Леонид Млечин, 1980 год

Боргил Храванон: литературный дневник

...Газета, которую ты получаешь дома, радио, привлекающее возможностью поискать в эфире что-нибудь интересное, и, наконец, неудержимо манящий (особенно когда надо делать уроки) экран телевизора - словом, все, что теперь называют средствами массовой информации, удивительным образом сближают тебя, наш читатель, со всем миром. Невиданный прогресс науки и техники сделал все живущие на земном шаре народы близкими соседями. Люди стали лучше знать и понимать друг друга. Наверное, никто из твоих друзей не собирается, как некогда герои известного рассказа Чехова, уехать в трюме парохода в Америку, чтобы стать вождем племени индейцев.
Разумеется, интерес твой к событиям в мире, к жизни других стран значительно глубже, чем он мог быть у мальчиков чеховских времен. И конечно, тебе хочется узнать о твоих сверстниках за границей.
В последнее время много говорят и пишут о подрастающем поколении в капиталистических странах. Кому-то оно внушает опасение, кому-то надежду. Ты, должно быть, слышал о «молодежном бунте» конца 60-х годов. Это был взрыв возмущения молодежи крупнейших капиталистических стран против буржуазной системы, против «общества потребления». Именно тогда прогрессивные философы, социологи, писатели наперебой заговорили о несовместимости юности и капитализма, о том, что капитализм калечит человека уже с самого детства.
В этой книжке мы хотим рассказать о жизни детей на Западе. Сегодняшние дети завтра станут взрослыми, будут определить жизнь своей страны. Но именно в детстве, в юности формируется характер, закладываются основы мировоззрения, Тем, как пришли детские годы, во многом определяется вся жизнь человека. С другой стороны, отношение к детям наглядно характеризует само общество. И трагическое положение миллионов и миллионов детей в странах капитала - страшное проявление антигуманной сущности буржуазного общества. Впрочем, не будем забегать вперед…
Решением Организации Объединенных Наций 1979 год был объявлен Международным годом ребенка. Цель - обратить внимание людей на бедственное положение детей во многих государствах. В развивающихся странах тяжелое наследие колониализма и неоколониализма - нехватка продуктов питания, бедность, с трудом преодолеваемая неграмотность - тяжело отражаются на подрастающем поколении. По-иному стоит проблема в индустриально развитых странах Запада…
Для тебя, наш читатель, «капитализм», «буржуазное общество», «безработица», к счастью, всего лишь слова из учебника обществоведения, а потому зачастую кажутся, наверное, абстрактными. И кое-кто, слушая учителя, иной раз думает; «Ну, что он (или она) заладили: капитализм, капитал... Живут небось припеваючи». Вспоминают при этом глянцевые обложки иностранных журналов с цветными снимками роскошных автомобилей - и фотомир рекламного изобилия представляется реальной жизнью.
Вот и давай поговорим о реальной жизни на Западе. Ты познакомишься со своим сверстником из Нью-Йорка, Мюнхена, Токио, увидишь его совсем малышом, который делает первые шаги в жизни, пойдешь вместе с ним в школу и испытаешь проблемы юноши, ищущего работу.
И тогда, мы уверены, понятие «капиталистическая действительность» перестанет казаться тебе отвлеченным, а наполнится болью и страданиями миллионов детей и подростков, таких же как ты, веселых, задумчивых, пытливых, но родившихся в другом мире. А чтобы не быть голословными, мы будем опираться только на факты, взятые из прессы именно тех стран, где буржуазное общество, увы, жестокая реальность. Причем прессы главным образом буржуазной, которую уж никак не обвинишь в предвзятом отношении к капиталистической системе.
Пусть эта книжка не только познакомит тебя с теми, кто мог бы стать твоими друзьями и товарищами, но и заставит задуматься над трагедией искалеченного детства. Ведь, как сказал поэт, «чужого горя не бывает».



Другие статьи в литературном дневнике: