Сегодня обнаружил, что не могу отправить рецензию к итогам конкурса "Блиц!!! Конкурс красоты поэтической мысли - 46". Возможно, это блокировка аккаунта или включение меня в чёрный список на странице конкурса. Что ж. Видимо, моя работа не востребована конкретно на этом поэтическом ресурсе. Тем не менее я выложу её у себя в дневнике. Возможно, Вероника заглянет и прочитает её. Да и вам она может показаться интересной. А для меня это вклад в... В общем не бессмысленно.
Ниже стихотворение Вероники Тышкевич и текст рецензии, над которой я работал долгие три вечера, а то и больше.
Утро, каких было тысячи прежде:
планы на вечер и скорую осень.
Планы на жизнь и большие надежды –
пики высот, ведь замах грандиозен.
...Восемь-пятнадцать и стрелки мгновенно
яростным жаром в оплавленный корпус
вжаты навеки, а далее – в венах
вместо покоя – обилие скорби...
...Дикое и сумасшедшее пламя,
двигаясь молниеносно и слепо,
встречное испепеляя и плавя,
мир разделило на уголь и пепел...
...Сколками тел силуэты на стенах...
...В кожу вжигаемый ткани рисунок...
Смерч огнедышащий с остервенением
жжёт уцелевшее в танце безумном...
В восемь-пятнадцать внезапно химерой
стали все планы, а в теле ранимом
доза лучистая шкалит без меры.
Боли отныне неискоренимы.
Сломанных и искорёженных судеб
здесь – сотни тысяч, и жизнь безотрадна...
...За океаном – решением «судей»
ад сотворившим – почёт и награды...
Рецензия:
Здравствуйте, Вероника. Я тоже рад, что блиц вернулся. На этот раз я решил не вмешиваться в естественный ход конкурса. И даже в подведении итогов появился не сразу - всё для того, чтобы подчеркнуть взгляд стороннего наблюдателя, а не участника системы и сохранить вашу внутреннюю гармонию и внутреннюю гармонию вашего конкурса (насколько это возможно).
Теперь о вашей работе. Замысел превосходен: Напомнить об ужасах войны на конкретном примере Хиросимы и Нагасаки, её последствиях и обличить лицемерие и цинизм системы, "заокеанских судей".
Мне понравилась эта идея и я внимательно прочитал, перечитал, исследовал ваше стихотворение. Вот мои наблюдения:
Стихотворение построено на контрасте обыденности и апокалипсиса. В нём противопоставляются обычные радости жизни, планы на будущее и разрушающее, уничтожающее действие атомного снаряда, жестокие последствия для пострадавших и цинизм системы "заокеанских судей".
Сильные стороны и некоторые нюансы, требующие доработки вашего текста:
Первая строфа - описание мирной жизни города. Это и есть противовес тому ужасу и разрушению, который последует дальше. Сразу же замечаю метафору успеха "пики высот" и грандиозность замаха.
И эти красивые слова наполнены... пустотой. Точнее не совсем: "Утро, каких было тысячи прежде", "планы на вечер" и осень. И автор считает, что это и есть "пики высот" и даже использует частицу "ведь", чтобы указать "Грандиозность" замаха. Ежеутренняя рутина и планы на будущее, которые, впрочем, не меняют обыденности следующего утра. Провал контраста. Это делает последующий хаос просто весёлым фейерверком на фоне зевотной скуки.
Использование частицы "ведь" не решает вопроса, а только усугубляет ситуацию. Использование разговорной частицы режет слух (но это уже выбор автора) Основная проблема начала: автор декларирует грандиозность, не показывая её - тем самым подрывая доверие читателя в самом начале стихотворения. Ни слова о ценности человеческой жизни, даже намёка.
Вторая строфа - переход к трагедии.
"Восемь-пятнадцать... стрелки.. вжаты" - сильный ход: детализация и исторический факт. Это задаёт тон, ассоциативный ряд для читателя (мирная жизнь-стрелки, вжатые в корпус-глобальное разрушение), конкретизирует здесь и сейчас. Несомненный авторский успех. К сожалению этот успех несколько размывается из-за стилистического диссонанса: чисто физическое разрушение часов соседствует с экзистенциально-биологической метафорой трагедии. Это объединение могло стать усилением предыдущего успеха с часами, но смысловой мост "далее - ..." не справляется со своей задачей, потому что нет переходного, связующего звена.
"Оплавленный корпус", "вжаты навеки" — язык технический, катастрофически-конкретный (как репортаж). "Обилие скорби в венах" — язык метафорически-поэтический, абстрактный.
Резкий переход между этими регистрами без градации создает ощущение стилистической ломки. На этом фоне "обилие скорби" в венах звучит как метафора ради метафоры — слишком нарочито, неубедительно - особенно после конкретных "оплавленных корпусов.
Третья строфа - становление и распространение хаоса, уничтожение "мира".
Создаётся впечатление, что автор постепенно погружается в творчество, выравнивается. Эта строфа могла стать смысловым центром стихотворения. Впрочем, это ещё возможно.
Точные рифмы (пламя/плавя), ритм разрушения, звукопись распространяющегося пламени (взрывные согласные – "п", "д", "т" в словах "пламя", "дикое", "сумасшедшее" имитируют треск огня. Глухие "с" и "ш" в "сумасшедшее" и "слепо" – шипение горящего дерева) - всё превосходство этих строк гасится о гиперболизацию гиперболизации ("мир разделило на уголь и пепел...").
Неужели тот ядерный удар уничтожил ВЕСЬ мир? Нет. Возможно, автор имела в виду личный мир жителей города, их реальность. Но буквальное прочтение и отсутствие маркеров и подорванное доверие начала стиха препятствуют метафорическому прочтению. Разделение на "уголь и пепел" (почти семантические синонимы) так же не решает проблемы.
Несмотря на это третья строфа - серьёзный шаг вперёд в развитии поэтической техники и смысла стихотворения.
Четвёртая строфа - развитие и локальные последствия катастрофы. Абсолютный успех автора и пик совершенства.
Смысловые паузы, ритм, звукопись, детализация (с документальной точностью!) и образность - всё это работает на эффект объёма, визуализации разрушения, жестокой ярости стихии.
"Смерч огнедышащий" — мощная метафора огненного торнадо, возникшего после взрыва; "жжёт уцелевшее в танце безумном" — динамичный образ огня, уничтожающего уцелевшие обломки в хаотичном движении. Инверсия (поэтический приём) "В кожу вжигаемый ткани рисунок" - усиливает впечатление "безумного танца" пламени. А сам факт выжигания таких "узоров" и "силуэты на стенах" - отсылка к реальному феномену Хиросимы: световое излучение взрыва "выжгло" теневые силуэты людей на стенах и асфальте.
Главная находка автора - выбор слова "Сколками". «Сколками» — форма множественного числа существительного «сколок». Сколок может означать:
*отколовшийся или отколотый кусок чего-либо;
*узор, снятый с подлинника путём накалывания;
*в переносном смысле — точное подобие, копия кого-либо или чего-либо. - Это слово редко используется в поэзии, особенно в таком контексте. Его выбор требует смелости и глубокого понимания семантики. Оно точно соответствует физике явления и несёт в себе уникальную эмоцию: не боль разрушения, а ужас аннигиляции, превращения в небытие, оставившее лишь след на стенах и асфальте
Пятая строфа - кольцевая композиция стиха, последствия. Усталость автора после прорыва?
"В восемь-пятнадцать..." Вы ли это, Вероника Тышкевич, та самая, что так яростно борется с повторением слов в чужом творчестве? Но если без шуток, то это - блестящий поэтический приём, связывающий причину (момент взрыва) и долговременные последствия. Заставляет запомнить, прямо-таки привязать это положение стрелок к этой трагедии.
"Стали все планы химерой" - а это лейтмотив и главный контраст: планы, которые не просто жестоко уничтожены, но превращены в иллюзию, в призрак, в несбыточные мечты и разбитые надежды. Неискоренимость боли - вот что теперь остаётся вместо планов на вечер и осень. Боль теперь не просто симптом, а состояние существования. "Боли отныне неискоренимы" - это не только о болях выживших, но и о самой трагедии, её смысле.
Сильные стороны этой строфы (кольцевая композиция, контраст, и обобщении "болей"), к сожалению подрываются неубедительным началом стихотворения. Но и внутри самой строфы есть неудачные образы и слова, приводящие к значительному ослаблению финала.
"Ранимое тело" - не только штамп, но и неточность: значение слова "ранимый" - уязвимость, восприимчивость к воздействию. Это не придаёт конкретики увечья и ран. Но если с этим ещё можно согласиться (лучевая болезнь действительно делает тело ещё более уязвимым), то выбор других слов...
"Доза/лучистая/шкалит..." Слово "доза" поглощает масштаб вышеописанных ужасов и разрушений, но и с ним я готов согласиться. Но лучистая! Понимаю, что это было задумано как намёк на лучевую болезнь, НО! В распространённом понимании это слово передаёт свет и радость! ("солнышко лучистое", "лучистая улыбка", "лучистые глаза"). Да, возможно автор пыталась переосмыслить слово - однако перед нами не тот текст, в котором следует это делать. Да и подходящий контекст не задан. "Шкалит" - разговорное слово, отсылка к шкале счётчика Гейгера.
Сочетание: "Доза лучистая шкалит" — фатальная комбинация. Техницизм + неуместно-радостный эпитет + жаргонный глагол. Это не описание внутреннего ада, а пародия на него. Полностью уничтожает трагический настрой.
Это выглядит как истощение вдохновения после прорыва в предыдущей(четвёртой) строфе.
Шестая строфа - итоги и обличение системы.
Визуальный разрыв строфы на двустишия - это разделение на "здесь" (Хиросима, "безотрадность", "искорёженные судьбы") и "там" ("За океаном", где "судьи" и "награды" олицетворяют безнаказанность и лицемерие системы)
Строфа подводит итоги, реализует одну из поставленных задач стихотворения, даёт структурную и смысловую завершённость. Технически сильно.
Подводя итоги.
По строфам:
Первая строфа, важнейший структурный элемент и фундамент композиции - слабая и неубедительная. Это главная причина композиционного перекоса.
Вторая строфа - стилистический диссонанс, который, впрочем, не умаляет успеха первой половины строфы
Третья строфа - несоответствие заявленного масштаба и фактических разрушений (ядро стиха)
Четвёртая строфа - самая сильная, образная и цепляющая.
Пятая строфа - основа и структура текста, лексическая неразборчивость
Финал - Технически безупречно.
Общий вывод: Стихотворение — потенциальный шедевр, подорванный исполнением. Его сильные стороны (4-я строфа, финал, структурные находки) действительно гениальны. Но фундаментальные просчеты (1 строфа) и критические ошибки в ключевых узлах (3-я, 5-я строфы) ставят под сомнение устойчивость всей конструкции.
Оно производит сильнейшее, но фрагментарное впечатление: читатель помнит кошмар "сколков тел" и ярость финального обличения, но спотыкается о неубедительное начало и "лучистую шкалящую" дозу. "Здание" стоит, но трещины в нем видны невооруженным глазом, а ремонт требует перекладки целых секций.
Вероника, вы дали этому стихотворению огромный потенциал, но работа ещё не окончена. Предлагаю следующие решения, которые помогут выровнять текст, привести его к цельной гениальности, которой вы достигли в четвёртой строфе:
1 Укрепить фундамент стихотворения. Показать истинную ценность и хрупкость бытия, мира атакованного города и его жителей. Критически важно! Если понадобится - возможно даже добавить строфу.
2 Поищите более надёжный переход между регистрами второй строфы или переработайте стиль в единый
3 В третьей строфе либо измените масштаб уничтожения до локального (города, региона, а не целого мира), либо поддержите этот масштаб убедительными аргументами. Моё конкретное предложение в 4 строке: вместо "мир разделило на уголь и пепел..." - "мир разделило на "до" и "после"...". Почему так: Мир после бомбёжки Хиросимы действительно разделился на "до" явления атомного оружия и "после" его применения. На "до" великой трагедии и "после" неё. Для выживших жителей "до" облучения и мучительной лучевой болезни и "после" неё. Это исторически точно, масштабно (охватывает целый мир) и многозначно. Да, может показаться, что рифма слепо/после фонетически не точная. Но технически и семантически идеальна.
Обратите внимание:
Анаграммность (сле-по / по-сле): Это не просто рифма, это зеркальное отражение, формально воплощающее идею РАЗДЕЛЕНИЯ и перелома. Звуковая перекличка ("сле"/"сле", "по"/"по") подчеркивает связь понятий, а инверсия (по-сле / сле-по) визуализирует сам акт переворачивания мира.
Семантически эта рифма связывает причину (слепое пламя) и следствие (мир "после") неразрывно.
Рифма становится смысловым стержнем строфы, а не просто формальным требованием. Она замыкает логику: пламя-разделение-до и после. Эта рифма сделает строфу смысловым ядром, центром стихотворения.
4. Подберите более подходяще слова в пятой строфе.
Что делать со стихотворением, решать, конечно же вам, Вероника. Но честно - оставлять потенциальный шедевр в текущем состоянии всё-равно что позволить историческому памятнику рухнуть под грузом неухоженности и невнимания. Ваш замысел превосходен, а исполнение можно пересмотреть. Мир должен помнить об ужасах применения атомных боеголовок. И ваша работа этому несомненно способствует!
P.S. Не знаю, чего вы боитесь, блокируя меня на странице конкурса. Знаю лишь, что страхи, порой, препятствуют развитию. Ну да ладно
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.