Письма другу. О любви, 1

Йеро С-Пб: литературный дневник

Вокруг люди, и люди… И одиночество. Не буду расшифровывать «стресс» — я понял, он во мне самом, живёт и даёт всходы в виде нервных срывов и бессонницы. Не буду о «бытийном», буду о сущем. О том, что меня захватывает, но никак не может захватить. Ты назвала это «смыслами»…


Желание жить у меня было всегда, и будет! Вопрос: как получится или как хочу?


Мир не есть хаос, он — такой «огромный» кусок — бесконечный в пространстве и времени, живущий (движущийся) по единым своим законам. И что важно до крайности! — Совершенно единый и неделимый на протяжении всей бесконечности! Это невозможно представить, но это так. Всё и все в мире связаны. Всё и все состоят из чего-то меньшего, и являются при этом, частью чего-то большего. Дискретность всегда рождается в сознании, а значит, в общем, — ложна. И всё — материально, так называемое, духовное — всего лишь продукт деятельности этой материи.


Кто-то может возразить: разумная деятельность способна менять материю — да, но не рождать материю «с нуля», продукт материи меняет саму материю, и только. Что в этом удивительного? И теория большого взрыва — не верна. Вселенная (в смысле, материи), вообще, не рождалась, была и будет всегда, циклично изменяться. Движение звёзд — только часть какого-то огромного «тектонического» процесса, которой мы не в состоянии увидеть и понять из-за нехватки эмпирических знаний, технических средств и, соответственно, «работающей» теории. Нет в природе ничего божественного! Разве что, мои стихи…


И человеческие сообщества не исключения в этом плане. Более того, личность человека тоже — едина и неделима, а проявляется, по сути, одинаково в общении с растениями, животными, домочадцами, любовниками и любимыми, друзьями, соседями, прохожими, эмигрантами, политическими оппонентами и далее по списку… Расскажи, как человек обходиться с собакой, и я расскажу, как он поступит со своей любимой женщиной.


И вся физическая и психическая деятельность человека постоянно находится в движении — личность либо развивается, либо деградирует, т.е. что-то в ней «отмирает». При деградации «отмирание» каких-то добрых чувств, созидательных шаблонов поведения и здоровых эмоциональных откликов жизнь человека подталкивает его к преждевременной смерти — вызывает болезни, «притягивает» несчастные случаи, заводит в психологические тупики. Которые оканчиваются — пьянством, порнографией, поиском «новых» удовольствий… И «смыслов»… Человек садится в самолёт не для того, чтобы долететь до Парижа, а для того, чтобы просто лететь в Париж… Долго лететь.


Вот я и подступил, издалека, к главной теме твоего письма — любви «в самом широком смысле»… Огромное спасибо за него (я подумал, что после моего «раздражено-похмельного» послания, ты не ответишь — извини за то письмо и такую неуверенность в своём друге). Письмо у тебя получилось волнующее, содержательное и… тёплое. Ты всерьёз взялась за тему, начала с практики и повернулась к теории. Люблю основательный подход!


Сквозят в нем цитаты из Эриха Фромма. С такой подачи прочитал «Искусство любить: исследование природы любви» (http://psylib.org.ua/books/fromm03/txt06.htm). Сильная вещь большого учёного. Нужно преподавать в школах! С 6 класса. Но работа в чем-то устарела, Эрих не знал, например, о современных прорывах генетиков, которые внесли поправки во все направления науке о человеке.


Приведу и я несколько, на мой взгляд, главенствующих в нашем вопросе цитат:


«Братская любовь — это любовь между равными; материнская любовь — это любовь к беспомощному существу… Противоположность обоим этим типам любви составляет эротическая любовь, она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви».


«Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы познавалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно — и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться каждый день заново».


«Любовь должна быть по существу актом воли, решимостью полностью соединить жизнь с жизнью другого человека… Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, — это решимость, это разумный выбор, это обещание».


«Иметь веру» в другого человека это значит быть уверенным в надёжности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви».


«Основа рациональной веры — созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого следует, что вера в силу (в смысле господства) и использование силы являются оборотной стороной веры. Вера в существующую силу тождественна неверию в развитие ещё не успевших реализоваться возможностей… Чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование. Кто дорожит безопасностью и спокойствием, как первостепенными условиями жизни, тот не может верить; кто ушёл в глухую оборону, где средствами безопасности служат дистанция и собственность, тот сам делает себя узником».


И суть учения Фромма: «Практика веры /Рациональная вера – это, прежде всего, не верование во что-то, а определённость и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям. Вера — это черта характера, пронизывающая всю личность.../ и отваги начинается с мелочей повседневной жизни. Первый шаг — это заметить, где и когда вера была утрачена, исследовать «объяснения», которые используются, чтобы скрыть эту утрату веры, осознать, где ты действовал трусливо, и опять же, как эта трусость объяснялась. Осознать, как каждая измена вере ослабляет тебя, а возрастающая слабость ведёт к новым изменам, и так далее, по порочному кругу».


Удар в точку! — «Люди, способные любить, при нынешней системе по необходимости составляют исключение; любовь является по необходимости маргинальным явлением в сегодняшнем западном обществе… Те, кто серьёзно относятся к любви, как единственному разумному ответу на проблему человеческого существования, должны прийти к выводу о необходимости важных и радикальных перемен в нашей социальной структуре, если любви предстоит стать общественным, а не исключительно индивидуальным и маргинальным явлением».


ИТОГ: «Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнёров и, в конечном счёте, всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнёров, групповой секс и т.д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом любовников вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного».


Теперь мои замечания к замечательной работе Фромма.


Логический вывод из всего прочитанного:


Любовь не может зацикливаться только на одном человеке, не любишь человечество, значит — не любишь ни себя, ни другого (в библейском смысле — ближнего). Нет движения в отношениях между любящими — нет и самих отношений. Любовь — СОЗИДАТЕЛЬНАЯ практика! Секс — только малая частность большой любви, которая должны быть основана на честности (порядочности) и смелости партнёров перед своими отношениями. Ошибки в поиске любимого человека — естественны и не должны приводить к ложным «выводам»: «меня никто не любит», «она для меня — всё, и я ей — всё, а она ушла, дрянь, к другому», «мне больше никого не полюбить» и прочее нытье…


Эрих вскрыл суть любовных отношений, но не уделил должного внимания частностям. А в мелочах, собака-то и порылась. Например, не описал предпочтения при выборе предмета «обожания». Большинство людей делают этот выбор не осознано! А должно на научных данных (да-да — по тестам и медицинским анализам!) или, хотя бы, на элементарных, теоретических знаниях природы любви (как процесса — его рождения и дальнейшего развития)!


Если ты не знаешь изначальных предпочтений партнёра: эстетических, сексуальных, и даже, идеологических то, нельзя надеется на то, что отношения будут надёжными. Надёжность — главная черта верной любви! А ещё есть генетическая, психологическая и интеллектуальная совместимость… Если не совпадает хотя бы один из этих пунктов, то рано или поздно любовь начнёт натыкаться на раздражение спутника.


Поэтому любовные отношения всегда риск, если нет объективных данных о визави. Пример из нашей жизни: я мало тебя слушал, а ты много молчала. Поэтому-то и речь о смелости. И не побоюсь пафоса, о благородстве, смешанном с бесшабашностью. И жалостью… Она, на самом деле, не унижает, но придаёт дополнительный, пикантный смысл.


Любовь при капитализме — асоциальное явление, которое повсеместно подменяют (самое не приятное — в культуре и искусстве) сексом и страстью, в лучшем случае, романтикой. Любовь в прикладном смысле — наука о размножении человеческих особей, но она должна быть интеллектуальным искусством в развитом обществе! Но человек сегодня больше животное, наделённое эмоциями, чем по-настоящему разумное существо. В этом суть времени!


… Не могу больше писать. Не люблю работать на скорую руку, и быть зажатым в тёски времени другими неинтересными обязанностями, особенно бытовыми. Но нужно выработать в себе эту привычку. Иначе не успеть за переменами! За жизнью. За её прелестями!


С пожеланием благ! Бегу мыть посуду и замачивать белье, пока сосед куда-то ушёл, старый жлобяра. Вот такое у меня «искусство любви».



19 ноября 2017 г., Санкт-Петербург



Другие статьи в литературном дневнике: