***

Боргил Храванон: литературный дневник

...Марат принадлежит не только лишь французской революции, он тип предшествующих веков, непостижимый и ужасный. Марат – это древнее таинственное чудовище. Если вы хотите узнать его подлинное имя, крикните над бездной это слово "Марат"; эхо из бесконечных глубин ответит вам: "Нищета!"… Гильотинировав Шарлотту Корде, говорили: "Марат мертв". Нет, Марат не умер. Поместите ли вы его в Пантеон или вышвырните в сточную канаву, все равно на следующий день он возрождается вновь. Он возрождается в мужчине, у которого нет работы, в женщине, у которой нет хлеба, в девушке, которая становится проституткой, в ребенке, который не научился читать; он возрождается на чердаках Руана и в подвалах Лилля; он возрождается в жилище без очага, на жестком ложе без покрова, в безработице, в пролетариате, в публичном доме, на каторге, в ваших не знающих жалости законах, в ваших убогих школах; он возникает из всего того, что называется невежеством, он восстанавливается заново из всего того, чем является ночь. О, человеческому обществу стоит поостеречься: лишь убив нищету, можно убить Марата… Ведь пока люди будут несчастными, будет расти на горизонте туча, которая может превратиться в призрак, и призрак, который может стать Маратом.


Виктор Гюго



Другие статьи в литературном дневнике: