***
АНА;ПЕСТ, анапеста, муж.(греч. anapaistos, обратный дактилю, букв. отражённый назад) — в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU—» В силлабо-тоническом стихосложении — стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
АНА;ПЕСТ -1) Античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ;;,, а А. ,,;;). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.
Кстати, в связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным).
2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа _ _ | ; Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой _ _| ;,, | ;,, | ;,, | ;. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
На врагов, кои мучат нахально,
Стон пуская в селение дально,
Сердце жалобы вносит печально.
(1759 г.)
Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.
Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:
Я те | бе ниче | го не ска | жу,
Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,
И о | том, что я | молча твер | жу,
Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.
(А. Фет)
Я у | бит подо | Ржевом / | /
В безы | мянном бо | лоте, / | /
В пятой | роте, на | левом, / | /
При жес | током на | лете. / | /
(А. Твардовский)
То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):
Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. / | /
А тю | ремные | дни будто | годы; / | /
И ок | но высо | ко над зем | лей, / / | /
А у | двери сто | ит часо | вой. / / | /
(М. Лермонтов)
Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):
Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, / | /
И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, / / | /
Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев / | /
Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. / / | /
(М. Исаковский)
Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):
До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, / / | /
Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. / | /
Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, / / | /
Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. / | /
(А. Сурков)
; Я пи | шу, как ды | шу.
; По дру | гому пи | сать не у | мею. / | /
; Поде | литься спе | шу
; То вос | торгом, то | болью сво | ею. / | /
(В. Звягинцева)
Итак, АНАПЕСТ:
1) тип стопы в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный.
Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета :
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /
"Тройка" Н. А. Некрасова:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
_ _ /_ _ / _ _ /_
_ _ /_ _ / _ _ /
_ _ /_ _ / _ _ /_
_ _ /_ _ / _ _ /
А. А. Блок (на начальном слоге строки сверхсхемное ударение):
ТАм, в ночнОй завывАющей стУже
В пОле звЁзд отыскАл я кольцО.
ВОт лицО возникАет из крУжев,
ВозникАет из крУжев лицО...
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную
*Ана;круса (тж. анакру;за; др.-греч. ; ;;;;;;;;;;, отталкивание, попятное движение, обратный ход) — самостоятельный долгий или краткий слог в начале стиха до первой стопы.
Анакруза в метрике и силлабо-метрике
В метрике и силлабо-метрике анакруза рассматривается только в том случае, когда частным образом видоизменяет устойчивую ритмическую единицу. Это может быть брахий (псевдо-стопа, самостоятельный краткий слог) или самостоятельный долгий слог, добавленный перед стихом. Напр. у Алкея встречается Малый сапфический стих, модифицированный брахием:
—U—U—UU—U—U ; U¦—U—U—UU—U—U
Такой анакрузой мог быть модифицирован также любой трохеический стих:
—U—U—U—U… ; U¦—U—U—U—U…
И дактилический:
—UU—UU—UU… ; U¦—UU—UU—UU…
Такая анакруза возникала, как правило, перед сильной долей, то есть предшествовала трохею или дактилю (реже). Отсюда первый трохей при анакрузе мог рассматриваться как амфибрахий (U—U), и получал собственное название брахихорей (U¦—U), то есть амфибрахий в начале стиха, возникающий в результате анакрузы трохея брахием.
Анакруза в силлабо-тонике
Анакруза в теории русского силлабо-тонического стихосложения — безударный слог в начале строки до первого ударения. Напр.: в амфибрахическом стихе: «Руса;лка плыла; по реке; голубой; // Озаря;ема по;лной луно;й» (М. Ю. Лермонтов), U;U|U;U|U;U|U; // U¦U;U|U;U|U;, где анакруза — первый слог во второй строке.
Анакрузой также называют группу слогов перед первым ударением в стихе, независимо от того, входят эти слоги в стопу или нет. Напр. в ямбе U;|U;…, анапесте UU;|UU;…, 4-м эпитрите UUU;|UUU;… соответственно первые 1, 2 и 3 безударных слога являются анакрузой в этом значении.
Другие статьи в литературном дневнике: