Ю. Галатенко

Ирина Ачкасова: литературный дневник

В 1773 году вышел трактат знаменитого итальянского поэта и либреттиста Пьетро Метастазио «Estratto dell’arte poetica d’Aristotele e considerazioni sulla medesima» («Статья о поэтическом искусстве Аристотеля и размышления о нем»), где он выделяет особый параграф под названием «La musicalitа della poes;a» («Музыкальность поэзии») . Автор трактата утверждает универсальную (относящуюся не только к XVIII веку) близость двух искусств — поэзии и музыки, в силу того, что они — искусства подражания (как и живопись, и танец). Поэзия становится поэзией прежде всего благодаря ее связи с музыкой. Эта связь может быть различной: она может идти от стиха к музыке, и тогда мы говорим о «музыкальности стиха»; а может идти от музыки к стиху— и тогда речь ведется о музыкально-поэтических жанрах, в частности, об опере. Оперное либретто— это полноправный литературный жанр XVIII века. Особенность музыкальности поэзии либретто заключается в том, что музыка оказывает непосредственное влияние на поэтический текст, как и на все составляющие этого синтетического жанра (танец, декорации и т.д.). Музыкальность слова оперного либретто имеет различные предпосылки: во-первых, оно «вбирает» в себя красоту музыки, кроме того, это слово должно быть фонетически красиво само по себе, чтобы органично сочетаться с музыкой. Т.е. поэтическое слово в опере обретает, условно говоря, «двойную музыкальность». Отсюда следует и специфика самой природы музыкальности стиха либретто: поскольку текст либретто целиком подчиняется музыкальному замыслу, то поэтическая составляющая оказывается «второстепенной». Поэтические тексты настолько упрощаются и схематизируются, что они вряд ли привлекли бы внимание читателя или слушателя, будь они самостоятельными произведениями. Но они несут в себе черты той мелодики, которая делает их художественными текстами.



Другие статьи в литературном дневнике: