Рембрандт - евреи в его творчестве. заметки.

Глеб Ходорковский: литературный дневник



РЕМБРАНДТ - ЕВРЕИ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.


Роль живописи в жизни голландского общества. (бытовая)

Биография до краха. Учителя.

Свой путь, женитьба на Саскии, успех, своя школа, рождение Титуса.


Картины на темы из Ветхого Завета.

Смерть Саскии, «Ночной дозор»


Крах и бедность.


Дом в еврейском квартале, портреты. Хендрикье Стоффельс.


Смерть Титуса, смерть Хендрикье.


Посмертная судьба.






Наши соплеменники вот уже не одну сотню лет маются проблемами самоидентификации. Особенно остро этот вопрос обсуждается в Земле Обетованной –кто «да» и кто «нет». Даже в нашей общине, основу которой составляют выходцы из«совка», бывшие пионеры, комсомольцы, члены партии, или по крайней мере, члены профсоюзов - «школы коммунизма», вокруг этих проблем тоже ломаются копья.


С художниками вопрос ещё круче: ортодоксальный иудаизм запрещал
изображения людей, несмотря на то, что 1 Заповедь требовала только «Не сотвори себе кумира», т.е. запрещала поклонение изображению.
Даже религия, тысячелетия бывшая сутью еврейской ментальности не могла полностью вытравить тягу талантливых людей к изобразительности, к прекрасному.
И она реализовывалась в архитектуре и прикладном искусстве -в ритуальных предметах: металлических (светильниках, подсвечниках, менорах, ханукиях, в коронах на Тору, и металлических пластинках, украшавших её) и тканых ( расшитые занавеси на «Арон-ха кодеш, «парохеты» которые прикрывали это хранилище Торы, талесы, специальные воротнички и головные уборы раввинов и т.д.) Элементы скульптуры были в каменных барельефах «мацейв» - надгробных памятников.
Дерево керамика и стекло использовались в основном в быту.
Ещё была каллиграфия. Свитки Торы заполняли почти квадратными буквами иврита «сейферы», писцы, часто потомственные. Не только ошибка или небрежность, грязь были недопустимы. Даже маленькая завитушка или чёрточка могла свести на нет многомесячную, а иногда и многолетнюю работу.
Во времена средневековья и эпохи возрождения появились иллюминованные рукописные Талмуды и Агады. Когда возникло книгопечатание евреи, тоже занялись книгопечатанием и стали выпускать те же Талмуды и Агады
Судя по письменным источникам, наиболее своеобразным архитектурным сооружением был Храм Соломона. Но ни сам храм, ни его изображения не сохранились.
Есть икусствоведческие работы о деревянных синагогах Украины, но это отдельная тема.
Пожалуй об евреской архитектуре можно говорить начиная только с Нового времени.
Находясь в египетском рабстве, под властью вавилонян, персов, греков, римлян и далее в рассеянии, еврейские ремесленники не могли не испытывать влияния этих культур

В украшении всех ритуальных и бытовых вещей разрешалось использовать только животный и растительный орнамент. Но, конечно, с древнейших времён запрет на изображение человека, правда изредка, но нарушался.
(мозаичный пол в древней палестинской синагоге, человеческие фигуры с птичьими головами в иллюминованных книгах и т.д.)





Писарро, Левитан, Модильяни, Либерман – еврейские художники?



Вся европейская культура зиждется практически на двух китах – античности и Библии. Я не затрагиваю всю западную живопись в т. ч. и русскую – столетиями она служила всем разновидностям христианского культа, следовательно использовала тематику, Старого и Нового Заветов, где основными персонажами были евреи.
Меня интересуют те художники, которые изображали жизнь и быт евреев вне связи с конфессиональными (религиозными) заказами.
И первое место в их ряду принадлежит великому голландцу – Рембрандту.




Я в общих чертах напомню вам его биографию.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене, в семье мельника.
Учился в Лейдене у Сваненбюрха и у Питера Ластмана в Амстердаме. В 1632 году переезжает в Амстердам и женится на богатой патрицианке Саскии Ван Эйленбюрх. Он много работает над портретами, 30е годы для Рембрандта годы счастья и огромного художественного успеха.

Небольшой экскурс в сторону – в Голландии времён Рембрандта живопись стала уходить из храма в быт, в интерьер. Реформистская церковь была аскетичной, а богатому голландскому купечеству хотелось, утверждаясь, увидеть самоё себя. Кроме того, живопись считалась тоже ремеслом, гильдия Святого Луки, к которой эти мастера принадлежали, находилась где-то между цехами кузнецов и седельников. Спрос был большой, даже в домах зажиточных крестьян появлялись картины. Конечно, их широкое распространение привело к тому, что на общем фоне появились гениальные мастера, и сейчас это время называют золотым веком голландской живописи.

Известно, что Рембрандт интересовался каббалой, в 1636 купил дом в еврейском квартале, в котором жил до 1645 года, когда, разорившись, он вынужден был его продать его за долги. Вначале, очевидно, он сблизился с евреями, чтобы иметь возможность постоянно общаться с ними, наблюдать, изучать и писать их для большей достоверности типажей в своих картинах на библейские и евангельские темы,(«Ассур, Аман и Эсфирь»,«Давид и Урия» в Эрмитаже, «Прощание Давида с Ионафаном») но позже, сблизившись со многими из них, он заинтересовался ими непосредственно. Об этом свидетельствуют его портреты, наброски и зарисовки амстердамских евреев. В этих портретах, психологически сложных, видно, что главной задачей художника было войти во внутренний мир портретируемого, понять его. Одухотворённость присущая этим работам великого мастера поразительна. Эти работы сейчас находятся в лучших мировых собраниях, в том числе и в Эрмитаже.(лондонский «Портрет раввина», «Портрет старика-еврея» в Эрмитаже. )
В амстердамском «Рийксмузеум» находится картина Рембрандта «Еврейская свадьба», на которой он изобразил с своего любимого сына Титуса во время свдебной церемонии.
Всё это дало основание некоторым из его современников считать( как, например, флорентинец Бальдинуччи) считать, что Рембрандт принял иудаизм. Вернее всего, это было связано со сведениями о том, что Рембрандт живёт в еврейском квартале и постоянно общается с евреями.
В иудаизм Рембрандт не обратился. Он был похоронен как христианин-кальвинист и эта запись в кладбищенской церковной погребальной книге – единственное свидетельство о его кончине.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.10.2010. Рембрандт - евреи в его творчестве. заметки.