МКХ-13 первая строчкаМеждународный конкурс хайку на русском языке (МКХ-13) определил победителей 2021 года. Ну а я, как один из судей, традиционно пишу нечто вроде отзыва. В таких отзывах я обычно перечисляю моих фаворитов (которые не совпадают с результатом по общей оценке), а также критикую остальных авторов за нарушение какого-нибудь эстетического принципа японской поэзии. Так что если собрать эти отзывы, у вас получится альтернативный учебник по хайку - где на живых примерах показано, что такое ваби-саби, сясэй, моно-ноаварэ, югэн и ториавасэ. Ну а сегодня для разнообразия будет совсем простая история - про то, как не надо писать первую строчку. На самом деле, не существует никаких чётких правил о том, как её надо писать. Особенно если мы говорим о современных трехстишиях. Но в самой давней статье "Что такое хайку", где собраны все формальности, я специально уточнял, в чём разница между хайку и хокку. Хокку - это "начальная строфа" для поэтической игры ренга, в которой участники дописывают новые строфы к начальной (вроде буриме). Поэтому хокку обычно отражает место и время встречи, намекая на историю этого места, на гостеприимство хозяина дома или на сезонный праздник. Зачастую это самое место / время называется прямо в первой строке. Впоследствии, когда трехстишия отделились в самостоятельный жанр (хайку), в них уже не требовалось указывать время и место встречи. В первой строке хайку может просто фигурировать один из объектов, сопоставляемых в этом трехстишии. Но традиция зачинов сильна, и в начало многих хайку по-прежнему ставится либо сезонное явление, либо крупный фоновый объект (место). Как в известном стихе Басё про лягушку, где первой строкой идёт "старый пруд". Видимо, многие отечественные сочинители хайку до сих пор находятся под влиянием переводов тех старых, классических трехстиший (Басё, Исса, Бусон), где первая строка именно такая: общая экспозиция, объяснение ситуации. И это, увы, превратилось в штамп. Особенно жаль тех участников конкурса, кто увидел действительно хороший образ, но испортил его ненужным "объяснением" в первой строке: поездка лесная поляна Детская память Другой типичный косяк - первая строка не то чтобы совсем лишняя, но какая-то посторонняя. На её месте вполне можно поставить что-нибудь другое. Другое место, другой сезон. Хотя здесь уже начинается субъективное: может быть, у автора и других читателей именно эта строка резонирует с продолжением, и только я один не понял? Вот три примера, в которых образ неплох, однако первая строка кажется мне странной: кружным путём бабье лето... золотая осень А вообще, если вы увидели хороший образ, совершенно необязательно добавлять к нему лишнюю строчку-зачин. Среди конкурсных хайку практически не было таких минималистических. А жаль. Могу из своих показать: снег broken window moon Впрочем, есть и более классические авторитеты на этот случай. Известный поэт Танэда Сантока вполне обходился без лишних зачинов. Его хайку выглядели примерно так: листья всё падают даже в плошке нищего шлёпнул мне по шляпе Ну и несколько хороших примеров из числа хайку, присланных на конкурс МКХ-13. Начнем с тех, в которых первая строчка довольно классическая, как в хокку: время действия, ситуация. Но эта первая строчка не лишняя, она взаимодействует с образом, который идёт после: Какой тёплый вечер! последний вечер Полночь! полнолуние весенние облака скоро в школу разговор о девичьем А теперь несколько хайку, где первые строчки не являются сезонным фоном - это уже конкретный образ, который затем разворачивается дальше. Так тоже неплохо: дым костра 7 миллиардов теплая от солнца черника яичница В общем, главный совет - не штампуйте первую строчку "под классику". Лучше всего, если эта строчка появится у вас сразу, как естественная часть картинки. Если же сначала появился какой-то образ, а потом вы думаете, какую бы первую строчку к нему прикрутить - скорее всего, эта искусственность будет заметна, и это испортит ваш стих. Ещё раз напомню, что имена авторов приведённых примеров, а также хайку победителей и призёров конкурса МКХ-13 (по суммарным оценкам всех судей) можно найти на сайте конкурса.
© Copyright: Мила Малинина, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|