Точная мера жизни19 февраля 1896 года в местечке Теншебре (Нормандия) родился Андре Бретон, французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма. После церковной школы продолжил обучение в столице, а по окончании колледжа отправился в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета, а в 1915 году — военным санитаром. На фронте мобилизованный студент встретился с будущими известными поэтами — Гийомом Аполлинером и Луи Арагоном. Встреча с Гийомом стала судьбоносной: он познакомил Бретона с Филиппом Супо, в сотворчестве с которым Андре в 1919 году создаст знаковые «Магнитные поля», написанные новым методом — «автоматическим письмом». Бретон, основываясь на опыте «Магнитных полей», даёт первое определение сюрреализма: «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить — или устно, или письменно, или любым другим способом — реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». Главными инструментами сюрреализма призваны: Мишель Лейрис, поэт из когорты сюрреалистов, вычленил, возможно, главное: «Известно, какое значение сюрреализм придавал мечте, изобретению и шире — всем продуктам воображения, исходящим из самых глубин человека»… Вокруг Андре сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара… С 1920 года они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, также славу начинающих поэтов составляли регулярные драки на банкетах и многочисленные скандалы. После публикации Манифеста сюрреализма (1924) движение сюрреалистов обрело программу и вождя — Бретона. Это лидерство стало носить авторитарный характер: склоки заставили покинуть группу Роже Витрака и одного из трёх мушкетёров сюрреализма — Филиппа Супо (так их называли — Бретона, Арагона и Супо). Но в доме Бретона на улице Фонтэн «сюр» продолжал крепчать, и даже было открыто Бюро сюрреалистических исследований. Бретон принимал активное участие и в политической жизни: он призывал последователей вступать во Французскую коммунистическую партию, членом которой был с 1927 года (в 1933 году после конфликта с Ильёй Эренбургом был исключён). В 1930-х бывал в Мексике у Льва Троцкого. Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США. Был в полемике с Сальвадором Дали, который поддерживал режим Франко, после того, как художник заявил: «Сюрреализм — это я!». После войны он с единомышленниками продолжал участвовать в политической борьбе, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации, но отказывался примыкать к какой-то одной стороне левого движения. Умер в Париже 28 сентября 1966 года от болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль. У Андре поэзия оказалась не самой сильной стороной творчества. Мощный организатор и теоретик движения, он куда убедительнее писал прозу и куда изысканнее — свои манифесты. В то же время, с точки зрения его адептов, Бретон был наиболее значительным поэтом своего времени. И это понятно: его воспринимали целиком, во всех проявлениях личности, которая так или иначе покоряла тех, кто его встречал (позднее Жорж Рибемон-Дессень назовёт это «патологией Андре Бретона»).
***** я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами Перевод Марка Гринберга © Copyright: Йеро С-Пб, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|