Виктор Рудаев. Мистификация за колючей проволокой.
МИСТИФИКАЦИЯ ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ Гийом дю Вентре ...Великая честь, дорогие читатели, извлечь из забвения и представить вам вольнолюбивого, гордого и смелого поэта кровавого XVI века, бретёра и гуляку, веселого и трагичного, дравшегося в Варфоломеевскую ночь на стороне избиваемых гугенотов, еретика и атеиста, прекрасного и мало кому известного сейчас ГИЙОМА ДЮ ВЕНТРЕ… …Пока из рук не выбито оружье, Не для того гранил я рифмы гневом В дни пыток и костров, в глухие годы, Плачу векам ценой мятежной жизни 1572, августа 24-е… Огнем и сталью пахнут эти дни. Король перебирает зерна четок, Я все не верю: правда или бредни Придет ли день, когда в стране моей Ночь св. Варфоломея Сквозь дым - неумолкающий набат, Набат, набат!.. Благословляет небо, Где брат твой, Каин? Ты молчишь? Убит! …Откуда он родом, какая земля, которая из французских провинций дала миру эту неординарную личность, эту страстную натуру и талантливого создателя сонетов?! Конечно же, Гасконь, родина смелых воинов, поэтов, родина удачливых любовников и всеми любимого д"Артаньяна!.. По имеющимся у нас сведениям, Гийом дю Вентре родился в 1553 году, был современником короля-палача, короля-мясника Карла IX ("добрейшего из Валуа"…), кровавого герцога Гиза и другом Генриха Наваррского. Это время отражено в творчестве, в его прекрасных сонетах, которых в сборнике - ровно сто… …Но есть иные и более точные сведения… В 1943 году в концлагере-заводе под издевательским названием "Свободное" (!!!), находившемся на трассе нынешнего БАМа, один из зеков - Юрий Вейнерт, опустился в изнеможении на земляной пол литейного цеха и, глядя на льющийся в изложницы расплавленный чугун, улыбнулся своему напарнику Якову Харону: "Вот так Вулкан ковал оружье богу…" "Персей Пегаса собирал в дорогу!.." - откликнулся Харон. Так началось поэтическое содружество двух голодных интеллигентов, изможденных непосильным трудом, вдохновленных искрой будущей поэзии. Тогда-то и появился благородный француз Гийом дю Вентре с его сонетами… …Меня учил бродячий менестрель, Я мальчиком по берегу бродил, Меня учили горы и леса; Меня учил… Но суть совсем не в этом: И в прошлом были вымышленные поэты и писатели, создавшие превосходные произведения и персонажей, ставшие знаменитыми. Скажем, директор пробирной палаты, мудрейший Козьма Прутков, Клара Гасуль, о театре которой все узнали от Проспера Мериме, и появившийся несколько позднее небезызвестный Евгений Сазонов, людовед и душелюб… Однако вышеназванные персонажи были литературными шалостями или плодом нарочитой мистификации прославленных и не очень именитых писателей, живших в нормальных условиях. Они могли пользоваться библиотеками, получать справочную и другую литературу. Родители же Гийома дю Вентре были лишены всего этого. Они могли лишь довериться своей памяти, ибо французских справочников и других книг, словарей в лагере "Свободном" не было! Да что там справочников - бумаги ведь тоже не было! А о том, чтобы напечатать сонеты, даже надеяться не приходилось. Для единственного сборника сонетов использовалась инженерная синька и калька, на которых каллиграфически выводились стихотворные строки. Не будем забывать также и то, что в учреждениях такого рода отнюдь не поощрялась творческая деятельность заключенных. Создаваемое по крохам произведение приходилось тщательно прятать от глаз, верных режиму. Каждое приличное издание обычно снабжено портретом автора. Создатели сборника сонетов также не отошли от этого правила. Они взяли тюремную фотографию Юры Вейнерта, пририсовали щегольскую эспаньолку, усы, роскошные волосы и портрет снисходительно улыбающегося поэта с его факсимильной подписью поместили на титульном листе. …Но кто они, подарившие миру стихи Гийома дю Вентре? Юрия Вейнерта, только что закончившего десятилетку, в 1935 году первый раз арестовали по мерзейшему доносу, в котором обвинение основывалось на фразе невинного содержания, в телеграмме друзей на его имя. Сперва его сослали на Север. Там среди сосланных "врагов народа", работавших на стройке, - бывших архитекторов, художников, музыкантов, инженеров, искусствоведов, университетских профессоров - кого только там не было - оказался благодарный ученик, жаждущий знаний. Он впитывал все, что слышал, замечал, видел. Университетами для него стали тюрьмы и лагеря. Когда Ежова сменил Берия, Вайнерта выпустили, он поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта. Но на первом курсе его снова арестовали. Дальнейшая возможность учебы в ВУЗе для него больше не существовала. В кратковременные промежутки между отсидками он стремился пополнить свое образование и даже поступил в ФЗУ. После недолгого пребывания на свободе он вновь был арестован и попал в лагерь-завод "Свободное", где и встретился с Яковом Хароном. В 1947 году они оба были освобождены, но, оказалось, - опять временно, и, после очередного ареста, попали уже в разные лагеря. В заключении Юра трагически погиб при так до конца и не выясненных обстоятельствах. В стихах его не случайно встречаются слова: "Бастилия", "Свобода", "эшафот", "палач", "король-мясник", а еще - посвящения некоей "Маркизе Л." - намеки на трагическую любовь к девушке, имя которой начиналось тоже буквой "Л". В БАСТИЛИИ Паук-судья мне паутину вьет. Король, судья, палач и Бог - глухи. Его проклятьем помянет народ, …Яков Харон родился в 1914 году. Его родители развелись, и он жил с матерью в Берлине, где та работала в советском торгпредстве машинисткой. В те времена еще не было проблем с посылкой советских людей, отягощенных пятым пунктом… Там он закончил гимназию и учился в консерватории по классу фортепиано и композиции. Там встретил он свою любовь, которую пронес через всю жизнь… Арестован он был (нет нужды искать - за что) в 1937 году. Начались скитания по тюрьмам и лагерям, временное освобождение в 1947 году, потом опять арест и, наконец, освобождение в 1954 году, с "наградой" лагерным туберкулезом, от которого он и умер, не намного пережив погибшего в лагере Юру Вейнерта. Хорон сменил много профессий: был учителем физики в школе, читал лекции студентам ВГИКа, профессионально вторгался в исследования биологических проблем и т.д. - нет возможности подробно описать всю его творческую жизнь. Дружба с 1943 года с Юрием Вейнертом дала ему возможность стать соавтором сонетов дю Вентре. Сперва - сорока, затем - ста. …Взлетать все выше в солнечное небо Познать предел паденья и позора, Пред чем отступит мужество твое, Все это - жизнь. Приняв ее однажды, * * * …В шальной калейдоскоп фортуны-шлюхи Все вскользь… Увы, казалось: только снится Пять чувств всю жизнь кормил я до отвала, …Но почему - француз, почему - XVI век и, наконец, почему взята форма сонета - надо сказать, форма не простая и мало популярная? Ответ на первый вопрос - не труден: кто был первым героем благородного рыцарства? Конечно же, - д’Артаньян! И XVI век с его кровавой Варфоломеевской ночью - тоже из Дюма, только из "Королевы Марго", да еще - из "Хроник времен Карла IX" Проспера Мериме с их заметным сходством описываемых событий с трагической эпохой первых десятилетий двадцатого века! И, наконец, почему - именно сонет, форма стихотворчества довольно трудная? Да именно потому, что трудная, требующая особого мастерства; это тоже вдохновляло авторов. Маркизе Л. Ю.Вейнерт Чтоб в рай попасть мне - множество помех: Ленив я. Каюсь: здесь моя вина. Любить врагов? Об этом умолчу! Отречься от Свободы? Ну уж нет: Можем ли мы представить себе сколько-нибудь достоверно ужас лагерного существования - обессиленных, голодных, униженных людей, страдающих к тому же из-за отсутствия необходимой каждому культурному человеку духовной пищи. И ведь это длилось не днями, не месяцами, а годами! И в этих условиях - сохранить доброе сердце и творческие устремления, нежность и любовь! Маркизе Л. Нет-нет, твои не стерлись поцелуи… Сквозь шторма рёв, сквозь смерч рапир и молний Нимб славы мне здесь, на земле, не нужен. Пусть светит в небе ярче звезд-жемчужин * * * Под страхом смерти мне запрещено Зачем вступать с Ней в недостойный торг? И голод, и пинки, и грубый смех, Что жить без вас, что умереть - одно. Добрый и проницательный, превозносивший Честь и Достоинство, Любовь и Справедливость, поэт обличал и саркастически высмеивал ханжество, лицемерие, ложь, бездушие. Может быть, поэтому сборник его сонетов назван "Злые песни". Вы оскорбили, сударь мой, меня, Конечно, выходка осла смешна. Моя картель - не клякса на бумаге. Почтительно вас жду. Да, между прочим, Свидетель кровавых событий, поэт отдает должное святошам-церковникам, благословлявшим религиозные, по сути своей, войны, духовное мракобесие и изуверства инквизиции, унесшие жизнь сотен тысяч людей, и все это - во имя Божье. Он клеймит внешнюю святость, за которой скрывается невоздержанность грешной плоти. Я.Харон …Вы вязнете в грехах, мой сын, поныне, - Земная жизнь - обман, греховный миг! Тщету гордыни, пьянство и разврат И вот - скорблю: как королевский шут, * * * "Аз есмь Господь…" - Слыхал. Но сомневаюсь. "Чти день субботний…" - Что за фарисейство! "Не убивай…" - И критиков прощать?! (О, Господи, как тесен этот стих!) * * * Бог сто веков наводит свой порядок: Воруют все, кинжалом сводят счеты, ...Когда дворцы и церкви будут срыты, * * * Норт-Дам де Шартр! Услышав твой набат, В твоих глазах я вижу Сатану, О горе мне! Неужто не смогу я Но, слава Господу, есть выход дивный: …Насмешник и шутник, защитник правды и свободы, Гийом дю Вентре предстает храбрым воителем против лицемерия и унижения личности. Враг тирании, поэт и воин, рожденный в ужасных условиях гулаговского ада, он всегда будет дорог людям!.. Спешите, люди добрые, купить Каков товар! Он исцеляет горе! Вот мушки шпанские - мужьям ленивым; Кому чего? От всех недугов лечим: * * * …Когда червям на праздничный обед В ход пустят пальцы, когти и клыки: Лягнет любая сволочь. Всякий шут Я вам мешаю? Смерть моя - к добру? © Copyright: Глеб Ходорковский, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|