Отец дайн

Анна Попова 6: литературный дневник

***
Воплощение судьбы народной - это латышские песни. Их называют дайнами. Работой над дайнами занимался Кришьян Барон. Именно благодаря ему они уже никогда не исчезнут, найдя надежную защиту от разрушительного воздействия времени в толстых томах его научного труда. Именно их называл своим памятником Кришьян Барон. Собрание народных латышских песен автор называл воспитанием народным: себя, других и воспитание идеи.
Примкнув к младолатышскому движению, работает в "Петербургас Авизес". Именно в это время философствует над принципом интернационального и национального.
В 1865 году он покидает Петербург, находясь под полицейским надзором. В 1967 году получает место домашнего учителя в семье русского помещика Станкевича (родственника известного демократа Николая Станкевича), проживающего в Острогожске Воронежской губернии. Там Барон провел двадцать пять лет. Как бы вдали от шума и бурь волнительного века. Но именно в эти годы он начал работать над богатством латышской культуры - шеститомником "Латышских дайн".
Дайны принадлежат народу пахарей, и поэтому в них больше всего ощущается слияние с землей, с сельскохозяйственной работой.


***
Что же, братцы, станем делать?
Люди всё уже вспахали.
Запряжем-ка мы буланых,
да навалимся гурьбой.


То-то славно чащу выжечь,
распахать, да рожь посеять:
Кружит пчёлка, зреет ржица, -
Любование одно.

Латышские народные песни сумели пронести через тысячелетия дух радостного развития. песни не имеют сюжета, но отражают науку стремлений, раскрывают сущность добрых человеческих устремлений.


***
Надгробия не ставьте мне,
Не надо для него камней.
Мой памятник уже стоит
Из злата наших дайн отлит.


А лучще посадите дуб, -
Чтоб рос могучий жизнелюб,
Чтоб друг и недруг мог придти
И тень живящую найти.


Это стихотворение называют поэтическим завещание К. Барона.



Другие статьи в литературном дневнике: