращены.» Это написано уже в 31 году, в «Истории одного посвящения. А вот строчки из 18-го: Я – страница Твоему перу, «Ведь это же молитва! Тогда я этого еще (и тут Марина Ивановна обрывает саму себя) – нет, знала! – упорно не хотела знать». Видимо, как и у всей страны, её взрослое сознание окончательно сформировала революция и гражданская война. Все личное уходит на второй план. Гражданский голос Цветаевой начинает звучать сразу. На Пасху 1917-го она пишет Николаю II: Пал без славы Обвинив царя в отречении как в предательстве присягавших ему и верных своему слову людей, она заканчивает свое посвящение так: «Царь! – Потомки и предки – сон. Есть котомка, коль отнят трон». Но когда через год, 17 июля, стоя в очереди, Марина Ивановна увидит, как равнодушно люди слушают вопли газетчика о расстреле царской семь, она громко, чтоб все слышали, скажет дочке: «Аля, Император убит. Молись!» Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет. Осень 1919 года. Есть в Москве нечего, нет даже хлеба – одно зерно. У Марины Цветаевой на руках две дочери: Ирине два с половиной, Ариадне, Але, – семь. Муж – офицер Белой армии, и от него нет никаких вестей. Кто-то из знакомых говорит, что девочек можно пристроить в какой-то загородный приют в Кунцеве – там топят и кормят американскими продуктами. Понимая, что зиму троим не пережить, в середине ноября Марина Ивановна их отвозит. Две руки, легко опущенные Этот материнский стон вырвется из Марины Ивановны только на Пасху. До этого – полное молчание, загнанность и тоска. Почти все вокруг обвиняли её в смерти Ирины. Да, наверное, и сама она виновата. В те же дни, в то же Светлое Христово Воскресение 20-го, она пишет стихотворение «Грешница». Ты пишешь перстом на песке, Это из Евангелия от Иоанна. Когда фарисеи привели ко Христу перепуганную женщину и спросили: надо ли побить её камнями, потому что она поймана в прелюбодеянии? – Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Книжники разбежались. Для Цветаевой это была не только самозащита – её саму хоть и заставали не раз, но смертью не наказывали, просто не любили. Не имея собственных сил на борьбу, она надеялась на Спасителя. Ведь евангельские мироносицы: и Мария Магдалина, и Иоанна, жена домоправителя Иродова, и Сусанна, были исцелены Господом от злых духов и болезней, и потом служили Ему своим имением. И были на Голгофе. И первыми пошли ко гробу. И первыми увидели Христа Воскресшего. 1921 год. Гражданская война закончилась, а известий о муже всё не было. Цветаева не сдавалась. Она будет ждать Сережу. Ждать и искать. Всех знакомых она умаляла спрашивать о нём, где только можно. И вдруг 1 июля благая весть: «Мой милый друг – Мариночка! С чего начать? Нужно сказать много, а я разучился не только писать, но и говорить. Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – лишь бы Вы были живы!» Во-первых, от них давно пора было избавиться, а во-вторых, надо было идейно расколоть эмиграцию. А кто это мог сделать лучше, чем вечно бунтующие Николай Бердяев, Сергей Булгаков и Марина Цветаева? Ей стали всячески намекать на положительное решение её вопроса, а заодно поставили на усиленный паек. Марина Ивановна, словно почувствовав, какого от нее ждут поведения, стала Ариадну откармливать (а, может быть, ей кто-то и сказал – ведь нашелся чекист, который посоветовал ей до границы помалкивать, потому что её будут в поезде «сопровождать»). И когда дочь спрашивала, не достаточно ли она уже толстая, чтобы поразить Европу, Цветаева строго отвечала: «Ешь, Аля! И без фокусов! Знай, что это я тебя выбрала». …"Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром". (Ев. от Луки). Марина Ивановна действительно ощущала себя евангельской блудницей. Но не только из-за страстей. Ей казалось, что женщина, пришедшая в дом Симона-фарисея, должна была иметь неимоверную решимость и немыслимую свободу, чтобы из пропасти падения решиться полюбить Учителя и так выразить своё чувство. "И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит". (Ев. от Луки). 11 мая 1922 года, перекрестившись на каждую церковь, Марина Ивановна с Алей уехали из Москвы. Встреча произошла на перроне берлинского вокзала. Из воспоминаний Ариадны Эфрон. «Сережа уже добежал до нас, с искаженным от счастья лицом, и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки, словно оцепеневшие. Долго, долго, долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез». Вскоре Эфрон напишет другу: «Марина – человек страстей. Гораздо в большей мере, чем раньше. Отдаваться своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Всегда всё строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Марина рвётся к смерти»... …Печальным эпилогом этой бесконечной борьбы «с собой и судьбой» могли бы, наверное, послужить строки в которых сквозит неизмеримая, почти уже «суицидальная», усталость: Не надо мне ни дыр Автор Герман Соколов: © Copyright: Ирина Черняховская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|